Компетентностная модель будущего учителя

Использование компетентной модели будущего учителя в университетском образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов студентов по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний и сведений, а освоение студентами таких умений, которые позволяли бы им определять свои профессиональные цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. В свою очередь, деятельность в целом университета характеризуется компетентностью всех субъектов этой деятельности.

Сама компетентностная модель педагога выступает в виде образа, отражающего структуру образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, в конкретной образовательной системе. Поэтому мы не можем дать универсальной компетентностной модели учителя, так как перечень тех компетенций и умений учителя, который здесь был представлен, остается открытым. Каждый вуз (школа), вузовский преподаватель (школьный учитель) может добавить в этот перечень те, которые он считает наиболее важными для достижения тех или иных образовательных результатов в учетом того, что уровень сформированности профессиональных компетенций учителя должен быть достаточным для создания такой образовательной развивающей среды, в которой возможно формирование ключевых компетенций обучающихся. Очевидно одно: учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!

Как было отмечено выше, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Поэтому и модель профессиональной компетентности учителявыступает как единство его теоретической и практической готовности.

Содержание теоретической готовности учителя понимается, с одной стороны, как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний, с другой, - как теоретическая деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя гностических, идеологических аналитических, дидактических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений, содержание каждого из которых представлено нами выше.

 

Содержание же практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения, конструктивные и технологические, организационно-методические и производственно-операционные умения. Их содержание также представлено в перечне групп профессионально-педагогических умений.

Хотя психолого-педагогические знания, представляющие собой когнитивный компонент профессиональной компетентности педагога, в общем виде определены учебными программами, мы хотим выделить их ещё раз, так как именно они, на наш взгляд, представляют собой основу гуманистически ориентированного мышления педагога-воспитателя. Психолого-педагогическая подготовленность как компетентность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития обучающейся молодёжи.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания являются и предпосылкой развития интеллектуальных и практических педагогических умений и в целом - профессиональных компетенций педагогов.

 

6. Компетентностный подход как методологический принцип

 

В 2007 году Коллегией Министерства образования и науки РФ был утвержден макет федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки в высшей школе, в котором компетентностный подход стал методологической базой – основополагающим принципом - перехода на новые образовательные ориентиры в высшей школе.

К настоящему времени уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей. Например, монография А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения»; работы Вербицкого А.А., Ларионовой О.Г. «Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции»; Татур Ю.Г. «Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования»; Зимней И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании»; Равена Дж. «Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация»; Адольфа В.А. «Профессиональная компетентность современного учителя» и др.

Знакомство с научно-педагогической литературой показывает, что понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода как методологического принципа в высшем профессиональном образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые принципы и способы построения многомерной (теоретической и практической) образовательной деятельности на основе этого подхода. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса (преподавания и учения) и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

• цель и смысл профессионального образования заключаются в развитии у будущих специалистов способности самостоятельно решать проблемы в своей сфере деятельности на основе использования имеющегося социального опыта;

• содержание профессионального образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

• смысл организации образовательного процесса заключается в создании гуманистических условий для формирования у будущих профессионалов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессионального образования;

• оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых студентами на определённом этапе обучения.

Но исходным общенаучным принципом профессионально-педагогической компетентности был и остается личностно-гуманная ориентация. В этой связи основными принципами реализации компетентностного подхода, уточняющими его сущность и многомерность, являются:

- взаимосвязь с гуманизацией образовательного процесса, обеспечивающая личностно-развивающий характер профессиональной подготовки и эффективную самореализацию и саморазвитие студента;

- междисциплинарность и интегративность, что предполагает содержательно-технологическую интеграцию дисциплин социально-гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального блоков профессиональной подготовки и их связь с будущей социально-профессиональной деятельностью педагога;

return false">ссылка скрыта

- содержательно-технологическая преемственность обучения и воспитания будущих педагогов, обеспечивающая единство и согласованность педагогических требований и средств, направленных на развитие у студентов продуктивного мышления и деятельности, личностных качеств, определяющих сущность формируемых компетенций;

- диагностичность, что означает поэтапное выявление степени сформированности компетенций посредством определенного диагностико-критериального аппарата.

При внедрении компетентностного подхода в процесс подготовки педагогов акцент делается на развивающих, проблемно-модульных, игровых, проектно-исследовательских технологиях; рейтинговых системах оценки; организации различных форм тестирования. Главным методическим требованием к обновлению форм и содержания самостоятельной работы выступает ее организация в контексте будущей профессии студента. Последнее в свою очередь означает, что учебные планы и программы должны включать все виды учебной деятельности, а именно: 1) организацию педагогических и производственных практик с выполнением научно-исследовательских проектов, ориентированных на запросы работодателей образовательной сферы; 2) осуществление расчетно-проектной, научно-исследовательской работы; 3) участие в деловых, ролевых, имитационных играх, в разрешении социально-педагогических ситуаций.

При реализации гуманистического по своему смыслу и содержанию компетентностного подхода опираются на следующиеконкретно-научные принципы: 1) образование - для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития, 2) разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности обучающихся - на основе собственной мотивации и ответственности за результат, 3) оценивание - для обеспечения возможности студенту самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

Компетентностный подход,отражающий принцип многомерности в образованиипротивостоитследующим антигуманным положениям, существовавшим в высшей школе подготовки педагогов:

• традиционному предметному репродуктивному «обучению», в основу которого заложена идея передачи и усвоения знаний (информа­ции);

• принудительным формам организации учебных занятий;

• вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства образовательным процессом;

• селективной и субъективной отметочной системе оценивания образовательных результатов («остаточных» знаний).

Компетентностный подход предполагает переход:

- от предметного преподавания и изучения к интегративному обучению, целостному образовательному процессу и непрерывному самообразованию;

- от фиксирования «остаточных» знаний к определению уровня компетентности, готовности и дальнейшему непрерывному образованию, уровня профессионализма, готовности к деятельности (ценностно-ориентационной, психолого-педагогической, практической), к самореализации, конкурентоспособности в образовательной сфере, степени социальной и профессиональной мобильности.

Планируя организацию учебного процесса и методы реализации компетентностного подхода как основополагающего принципа обучения в высшей школе, следует всегда помнить, что мы запоминаем 20% услышанного, 40% увиденного, 60% увиденного + услышанного, 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими. В этой связи эффективная организация учебного компетентностно ориентированного процесса должна основываться на потребностях студентов, учитывать их уровень и привлекать к процессу принятия решений на всех этапах и уровнях процесса обучения, использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта.

В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что реализация компетентностного подхода в образовании предполагает изменения в профессиональном сознании самого педагога, в его деятельности. Необходимо при этом помнить, что компетентность всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, людям, окружающей действительности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.