УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ
ЧАСТЬ 11
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СУФФИКСАХ, ОБУЧЕНИЕ СУФФИКСАЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНЫМИ И
УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ
С К А З К А
КАК ЁЖИК НАУЧИЛСЯ У ЛЯГУШКИ
СОЧИНЯТЬ СЛОВА
Решил как-то раз ёжик искупаться в пруду. Но не успел он дойти до этого пруда, как услышал какие-то очень странные звуки: «Ква-а, ква-а, ква-а...»
— Ой, кто это там квачит? — удивился ёжик.
— Это я, лягушка. Только я не квачу, а квакаю.
Ёжик посмотрел по сторонам и увидел на кочке зеленую пучеглазую зверюшку
— А зачем ты квакаешь?
— Зачем — не знаю, а почему — знаю: потому что я квакушка.
— Какое ушко? — переспросил ёжик.
— Да не ушко, а квак-ушка, — разъяснила лягушка. — Это часть слова такая. Если её сзади к слову прицепишь, то получится новое слово. «Квак» — это просто звук, а если прицепишь к нему «-ушка», то получится: «зверушка, которая квакает».
— Ой, как здорово! — обрадовался ёжик. — А я вот фыркаю. Значит, я фырк-ушка.
— Ну-у, так мо-ожно сказать, — протянула лягушка. — Но ведь многие звери умеют фыркать. А вот так ёжиться, как ты, умеют только ёж-ики.
— А ты вначале сказала, что тебя зовут «лягушка», — вспомнил ёжик.
— Да, меня ещё зовут «ляг-ушка», потому что я умею лягаться, — похвасталась лягушка.
— А ты ещё умеешь прыгать. Значит, ты ещё и прыгушка?
— И прыгушка, и скакушка, и со всякими там ёжиками болтушка.
— Зачем ты меня обижаешь? — насупился ёжик.
— Если б я тебя хотела обидеть, я бы тебя назвала «ежище»! — заявила лягушка. — А я тебе ласково сказала: «ёжик».
— Нет, «ёжик» — это значит «маленький ёж», — возразил ёжик.
— Это пра-авда, ёжик, — кивнула лягушка. — Но ведь про маленьких всегда говорят ласково: маленький комар — комарик, маленький кот — котик, маленькая рыба — рыбка, маленькая корова — коровка...
— Это же конфета такая — «Коровка»! — перебил ёжик. — А корова — она коровушка!
Тут ёжик задумался.
— Значит, «лягушка» — тоже ласкательное имя? — спросил он.
Тогда лягушка тоже задумалась, а потом проквакала:
— Нет, «лягушка» — это обыкновенное имя, а ласкательное — «лягушечка».
Она полюбовалась своим отражением в воде, улыбнулась до ушей и добавила:
— Кваку-у-шечка!
Ёжик огляделся по сторонам и сказал:
— А посмотри, вон на той кочке сидит здоровенная лягушища! Ты тоже такая будешь, когда вырастешь?
— А я уже выросла, ёжик, — снисходительно объяснила лягушка. — Я раньше была лягушонком. А на той кочке сидит простая жаба.
— А она что — раньше была жабёнком? — поинтересовался ёжик.
— Не знаю, наверное. Мы с жабой не разговариваем. Я знаю, что мышь в детстве была мышонком, белка — бельчонком, утка — утёнком, гусь — гусёнком. А ещё я знаю одну свинью, которая в детстве была...
— Свинёнком? — подсказал ёжик.
— Да нет же, поросёнком.
— Уж очень это все сложно, — вздохнул ёжик.
— Да, это сложно, потому что части слов надо сложить, — растолковала лягушка. - Но всего сразу не запомнишь. Вот вырастешь — всё будешь знать.
Ёжик стал думать, каким же он будет, когда вырастет.
— Когда я стану большим, то постараюсь быть умным ежихом, как моя мама, — заявил он.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — расхохоталась лягушка.— Это девчонки-ежонки становятся ежихами, а малъчишки-сжишки становятся большими ежами.
— А кем были в детстве цветы? — задумался ёжик. — Цветиками или цветочками?
— Цветы и когда большие — их называют цветочками, — пояснила лягушка. — Потому что они красивые и все их любят. Вот, держи, я тебе дарю! Тебе и твоей маме!
И лягушка протянула ёжику белые кувшинки.
— Спасибо, только эти я себе возьму, — ответил ёжик. — Мама любит другой цвет.
— Розовый?
— А какой это?
— Ну, как роза.
— Нет, — покачал головой ёжик.
— Тогда сиреневый?
— Это как сирень? Нет, тоже не такой.
