Письменная нумерация.

В десятичной системе счисления для записи чисел используют десять знаков: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. Знаки для записи чисел называют цифрами.

Разряд – место для записи цифр в числе. Каждый разряд имеет свое название. Название разрядов совпадает с названием единиц счета – разряд единиц, десятков, сотен и т.д. Кроме того, разрядам дают названия, совпадающие с номером места, занимаемого разрядом в записи числа. Разряды нумеруют справа налево. Соответственно: 1-ый разряд – разряд единиц; 2-ой разряд- разряд десятков; 3-ий разряд – разряд сотен, 4-ый разряд – разряд единиц тысяч и т. д.

Запись чисел ведется на основе принципа поместного значения цифр: значение цифры зависит от места занимаемого этой цифрой в записи числа

В устной нумерации для обозначения разрядов или классов, не содержащих ни одной единицы, особые слова не требуются, ибо названия этих разрядных единиц просто опускаются. В письменной нумерации на месте отсутствующих единиц в каком-либо разряде или классе ставится цифра 0. Изобразим рассмотренные выше факты в виде схемы (см. схему 1).

 

 

Схема 1

 

 

При изучении нумерации учащиеся знакомятся с характеристикой числа:

1. Прочитать число.

2. Указать, сколько в нем счетных единиц каждого рода (единиц, десятков, сотен и т.д.).

3. Сколько единиц в каждом разряде.

4. Назвать непосредственно следующее и пред-шествующее числа для данного числа (соседей числа).

5. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.

В математике существует 3 подхода к формированию понятия числа: аксиоматический, теоретико-множест-венный и через измерение величин.

В традиционной и некоторых других образовательных системах («Гармония», система Л.В. Занкова и др.) понятие числа формируется на основе теоретико-множест-венного подхода с элементами аксиоматического, который позволяет усваивать свойства ряда натуральных чисел.

 

Рассмотрим теперь порядок изучения нумерации в системе Л.В. Занкова.

В данной системе выделяются следующие разделы «Однозначные числа», «Двузначные числа», «Трехзначные числа», «Многозначные числа», «Числа в пределах миллиона». Изучение нумерации проходит в два этапа: подготовительный (дочисловой) этап и изучение чисел.

На подготовительном этапе учащиеся закрепляют понятия «больше», «меньше», «равно», уточняются пространственные представления учащихся.

Изучение натурального ряда чисел начинается с ознакомления учащихся с историей возникновения чисел (когда люди не знали чисел, как они считали и др. вопросы). Первоначальной основой знакомства с натуральными числами является теоретико-множественный подход. Число возникает как инвариантная характеристика класса равносильных множеств, а основным инструментом познания отношений между ними становится установление взаимно однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств. На этой основе формируются понятия об отношениях больше, меньше, равно, неравно как между множествами, так и между соответствующими им числами. На данном этапе учащиеся соотносят число с конкретными конечными множествами.

С числами и цифрами дети знакомятся вне их упорядоченного расположения. Написание цифр изучается в порядке возрастания трудности их изображения: 1, 4, 6, 9, 5, 3, 2, 7, 8.

На следующем этапе однозначные натуральные числа, с которыми дети познакомились в процессе сравнения множеств, упорядочиваются в начало натурального ряда чисел и происходит знакомство с его основными свойствами.

План работы на данном этапе:

1. Активизация представлений детей о наведении порядка в самом общем смысле этого слова и о многообразии возможностей его наведения (Задание: На рисунке ты видишь много разных геометрических фигур. Как ты думаешь, есть на этом рисунке порядок? Расскажи, как бы ты навел порядок среди этих фигур. Сделай рисунок.)

2. Формирование представлений о некоторых способах упорядочивания в математике, сосредоточив основное внимание на упорядочивании в порядке возрастания и в порядке убывания.

3. Упорядочивание расположения нескольких разночисленных множеств в порядке увеличения (уменьшения) количества элементов.

Задание: Что можно сказать о рядах кругов? Можно ли сказать, что они расположены в порядке увеличения? Запишите числом, сколько кругов в каждом ряду. Поставьте знаки сравнения.

