Бюджеты субъектов Российской Федерации: характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются форме законов субъектов РФ .
С 18 марта 2014 года в России 85 субъекта [2].
Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается:
· наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета;
· правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти;
· правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета;
Доходы бюджетов субъектов РФформируются за счет [2]:
• налоговых доходов от установленных региональных налогов, а также от федеральных налогов и сборов;
• неналоговых доходов;
• безвозмездных поступлений, решающую долю которых составляют межбюджетные трансферты, поступающие из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Собственные доходы субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а так же от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов РФ на очередной финансовый год.
Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие виды расходов [2]:
1. обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
3. проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
4. обеспечение реализации региональных целевых программ;
5. формирование государственной собственности субъектов РФ;
6. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
7. содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
8. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
11. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.
источники финансирования дефицита федерального бюджета могут быть как внутренние, так и внешние,.
К внутренним источникам относят:
Ø поступления от размещения государственных ценных бумаг РФ в валюте РФ;
Ø бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы РФ;
Ø кредиты кредитных организаций;
Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
Ø поступления от продажи акций и иных форм участия вкапитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
Ø поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней.
К внешним источникам финансирования относят:
1. государственные внешние заимствования в виде государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
2. кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.
Предельное значение дефицита бюджета субъектаРФ не должно превышать15%утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений.
Дефицит региональных бюджетов может покрываться только внутренними источниками. К ним можно отнести: поступления от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта РФ, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ [2].
104. Местные бюджеты: характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита местных бюджетов.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. При этом каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, предназначенный для исполнения своих расходных обязательств.
Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается:
1. достаточным уровнем собственных доходов;
2. правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления;
3. правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета [2].
Доходы местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований)формируются за счет [2]:
• доходов от местных налогов и сборов;
• доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
• неналоговых доходов;
• безвозмездных поступлений в виде межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов [2]:
1. содержание органов местного самоуправления;
2. формирование муниципальной собственности и управление муниципальной собственностью;
3. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
4. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
5. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
6. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
7. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
8. организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
9. обеспечение противопожарной безопасности;
10. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
11. реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
12. обслуживание и погашение муниципального долга;
13. содержание муниципальных архивов;
14. проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
15. прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Дефицит местных бюджетов может покрываться только внутренними источниками. К ним можно отнести доходы от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений [2].