УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ

ЧАСТЬ 11

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СУФФИКСАХ, ОБУЧЕНИЕ СУФФИКСАЛЬНОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНЫМИ И

УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ

С К А З К А

КАК ЁЖИК НАУЧИЛСЯ У ЛЯГУШКИ

СОЧИНЯТЬ СЛОВА

Решил как-то раз ёжик искупаться в пруду. Но не успел он дойти до этого пруда, как услышал какие-то очень странные звуки: «Ква-а, ква-а, ква-а...»

— Ой, кто это там квачит? — удивился ёжик.

— Это я, лягушка. Только я не квачу, а квакаю.

Ёжик посмотрел по сторонам и увидел на кочке зеленую пучеглазую зверюшку

— А зачем ты квакаешь?

— Зачем — не знаю, а почему — знаю: потому что я квакушка.

— Какое ушко? — переспросил ёжик.

— Да не ушко, а квак-ушка, — разъяснила лягушка. — Это часть слова такая. Если её сзади к слову прицепишь, то получится новое слово. «Квак» — это просто звук, а если прицепишь к нему «-ушка», то получится: «зверушка, которая квакает».

— Ой, как здорово! — обрадовался ёжик. — А я вот фыркаю. Значит, я фырк-ушка.

— Ну-у, так мо-ожно сказать, — протянула лягушка. — Но ведь многие звери умеют фыркать. А вот так ёжиться, как ты, умеют только ёж-ики.

— А ты вначале сказала, что тебя зовут «лягушка», — вспомнил ёжик.

— Да, меня ещё зовут «ляг-ушка», потому что я умею лягаться, — похвасталась лягушка.

— А ты ещё умеешь прыгать. Значит, ты ещё и прыгушка?

— И прыгушка, и скакушка, и со всякими там ёжиками болтушка.

— Зачем ты меня обижаешь? — насупился ёжик.

— Если б я тебя хотела обидеть, я бы тебя назвала «ежище»! — заявила лягушка. — А я тебе ласково сказала: «ёжик».

— Нет, «ёжик» — это значит «маленький ёж», — возразил ёжик.

— Это пра-авда, ёжик, — кивнула лягушка. — Но ведь про маленьких всегда говорят ласково: маленький комар — комарик, маленький кот — котик, маленькая рыба — рыбка, маленькая корова — коровка...

— Это же конфета такая — «Коровка»! — перебил ёжик. — А корова — она коровушка!

Тут ёжик задумался.

— Значит, «лягушка» — тоже ласкательное имя? — спросил он.

Тогда лягушка тоже задумалась, а потом проквакала:

— Нет, «лягушка» — это обыкновенное имя, а ласкательное — «лягушечка».

Она полюбовалась своим отражением в воде, улыбнулась до ушей и добавила:

— Кваку-у-шечка!

Ёжик огляделся по сторонам и сказал:

— А посмотри, вон на той кочке сидит здоровенная лягушища! Ты тоже такая будешь, когда вырастешь?

— А я уже выросла, ёжик, — снисходительно объяснила лягушка. — Я раньше была лягушонком. А на той кочке сидит простая жаба.

— А она что — раньше была жабёнком? — поинтересовался ёжик.

— Не знаю, наверное. Мы с жабой не разговариваем. Я знаю, что мышь в детстве была мышонком, белка — бельчонком, утка — утёнком, гусь — гусёнком. А ещё я знаю одну свинью, которая в детстве была...

— Свинёнком? — подсказал ёжик.

— Да нет же, поросёнком.

— Уж очень это все сложно, — вздохнул ёжик.

— Да, это сложно, потому что части слов надо сложить, — растолковала лягушка. - Но всего сразу не запомнишь. Вот вырастешь — всё будешь знать.

Ёжик стал думать, каким же он будет, когда вырастет.

— Когда я стану большим, то постараюсь быть умным ежихом, как моя мама, — заявил он.

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — расхохоталась лягушка.— Это девчонки-ежонки становятся ежихами, а малъчишки-сжишки становятся большими ежами.

— А кем были в детстве цветы? — задумался ёжик. — Цветиками или цветочками?

— Цветы и когда большие — их называют цветочками, — пояснила лягушка. — Потому что они красивые и все их любят. Вот, держи, я тебе дарю! Тебе и твоей маме!

И лягушка протянула ёжику белые кувшинки.

— Спасибо, только эти я себе возьму, — ответил ёжик. — Мама любит другой цвет.

— Розовый?

— А какой это?

— Ну, как роза.

— Нет, — покачал головой ёжик.

— Тогда сиреневый?

— Это как сирень? Нет, тоже не такой.

