Бюджеты субъектов Российской Федерации: характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются форме законов субъектов РФ .

С 18 марта 2014 года в России 85 субъекта [2].

Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается:

· наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета;

· правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти;

· правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета;

Доходы бюджетов субъектов РФформируются за счет [2]:

• налоговых доходов от установленных региональных налогов, а также от федеральных налогов и сборов;

• неналоговых доходов;

• безвозмездных поступлений, решающую долю которых состав­ляют межбюджетные трансферты, поступающие из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Собственные доходы субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а так же от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов РФ на очередной финансовый год.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие виды расходов [2]:

1. обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3. проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

4. обеспечение реализации региональных целевых программ;

5. формирование государственной собственности субъектов РФ;

6. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

7. содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

8. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;

10. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

11. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

источники финансирования дефицита федерального бюджета могут быть как внутренние, так и внешние,.

К внутренним источникам относят:

Ø поступления от размещения государственных ценных бумаг РФ в валюте РФ;

Ø бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы РФ;

Ø кредиты кредитных организаций;

Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

Ø поступления от продажи акций и иных форм участия вкапитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

Ø поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней.

К внешним источникам финансирования относят:

1. государственные внешние заимствования в виде государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

2. кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.

Предельное значение дефицита бюджета субъектаРФ не должно превышать15%утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений.

Дефицит региональных бюджетов может покрываться только внутренними источниками. К ним можно отнести: поступления от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта РФ, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ [2].


104. Местные бюджеты: характеристика доходов, расходов, источников финансирова­ния дефицита местных бюджетов.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. При этом каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, предназначенный для исполнения своих расходных обязательств.

Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается:

1. достаточным уровнем собственных доходов;

2. правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления;

3. правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета [2].

Доходы местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований)формируются за счет [2]:

• доходов от местных налогов и сборов;

• доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

• неналоговых доходов;

• безвозмездных поступлений в виде межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов [2]:

1. содержание органов местного самоуправления;

2. формирование муниципальной собственности и управление муниципальной собственностью;

3. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

4. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

5. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

6. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

7. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

8. организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

9. обеспечение противопожарной безопасности;

10. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

11. реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

12. обслуживание и погашение муниципального долга;

13. содержание муниципальных архивов;

14. проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

15. прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Дефицит местных бюджетов может покрываться только внутренними источниками. К ним можно отнести доходы от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений [2].