И «профессиональная компетентность»

 

Во все времена образование – общее и профессиональное - в той или иной мере должно было обеспечивать соответствие запросам и возможностям общества.

В отечественной системе образования, например, применительно к высшей школе существовала многолетняя практика составления квалификационных характеристик специалиста, в которых закреплялись требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников различных специальностей, где помимо знаниевой парадигмы присутствовали термины «готовность», «способность», «ответственность», «понимание» и «мировоззрение», расширяющие тесные рамки такой парадигмы.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности так же было представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели профессиональных качеств педагога (профессиограмме), отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

С такими требованиями можно ознакомиться, например, в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих» от 26.08.2010 №761. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» включает пункт III - "Должности педагогических работников", в котором изложены не только должностные обязанности учителя, но и перечень того, что он должен знать.

И в настоящее время изменения в обществе, связанные с ускорением темпов своего развития, повлияли на ситуацию в сфере образования. Как утверждает О.Е. Лебедев, в меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм, который предполагает необходимость перехода от хорошего специалиста — к хорошему сотруднику.

Понятие «хороший сотрудник», конечно же, включает и качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — это, прежде всего, тот человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям. Кроме чисто профессиональных качеств, от современного хорошего сотрудника требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, заключается в развитии процессов информатизации. Создание условий для неограниченного доступа к информации ведёт к утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Что касается ситуации в педагогическом образовании, то она такова, что и от педагогических кадров требуются умения работать в изменяющихся условиях образовательной системы государства: разрабатывать инновационные проекты и программы развития образования, прогнозировать и создавать индивидуализированные модели образования обучаемых, вести самостоятельное педагогическое исследование и т.д. А это означает, что не работодатели, а уже на уровне образовательных учреждений должны готовить будущих специалистов к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, предприимчивость, динамизм, адаптивность.

Созрела объективная потребность в компетентных педагогических кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к педагогической профессии, а профессионально-педагогическая компетентность, то есть соответствие педагога многомерным компетентностным требованиям профессиональной деятельности. В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса – в школе, в вузе.

Современная ситуация развития высшего образования актуализирует дифференциацию понятий «квалификационная характеристика», о чём было сказано выше, и «профессиональная компетентность», о чём разговор пойдет ниже.

Всем давно уже понятно, что потребность описания качеств личности выпускника высшей школы в терминах компетентностного подхода появилась в связи с процессами глобализации и интеграции российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство. Болонский процесс потребовал общего понимания содержания квалификаций и степеней и в качестве приоритетного направления совместных усилий называет определение общих и специальных компетенций выпускников. Коренные преобразования в обществе и, соответственно, в Российской системе образования обусловили необходимость решения множества задач, одной из которых является описание качеств личности выпускника вуза в категориях «компетенция» и «компетентность» и определение технологий формирования этих качеств.

В соответствии с этими процессами знаниевая парадигма образования начала пересматриваться с позиции компетентностного подхода. Уровень образованности определяется не объёмом знаний, их энциклопедичностью. Он определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. И компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности максимально использовать полученные знания.

Важнейшим компонентом новой модели вузовского образования является как раз ее ориентация на практическую деятельность, точнее - на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. И такой подход в педагогической науке и практике принято теперь называть компетентностным. При этом акцент делается на овладение умениями анализа и синтеза, понимания и применения, принятия действенных решений. Для этого и было необходимо, чтобы все учебные программы, учебники и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.

Курс на реализацию компетентностного подхода отражен в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года», принятой ещё в 2002 году, и в Рекомендациях Комитета Министров к странам-членамСовета Европы (о содержании этих рекомендаций будет изложено ниже).

Таким образом, происходящие в мире и России изменении в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, и вызвали необходимость постановки вопроса обеспечения более полного личностно и социально интегрированного результата образования. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования выступили понятия «компетенция» и «компетентность».