— Ну какие же цветы она любит?

— Я забыл. Они похожи на кувшин.

— Коричневые, как глина, что ли? — удивилась лягушка.

— Да нет, такие цветы есть — кувшинчики.

— А, кувшинки! — догадалась лягушка. — Так это те, которые я тебе подарила.

— Правда? — смутился ёжик. — А я их и не узнал. Какие-то они не такие. Наверное, другого цвета.

— Кувшинки бывают белые, как эти, а ещё жёлтые.

— Желтые — это как желток? — уже уверенно спросил ёжик.

— Пра-авда, пра-авда, — проквакала лягушка.

— А ещё я хочу узнать, как называются эти штучки, которые к словам прибавляются, чтобы новые слова получились.

— Ну, какие-то там прибавки, приставки. Не помню уже. Да ты у мамы спроси.

— Мама у меня все знает, — согласился ёжик. И побежал к маме, прижимая к себе охапку цветов. Он торопился рассказать маме обо всех интересных словах, которые сегодня узнал.

— Мама, мама! — закричал ёжик с порога. — Как называется то, что сзади прицепляется?

— Репейник. А от кого ты бежишь, как ошпаренный?

— Ой, я не так сказал! — воскликнул ёжик. — Я бежал не потому, что ко мне что-то прицепилось! Просто я хочу узнать, как называется то, что прицепляется к словам — и получаются новые слова. Это прицепки, прибавки или приставки?

— Вот-вот, приставки — это правильное название, — заметила мама-ежиха. — Только они всегда спереди к словам прибавляются. А то, что сзади — это суффиксы.

«Какое фырчащее слово», — думал ёжик. И засыпая, всё повторял: «Суф-ф-фиксы, суф-ф-фиксы...»

Во сне ему снились дома, которые вырастали до неба и становились высоченными доминами, а потом съёживались и превращались в крошечные домики. Вокруг них водили хороводы зайцы с зайчихами и зайчатами, а за деревьями прятались огромные волчищи, и щёлкали ужасными зубищами, и сверкали жуткими глазищами. От такой страшной картины ёжик чуть было не проснулся, но потом вспомнил, что всё это только сон. А звери во сне даже запели песню, и ёжик окончательно успокоился и уснул крепко-крепко. И до утра ему снилась звериная песенка:

Все зверюшки и зверята,

Лягушата и ежата,

Вместе весело живут:

Никого не обижают

И друг другу помогают —

Хорошо себя ведут!

А ужасные зверищи

Все волчищи-медведищи —

Далеко отсюда рыщут,

Даже если нас и ищут —

Всё равно ведь не найдут!

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Часть 11 предназначена для усвоения одного из основных видов словообразования — суффиксального, а также для выработки представления о морфемном составе слова. Эта тема рассматривается на примере уменьшительных и увеличительных суффиксов как наиболее наглядных для ребенка. В тексте сказки дается представление о том, зачем нужны уменьшительные и увеличительные суффиксы, как изменяется значение слова в зависимости от суффикса. Приводятся и некоторые другие модели словообразования: названия детеныша от названия взрослого животного, названия цвета от названия предмета. Эти словообразовательные модели выбраны потому, что они обладают конкретным, зрительно представимым значением, и ребенку их легче усвоить. В тексте сказки словообразовательные суффиксы (уменьшительные, увеличительные и пр.) выделены курсивом, а исходные существительные — жирным шрифтом.

 

В процессе чтения сказки ребенку показывают картинки, иллюстрирующие слова с разными суффиксами, образованные от одного и того же исходного слова (дом — домина — домик, заяц — зайчиха — зайчонок). Следует обратить внимание ребенка на то, как меняется значение слова при присоединении различных суффиксов, а также на возможность выражения средствами суффиксального словообразования и синонимических отношений (листик — листочек).

 

После прочтения сказки рекомендуется выполнить следующие упражнения для лучшего усвоения и закрепления материала.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 1. Вопросы по тексту.

Задание: ответить на вопросы по прочитанной сказке.

1) Чему ёжик научился в этой сказке?

2) Что помогает делать новые слова?

3) От каких слов ёжик и лягушка пытались образовать новые слова?

 

Упражнение № 2. Образование слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Цель упражнения — освоить образование слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами по заданной модели.

Задание: образовать новые слова по приведенному образцу.

В качестве образца даются примеры из текста сказки (квак + ушк + а — квакушка, коров + ушк + а — коровушка, ёж + ик — ёжик, рыб + к + а — рыбка, кувшин + чик — кувшинчик, ёж + ищ + е — ежище). Ребенку предлагается образовать различные слова по этой модели от других исходных слов.

