Бюджетный механизм, его структура, характеристика основных элементов. Содержание, формы, методы бюджетного контроля.
Бюджетный механизм — составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля [3].
Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования, и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны .
Бюджетный контроль— составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса [7].
Цель бюджетного контроля — обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств.
При бюджетном контроле проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.
Объектами бюджетного контроля являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы предприятий и организаций, финансируемых из бюджета.
Бюджетный контроль осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального Казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами. налоговыми и таможенными органами, органами финансово-балансовой системы, ведомственного контроля.
Содержание бюджетного контроля, его организационные формы самостоятельно определяют законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления (Федеральное Собрание РФ законодательные органы республик, входящих в состав РФ, краевые, областные, городские, районные думы и другие).
Законодательные (представительные) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. Законодательные органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), основными задачами которых являются:
а) контроль за своевременным исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению;
б) регулярное представление представительным органам власти информации о ходе исполнения бюджетов;
в) анализ выявления отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение;
г) финансовая экспертиза проектов законов.
Исполнительны органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. Правительство РФ, правительство республик, входящих в состав Российской Федерации, администрации областей, краев, округов, городов, районов контролируют правильность использования предприятиями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований.
Ведущую роль в осуществлении бюджетного контроля со стороны исполнительных органов играют Минфин России и финансовые органы в регионах и на местах. Финансовые органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланированных суммах, законность расходования бюджетных средств, состояние сметно-штатной дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности у распорядителей и получателей бюджетных средств.
Бюджетный контроль подразделяется на:
1) предварительный;
2) текущий;
3) последующий.