На данном этапе развития гуманитарной науки существует множество определений понятий «компетентность» и «компетенция». Различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. По этой причине до сих пор не существует единства в понимании сущности этих терминов. Поскольку в современной социально-гуманитарной литературе сложилась достаточно противоречивая ситуация по вопросу содержания понятий компетенция и компетентность, попробуем сначала разобраться в этих ключевых понятиях компетентностного подхода, опираясь на различные словари и многочисленные источники и научные труды.

2. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность»

Следует отметить, что ни в один из энциклопедических педагогических словарей понятия «компетенция» и «компетентность» не включены. Видимо, это объясняется тем, что раньше они не принадлежали области педагогических терминов и категорий.

Советский энциклопедический словарь не различает понятия «компетенция» и «компетентность». В нём мы находим, что термин «компетенция» (в переводе с латинского competo – добиваюсь; competentia – принадлежность по праву; competentis - соответствующий, способный) имеет два значения: 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу, 2) знания и опыт в той или иной области.

Словарь русского языка С.И. Ожегова:

Компетенция1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2)круг чьих-нибудь прав.

Компетентный 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией || сущ. компетентность.

Словарь иностранных слов:

Компетенция – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Толковый словарь под редакцией Д.И. Ушакова:

Компетентность – авторитетность; компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (компетентность состоит из компетенций).

Большой экономический словарь:

Компетенция1)совокупность свойств; 2)совокупность полномочий, которыми располагает какой - либо орган или должностное лицо, определенные Конституцией, Законом, Уставом и изданными на основе их актами государственного управления.

Компетентность-знание, позволяющее судить о чем – либо.

Итак, в общенаучном плане компетенцию трактуют как объективную характеристику, как сферу прав и обязанностей ответственного человека.

Компетенции - это то, что работники, занимающие конкретные должности, должны уметь делать в соответствии с установленными стандартами. Это понятие, раскрывающее сферу профессиональной деятельности, в которой человек компетентен, и отражает его статус в организации, полномочиях, определяет область его ответственности. Компетенция – «это интегральный показатель, степень готовности личности (включающая позитивную мотивацию, знания, умения, способности и опыт творческой деятельности), которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса учебных, профессиональных и других задач» (В.И. Андреев).

Следовательно, компетенция — это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность — мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека. Понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».

В настоящее время в отечественной педагогике принято различать понятия «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции) и «компетентность» как характеристику работника (специалиста). Можно сказать, что компетентность - это понятие, относящееся к человеку.

В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Следовательно, компетентности – это внутренние психологические новообразования личности: системы ценностей и отношений, знания, опыт, представления, программы (алгоритмы) деятельности, творческие способности, которые позволяют реализовать компетенции.

Мы полностью согласны с мнением А.К. Марковой, которая рассматривает компетентность как субъективную характеристику социальных, личностных, духовных, профессиональных качеств, как интегративную характеристику личности.

Н.Ф.Талызина, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров и др. отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно характеризуют понятие «компетентность», так как, по их мнению, «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками на уровне применения их в профессиональном и жизненном опыте. Компетентность - это системное проявление (а не только наличие) знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Компетентность – способность со знанием дела применять эти знания

Компетентностьстановится фактором, обеспечивающимрезультативность профессиональной деятельности, потому что «компетентностьэто способность получать запланированный конкретный результат» (П. Вейлл). Результативность проявляется в конкретных итогах деятельности и в соответствии их насущным потребностям реальной практики. Эта ориентация на результат является основанием для самоконтроля и эффективного поведения даже в критических ситуациях при ограниченности ресурсов деятельности.

Возникает как бы естественный вопрос: имеется ли связь между компетентностью и опытом? Конечно же, компетентность связана с опытом. Однако эта связь неоднозначная: нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Чтобы стать компетентным, недостаточно иметь большой стаж работы. Для того необходимо, чтобы человек совершал переходы – от информации и знания («знаю, что») к мысли, а от нее к действию и поступку («знаю, как»), а от них к целенаправленной и мотивированной системе действий - деятельности. И в деятельности он получает возможность измениться сам, развить способности, приобрести новые качества, в т.ч. социальные, стать компетентным (В.И. Загвязинский).