1) Образец: коров + ушк + а — коровушка.

Примеры:

Уменьшительные названия от слов: изба, голова, трава, зима. Слова со значением «производитель определенного звука» — от слов: хлоп, хохот, куку.

Суффикс -ушк, окончание -а.

2) Образец: рыб + к + а — рыбка.

Примеры:

Уменьшительные названия от слов: нора, гора, дыра, репа, лапа, шуба.

Суффикс -к-, окончание –а

 

3) Образец: еж + ик — ежик, ноль + ик — нолик.

Примеры:

Уменьшительно-ласкательные названия от слов: нос, зуб, рот, стол, чиж, дождь, гвоздь, зонт, шар, бант, халат, двор, брат, фонарь, пароход, самолёт.

Суффикс -ик.

 

4) Образец: кувшин + ник — кувшинчик.

Примеры:

Уменьшительно-ласкательные названия от слов: шкаф, диван, стакан, фонтан, вагон, карман, апельсин, портфель.

Суффикс -чик.

 

5) Образец: еж + ищ + е — ежище.

Примеры:

Увеличительные названия от слов: кот, хвост, дом, арбуз, комар, дождь, гвоздь, лес, холод, мороз. Суффикс -ищ-, окончание -е.

 

Упражнение № 3. Поиск и выделение слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами в тексте.

Задание: ребенку предлагают найти в тексте сказки и подчеркнуть все слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

 

Упражнение № 4. Образование названий животных женского рода и названий детенышей.

Цель упражнения — освоить образование названий животных женского рода от названий животных мужского рода и названий детенышей от названий взрослых животных.

В качестве образца используются приведенные в тексте словообразовательные модели (еж + их + а — ежиха, мышь + онок — мышонок, мышь + am + а — мышата, гусь + ёнок — гусёнок, гусь + ят + а — гусята).

Задание: образовать новое название по приведенному образцу.

1) Образец: еж + их + а — ежиха.

Примеры:

Образовать названия животных женского рода от слов: слон, лось, морж, бобр.

 

2) Образец: мышь + онок — мышонок, мышь + am + а — мышата, гусь + ёнок — гусёнок, гусь + ят + а — гусята, жаба + ёнок — жабёнок.

Примеры:

Образовать названия детенышей от слов: сова, слон, олень, кит, лиса, кот, лось; грач, морж, галка, волк, кролик.

 

Упражнение № 5. Понятие о других словообразовательных суффиксах.

Детям, которые хорошо усвоили суффиксы, приведенные в сказке, можно рассказать и о других словообразовательных суф­фиксах.

1) Образец: суффикс женского рода -иц- (медведь — медведица)

Примеры: лиса, волк.

2) Образец: уменьшительно-ласкательный суффикс -ечк- (кошка — кошечка)

Примеры: картошка, ложка, книжка, шишка, крошка, кукушка, подушка.

 

2) Образец: уменьшительный суффикс -очк- (палка — палочка)

Примеры: вилка, иголка, селёдка, посылка, заколка, сумка, картинка, тряпка.

 

4) Образец: уменьшительный суффикс -ышк- (солнце — солнышко)

Примеры: перо, крыло, пятно, зерно, стекло, горло.

 

5) Образец: уменьшительно-ласкательный суффикс -ц- + окончание -е (зеркало — зеркальце).

Примеры: золото, болото, копыто, корыто, мыло, одеяло, блюдо.

 

Упражнение № 6. Понятие о синонимичных суффиксах.

Задание: подобрать слова, чтобы передать то же значение. Надо постараться объяснить, чем различаются эти похожие слова.

Примеры:

1) Мамочка — ... (мамуся, мамуля)

2) Бабуся — ... (бабуля, бабулечка)

3) Кисочка — ... (кисонька)

4) Дружок — ... (дружочек)

5) Листик — ... (листочек)

6) Коровка — ... (коровушка)

7) Рученька—... (ручонка)

8) Подруженька — ... (подружечка)

9)Пальтишко — ... (пальтецо)

10)Домик — ... (домишко)

11)Домина — ... (домище)

 

Упражнение № 7. Самостоятельное образование новых слов с использованием различных суффиксов.

Задание: можно предложить ребенку образовать уменьшительные и увеличительные названия с использованием различных суффиксов от игрушек, предметов домашней обстановки и т. п.

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений развивает у ребенка представление о словообразовании, расширяет словарный запас. На примере приведенных в данной части моделей словообразования ребенок может понять, что такое суффиксы и как с их помощью образуются новые слова. Это поможет ему в дальнейшем освоить другие типы суффиксов, в том числе и с абстрактным значением.