 

           
     

 


                                   
                 

 


3 6 6 9 3 9

 

4. Упорядочивание соответствующих множествам чисел как различающихся на одно и тоже число, так и на разные числа.

5. Упорядочивание всех однозначных натуральных чисел и введение понятия натурального ряда чисел.

6. Знакомство со свойствами натурального ряда чисел (начинается с 1, каждое следующее на 1 больше предыдущего, бесконечный).

7. Понятие об отрезке натурального ряда чисел, сходство и различие между натуральным рядом чисел и его отрезком.

Затем учащиеся знакомятся с числом 0 (число 0 характеризует отсутствие объектов пересчета).

Изучение концентра «Двузначные числа» начинается с числа 10.

Алгоритм изучения двузначных чисел:

· Образование новой счетной единицы – десятка объединением десяти предыдущих единиц.

· Образование десяти как следующего числа натурального ряда.

· Запись 10 и анализ записи.

· Счет десятками до 90.

· Запись получившихся чисел.

· Знакомство с названиями круглых десятков и анализ их образования.

· Заполнение промежутков между круглыми десятками в натуральном ряду чисел.

· Знакомство с название двузначных чисел, стоящих между десятками. Установление общего принципа образования этих названий.

· Сравнение всех изученных натуральных чисел.

Перед изучением новой счетной единицы проходит подготовительная работа: На дом детям дается задание узнать когда и какие предметы считают разными группами и зачем это делают (пара ботинок, перчаток, коробка карандашей 6 (12, 18) и др.).

Ознакомление с числами второго, третьего и т.д. десятка идет постепенно. Каждый новый десяток рассматривается отдельно (сначала образование чисел второго десятка, через несколько уроков образование чисел третьего десятка и т.д.). Изучение двузначных чисел значительно растянуто во времени. Это сделано для того, чтобы дети имели возможность глубоко осознать принцип построения той системы счисления, которой мы пользуемся.

Изучение трехзначных чисел начинается в конце 2 класса и идет в соответствии с тем алгоритмом, который мы написали для двузначных чисел.

В 3 и 4 классах учащиеся продолжают знакомиться с натуральным рядом чисел. Рассмотрение темы «Многозначные числа» разбито на 2 этапа: сначала дети изучают числа в пределах первых двух классов (класса единиц и класса тысяч), а затем знакомятся с числами класса миллионов.

Центральным моментом каждого нового расширения множества натуральных чисел является образование новой счетной единицы (тысячи, десятка тысяч, сотни тысяч и т.д.). Каждая такая единица возникает в первую очередь как результат объединения десяти предыдущих единиц в единое целое: десять сотен – одна тысяча, десять тысяч – один десяток тысяч и т.д.

Далее изучение темы идет по алгоритму, описанному для двузначных чисел.

Хотя первоначально натуральное число возникает перед учениками в теоретико-множественном подходе, уже в первом классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин как длина, масса, емкость и др. Эти два подхода продолжают сосуществовать и в дальнейшем, завершаясь обобщением, в результате которого появляются понятия точного и приближенного числа. Расширение понятия числа происходит за счет знакомства с дробными, а также положительными и отрицательными числами.

Цель семинаров по данной содержательной линии

Формировать умения:

· проводить логико-математический и логико-дидактический анализ содержательной линии;

· определять иерархию целей обучения конкретной теме и мотивировать изучение конкретного учебного материала;

· мотивировать изучение конкретного учебного материала;

· подбирать литературу для изучения конкретного вопроса (задачи, пункта учебника) и составлять соответствующую картотеку;

· ставить учебную задачу, отбирать соответствующие ей учебные действия и операции, конструировать совокупность заданий для ее реализации;

· организовывать и управлять деятельностью учащихся в процессе решения учебной задачи;

· подбирать материал к уроку и писать конспект или развернутый план урока;

· составлять самостоятельную (контрольную) работу для проверки знаний нумерации, использовать различные виды тестирования для проверки конкретных знаний и умений учащихся;

· выполнять логико-дидактический анализ изучения данной содержательной линии в школьных учебных комплектах по разным системам обучения.

