Игра как средство и как метод активного обучения
Одним из наиболее эффективных активных средств обучения является деловая игра. Уже в 1932 году в Ленинграде М.М. Бирштейн впервые использовала в обучении игровой метод (деловую игру), который в настоящее время используется во многих странах. Игра как вид деятельности – это средство; игра как способ взаимодействия преподавателя со студентами – это метод.
Исследователи установили, что при подаче материала игровым методом усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.
В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:
1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.
2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.
3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования. [82]
Педагогическая суть деловой игры как средства обучения - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре - «что было бы, если бы…»
Данный метод взаимодействия преподавателя со студентами раскрывает личностный потенциал последних: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
Прежде как приступить к использованию деловой игры в учебном процессе, рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач.
Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель - предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности.
После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе вуза - это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:
1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
2. Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.
3. Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.
4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.
5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.
Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Следует соблюсти следующие методические требования:
• игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
• максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;
• создание атмосферы поиска и непринужденности;
• тщательная подготовка учебно-методической документации;
• четко сформулированные задачи; условия и правила игры;
• выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
• наличие необходимого оборудования.
В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты.
Положительное в применении деловых игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний.
Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.
Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы.
Учебно-познавательная эффективность осуществляется в процессе игры путем знакомства студентов с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере.
Воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры.
Развивающая эффективность: в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.
Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь противоположный результат. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.
return false">ссылка скрытаКонтрольные вопросы и задания
1. Общее и единичное в понятиях «форма», «метод» и «средство» обучения.
2. Чем интерактивные методы обучения отличаются от других, например, активных?
3. По каким признакам классифицируются методы /средства обучения?
Использованная и рекомендуемая литература к главе 2
1. Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина, СВ. Резванов. - РостовнаДону: Издво РО ИПК и ПРО, 2001 год. - 176 с.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980.
3. Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 1996.
4. Бим-Бад, Б.М. Очерки по теории образования, обучения и воспитания. http://bimbad. ru/author/bim_bad
5. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Науч. изд-во. – 2003.
6. «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 1888 с.: ил.
7. Брунер, Дж. Культураобразования/Брунер Джером; [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]; Моск. высш. шк. социальных и экон. наук. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
8. Буланова М.В. – Топоркова. Педагогика и психология высшей школы//Учебное пособие. Ростов- на- Дону, 2002.- 544 с.
9. Вербицкий А. А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
10. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. 2000, № 2.
11. Вуз государственный, вуз негосударственный: московские студенты о своих вузах. Данные социологического исследования / Публикация подготовлена О. О. Намлинской
12. Головатый Н.Ф. Студент путь к личности. - М., 1982
13. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.
14. Егорова Ю.А. О необходимости новой парадигмы целеполагания в образовании // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12 – С. 96-97.
15. Загвязинсшй В. И.Дидактика высшей школы: текст лекц.-Челябинск, 1990.
16. Загвязинский В.И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень, ТюмГУ, 2008.
17. Зинченко И. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 1999.
19. Кузьмина Н.В. Акмеологичекая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144 с.
20. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.
21. Лебедев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992. — С. 28.
22. Леднев В. С.Содержание образования. - М., 1989.
23. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. – М., 1990.
24. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л., 1976.
25. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи // Социологические исследования. 1998, № 5.
26. Лисовский Н.В. Акмеологичекая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144 с.
27. Литвак, М.Е. Принцип сперматозоида: учебное пособие / М.Е. Литвак. - Изд. 31е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 501 с. (Психологический практикум).
28. Мамонтова Мария hochun-info@rambler.ruwww.hochun.ru.
29. Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002.
30. Мизин И.А., Колин К.К. Информационные и телекоммуникационные
31. Технологии в системе образования России // Системы и средства информатики. Вып. 8. - М.: Наука. Физматлит, 1996. - С. 2-13.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.
33. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В.Кузьминой. - Л., 1972.36.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
34. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
35. Педагогика. М.М.Невежина, Н.В.Пушкарёва, Е.В. Шарохина, М., 2005.
36. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. – СПб., 2000.
37. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.
38. Рудакова, И.А. Дидактика / И.А. Рудакова. - РостовнаДону: Феникс, 2005. - 256 с.
39. Русанова А. Г. Культурная идентификация студентов и проблемы высшего образования
40. Талызина Н. Ф.Управление процессом усвоения знаний. — М., 1983
41. Угольников О.В. Дистанционное обучение на основе междисциплинарного подхода // Тезисы межвуз. научно – технич. конф. "Проблемы совершенствования высшего заочного образования" - М.: РЗИТЛП, 1999. - С.53.
42. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
43. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.
44. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.: ил.
45. http://samopoznanie.ru/schools/celepolaganie/
46. http: //www.sbiblio.com/forum/