— Ну какие же цветы она любит?
— Я забыл. Они похожи на кувшин.
— Коричневые, как глина, что ли? — удивилась лягушка.
— Да нет, такие цветы есть — кувшинчики.
— А, кувшинки! — догадалась лягушка. — Так это те, которые я тебе подарила.
— Правда? — смутился ёжик. — А я их и не узнал. Какие-то они не такие. Наверное, другого цвета.
— Кувшинки бывают белые, как эти, а ещё жёлтые.
— Желтые — это как желток? — уже уверенно спросил ёжик.
— Пра-авда, пра-авда, — проквакала лягушка.
— А ещё я хочу узнать, как называются эти штучки, которые к словам прибавляются, чтобы новые слова получились.
— Ну, какие-то там прибавки, приставки. Не помню уже. Да ты у мамы спроси.
— Мама у меня все знает, — согласился ёжик. И побежал к маме, прижимая к себе охапку цветов. Он торопился рассказать маме обо всех интересных словах, которые сегодня узнал.
— Мама, мама! — закричал ёжик с порога. — Как называется то, что сзади прицепляется?
— Репейник. А от кого ты бежишь, как ошпаренный?
— Ой, я не так сказал! — воскликнул ёжик. — Я бежал не потому, что ко мне что-то прицепилось! Просто я хочу узнать, как называется то, что прицепляется к словам — и получаются новые слова. Это прицепки, прибавки или приставки?
— Вот-вот, приставки — это правильное название, — заметила мама-ежиха. — Только они всегда спереди к словам прибавляются. А то, что сзади — это суффиксы.
«Какое фырчащее слово», — думал ёжик. И засыпая, всё повторял: «Суф-ф-фиксы, суф-ф-фиксы...»
Во сне ему снились дома, которые вырастали до неба и становились высоченными доминами, а потом съёживались и превращались в крошечные домики. Вокруг них водили хороводы зайцы с зайчихами и зайчатами, а за деревьями прятались огромные волчищи, и щёлкали ужасными зубищами, и сверкали жуткими глазищами. От такой страшной картины ёжик чуть было не проснулся, но потом вспомнил, что всё это только сон. А звери во сне даже запели песню, и ёжик окончательно успокоился и уснул крепко-крепко. И до утра ему снилась звериная песенка:
Все зверюшки и зверята,
Лягушата и ежата,
Вместе весело живут:
Никого не обижают
И друг другу помогают —
Хорошо себя ведут!
А ужасные зверищи —
Все волчищи-медведищи —
Далеко отсюда рыщут,
Даже если нас и ищут —
Всё равно ведь не найдут!
РЕКОМЕНДАЦИИ
Часть 11 предназначена для усвоения одного из основных видов словообразования — суффиксального, а также для выработки представления о морфемном составе слова. Эта тема рассматривается на примере уменьшительных и увеличительных суффиксов как наиболее наглядных для ребенка. В тексте сказки дается представление о том, зачем нужны уменьшительные и увеличительные суффиксы, как изменяется значение слова в зависимости от суффикса. Приводятся и некоторые другие модели словообразования: названия детеныша от названия взрослого животного, названия цвета от названия предмета. Эти словообразовательные модели выбраны потому, что они обладают конкретным, зрительно представимым значением, и ребенку их легче усвоить. В тексте сказки словообразовательные суффиксы (уменьшительные, увеличительные и пр.) выделены курсивом, а исходные существительные — жирным шрифтом.
В процессе чтения сказки ребенку показывают картинки, иллюстрирующие слова с разными суффиксами, образованные от одного и того же исходного слова (дом — домина — домик, заяц — зайчиха — зайчонок). Следует обратить внимание ребенка на то, как меняется значение слова при присоединении различных суффиксов, а также на возможность выражения средствами суффиксального словообразования и синонимических отношений (листик — листочек).
После прочтения сказки рекомендуется выполнить следующие упражнения для лучшего усвоения и закрепления материала.
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение № 1. Вопросы по тексту.
Задание: ответить на вопросы по прочитанной сказке.
1) Чему ёжик научился в этой сказке?
2) Что помогает делать новые слова?
3) От каких слов ёжик и лягушка пытались образовать новые слова?
Упражнение № 2. Образование слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Цель упражнения — освоить образование слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами по заданной модели.
Задание: образовать новые слова по приведенному образцу.
В качестве образца даются примеры из текста сказки (квак + ушк + а — квакушка, коров + ушк + а — коровушка, ёж + ик — ёжик, рыб + к + а — рыбка, кувшин + чик — кувшинчик, ёж + ищ + е — ежище). Ребенку предлагается образовать различные слова по этой модели от других исходных слов.