Задания для самоподготовки

Тема занятия. Изучение нумерации в концентре

«Числа от 1 до 10»

1. Раскройте содержание и последовательность изучения основных понятий в данном концентре по традиционной программе [32; 33]. Определите перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении данной темы.

2. Выполните логико-дидактический анализ материалов учебников по альтернативным УМК [1; 2; 9, 10, 23; 40; 41].

3. При изучении нумерации чисел первого десятка решаются следующие учебные задачи:

1. Образование нового числа и обозначение его цифрой.

2. Счет предметов множества.

3. Написание цифры.

4. Определение места числа в натуральном ряду.

5. Сравнение предметов и множеств.

6. Изучение состава чисел.

Подберите упражнения, с помощью которых реализуются данные учебные задачи, укажите их виды.

4. Подберите упражнения, с помощью которых реализуются перечисленные ниже учебные задачи при изучении числа и цифры 9 в образовательной системе «Гармония»:

1) Образование нового числа и обозначение его цифрой:

§ получение нового числа из предыдущего;

§ обозначение нового числа цифрой;

2) Счет предметов множества:

§ использование разнообразных предметов для счета (описать эти предметы);

§ называние чисел в прямом и обратном порядке;

§ различное расположение предметов для счета (по прямой – горизонтальной илиедметы);

§ называние чисел в прямом и обратном порядке;

§ различное расположение предметов для счета (по прямой – горизонтальной или вертикальной, по диагонали, по кривой, по кругу, хаотично).

В упражнениях этой группы должны различным образом сочетаться перечисленные параметры.

3) Написание цифры:

§ отработка движения руки в воздухе, работа с трафаретами и др.;

§ работа в тетради (обвести по карандашу, обвести по пунктиру, написать по образцу по опорным точкам и без них, написать самостоятельно).

4) Определение места числа в натуральном ряду:

§ счет от 1 до n и называние чисел в обратном порядке:

§ называние чисел от заданного числа до заданного (в прямом и обратном порядке);

§ расстановка на наборном полотне чисел в прямом и обратном порядке;

§ определение закономерности в предложенной числовой последовательности;

§ упражнения, в которых надо вставить пропущенные числа;

§ упражнения, в которых надо назвать «соседей» числа;

5) Сравнение предметов и множеств:

§ упражнения на сравнение предметных множеств;

§ упражнения на сравнение чисел по их месту в числовом ряду;

§ сравнение чисел с помощью знаков >, <, =;

§ определение нескольких чисел больших или меньших данного;

§ запись числа расположенных в заданных границах (например, больше 3, но меньше 5).

6) Изучение состава чисел:

§ упражнения на раскладывании счетного материала;

§ упражнения на запись недостающего числа в составе данного.

5. Выделите учебные задачи, которые решаются в процессе изучения темы «Число и цифра 1»

6. Разработайте конспект урока по теме «Число и цифра 5» по учебнику М1М [32].

7. Разработайте содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме.

Тема занятия. Изучение нумерации в теме

«Числа от 1 до 100»

1. Раскройте содержание и последовательность изучения основных понятий в данном числовом концентре по традиционной программе [33; 34]. Определите перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы при изучении данной темы.

2. Выполните логико-дидактический анализ материалов учебников по альтернативным УМК [2; 3; 12; 13; 25; 43; 44].

3. Дайте анализ системы упражнений по теме «Числа от 11 до 20. Вопросы нумерации», представленной в учебнике М.1. М [33].

4. Разработайте конспект урока по теме «Однозначные и двузначные числа» по учебнику М.2.М [34].

5. Разработайте содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме.

Тема занятия. Изучение нумерации в теме

«Числа от 1 до 1000»

1. Раскройте содержание и последовательность изучения основных понятий в данном концентре по традиционной программе. Определите перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы при изучении данной темы.

2. Выполните логико-дидактический анализ материалов учебников по альтернативным УМК.

3. Разработайте конспект урока по теме «Устная нумерация чисел» по учебнику М3М [35; 36].

4. Составьте картотеку статей по теме: «Изучение нумерации в начальных классах». Напишите краткую аннотацию к каждой статье.

5. Разработайте содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме.

Тема занятия. Методика изучения нумерации