1) Образец: коров + ушк + а — коровушка.
Примеры:
Уменьшительные названия от слов: изба, голова, трава, зима. Слова со значением «производитель определенного звука» — от слов: хлоп, хохот, куку.
Суффикс -ушк, окончание -а.
2) Образец: рыб + к + а — рыбка.
Примеры:
Уменьшительные названия от слов: нора, гора, дыра, репа, лапа, шуба.
Суффикс -к-, окончание –а
3) Образец: еж + ик — ежик, ноль + ик — нолик.
Примеры:
Уменьшительно-ласкательные названия от слов: нос, зуб, рот, стол, чиж, дождь, гвоздь, зонт, шар, бант, халат, двор, брат, фонарь, пароход, самолёт.
Суффикс -ик.
4) Образец: кувшин + ник — кувшинчик.
Примеры:
Уменьшительно-ласкательные названия от слов: шкаф, диван, стакан, фонтан, вагон, карман, апельсин, портфель.
Суффикс -чик.
5) Образец: еж + ищ + е — ежище.
Примеры:
Увеличительные названия от слов: кот, хвост, дом, арбуз, комар, дождь, гвоздь, лес, холод, мороз. Суффикс -ищ-, окончание -е.
Упражнение № 3. Поиск и выделение слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами в тексте.
Задание: ребенку предлагают найти в тексте сказки и подчеркнуть все слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Упражнение № 4. Образование названий животных женского рода и названий детенышей.
Цель упражнения — освоить образование названий животных женского рода от названий животных мужского рода и названий детенышей от названий взрослых животных.
В качестве образца используются приведенные в тексте словообразовательные модели (еж + их + а — ежиха, мышь + онок — мышонок, мышь + am + а — мышата, гусь + ёнок — гусёнок, гусь + ят + а — гусята).
Задание: образовать новое название по приведенному образцу.
1) Образец: еж + их + а — ежиха.
Примеры:
Образовать названия животных женского рода от слов: слон, лось, морж, бобр.
2) Образец: мышь + онок — мышонок, мышь + am + а — мышата, гусь + ёнок — гусёнок, гусь + ят + а — гусята, жаба + ёнок — жабёнок.
Примеры:
Образовать названия детенышей от слов: сова, слон, олень, кит, лиса, кот, лось; грач, морж, галка, волк, кролик.
Упражнение № 5. Понятие о других словообразовательных суффиксах.
Детям, которые хорошо усвоили суффиксы, приведенные в сказке, можно рассказать и о других словообразовательных суффиксах.
1) Образец: суффикс женского рода -иц- (медведь — медведица)
Примеры: лиса, волк.
2) Образец: уменьшительно-ласкательный суффикс -ечк- (кошка — кошечка)
Примеры: картошка, ложка, книжка, шишка, крошка, кукушка, подушка.
2) Образец: уменьшительный суффикс -очк- (палка — палочка)
Примеры: вилка, иголка, селёдка, посылка, заколка, сумка, картинка, тряпка.
4) Образец: уменьшительный суффикс -ышк- (солнце — солнышко)
Примеры: перо, крыло, пятно, зерно, стекло, горло.
5) Образец: уменьшительно-ласкательный суффикс -ц- + окончание -е (зеркало — зеркальце).
Примеры: золото, болото, копыто, корыто, мыло, одеяло, блюдо.
Упражнение № 6. Понятие о синонимичных суффиксах.
Задание: подобрать слова, чтобы передать то же значение. Надо постараться объяснить, чем различаются эти похожие слова.
Примеры:
1) Мамочка — ... (мамуся, мамуля)
2) Бабуся — ... (бабуля, бабулечка)
3) Кисочка — ... (кисонька)
4) Дружок — ... (дружочек)
5) Листик — ... (листочек)
6) Коровка — ... (коровушка)
7) Рученька—... (ручонка)
8) Подруженька — ... (подружечка)
9)Пальтишко — ... (пальтецо)
10)Домик — ... (домишко)
11)Домина — ... (домище)
Упражнение № 7. Самостоятельное образование новых слов с использованием различных суффиксов.
Задание: можно предложить ребенку образовать уменьшительные и увеличительные названия с использованием различных суффиксов от игрушек, предметов домашней обстановки и т. п.
► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений развивает у ребенка представление о словообразовании, расширяет словарный запас. На примере приведенных в данной части моделей словообразования ребенок может понять, что такое суффиксы и как с их помощью образуются новые слова. Это поможет ему в дальнейшем освоить другие типы суффиксов, в том числе и с абстрактным значением.