Вспомогательные и организационные процессы жизненного цикла программного средства
Вспомогательныепроцессы жизненного цикла программного средства. Процесс документирования (documentation process) предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПС. Данный процесс состоит из набора действий, с помощью которых планируют, проектируют, разрабатывают, выпускают, редактируют, распространяют и сопровождают документы, необходимые для всех заинтересованных лиц, таких, как руководители, технические специалисты и пользователи системы
Процесс управления конфигурацией (configuration management process) предполагает применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПС для определения состояния компонентов ПС в системе, управления модификациями ПС, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов ПС и запросов на модификацию, обеспечения полноты, совместимости и корректности компонентов ПС, управления хранением и поставкой ПС. Согласно стандарту IEEE–90 под конфигурацией ПС понимается совокупность его функциональных и физических характеристик, установленных в технической документации и реализованных в ПС.
Процесс обеспечения качества (quality assurance process) обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПС и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам. Под качеством ПС понимается совокупность свойств, которые характеризуют способность ПС удовлетворять заданным требованиям
Для получения достоверных оценок создаваемого ПС процесс обеспечения его качества должен происходить независимо от субъектов, непосредственно связанных с разработкой ПС. При этом могут использоваться результаты других вспомогательных процессов, таких, как верификация, аттестация, совместная оценка, аудит и разрешение проблем.
Подготовительная работа заключается в координации с другими вспомогательными процессами и планировании самого процесса обеспечения качества с учетом используемых стандартов, методов, процедур и средств.
Обеспечение качества продукта подразумевает гарантирование полного соответствия программных продуктов и документации на них требованиям заказчика, предусмотренным в договоре.
Обеспечение качества процесса предполагает гарантирование соответствия процессов ЖЦ ПС, методов разработки, среды разработки и квалификации персонала условиям договора, установленным стандартам и процедурам.
Обеспечение прочих показателей качества системы осуществляется в соответствии с условиями договора и стандартом качества ISO 9001.
Процесс верификации (verification[1] process) состоит в определении того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями (верификация в «узком» смысле означает формальное доказательство правильности ПС). Для повышения эффективности верификация должна как можно раньше интегрироваться с использующими ее процессами (такими, как поставка, разработка, эксплуатация или сопровождение). Данный процесс может включать анализ, оценку и тестирование.
Верификация может проводиться с различными степенями независимости. Степень независимости может варьироваться от выполнения верификации самим исполнителем или другим специалистом данной организации до ее выполнения специалистом другой организации с различными вариациями. Если процесс верификации осуществляется организацией, не зависящей от поставщика, разработчика, оператора или службы сопровождения, то он называется процессом независимой верификации.
В процессе верификации проверяются следующие условия:
– непротиворечивость требований к системе и степень учета потребностей пользователей;
– возможности поставщика выполнить заданные требования;
– соответствие выбранных процессов ЖЦ ПС условиям договора;
– адекватность стандартов, процедур и среды разработки процессам ЖЦ ПС;
– соответствие проектных спецификаций ПС заданным требованиям;
– корректность описания в проектных спецификациях входных и выходных данных, последовательности событий, интерфейсов, логики и т.д.;
– соответствие кода проектным спецификациям и требованиям;
– тестируемость и корректность кода, его соответствие принятым стандартам кодирования;
– корректность интеграции компонентов ПС в систему;
– адекватность, полнота и непротиворечивость документации.
Процесс аттестации (validation[2] process) предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональному назначению. Под аттестацией обычно понимаются подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования ПС. Аттестация должна гарантировать полное соответствие ПС спецификациям, требованиям и документации, а также возможность его безопасного и надежного применения пользователем. Аттестацию рекомендуется выполнять путем тестирования во всех возможных ситуациях и использовать при этом независимых специалистов. Аттестация может проводиться на начальных стадиях ЖЦ ПС или как часть работы по приемке ПС Аттестация, так же как и верификация, может осуществляться с различными степенями независимости. Если процесс аттестации выполняется организацией, не зависящей от поставщика, разработчика, оператора или службы сопровождения, то он называется процессом независимой аттестации.
Процесс совместной оценки (joint review process) предназначен для оценки состояния работ по проекту и ПС, создаваемому при выполнении данных работ (действий). Он сосредоточен в основном на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта Оценка применяется как на уровне управления проектом, так и на уровне технической реализации проекта и проводится в течение всего срока действия договора. Данный процесс может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, при этом одна сторона проверяет другую.
Процесс аудита (audit process) представляет собой определение соответствия требованиям, планам и условиям договора. Аудит может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, когда одна сторона проверяет другую. Аудит – это ревизия (проверка), проводимая компетентным органом (лицом) в целях обеспечения независимой оценки степени соответствия ПС или процессов установленным требованиям. Аудит служит для установления соответствия реальных работ и отчетов требованиям, планам и контракту. Аудиторы (ревизоры) не должны иметь прямой зависимости от разработчиков ПС. Они определяют состояние работ, использование ресурсов, соответствие документации спецификациям и стандартам, корректность тестирования
Процесс разрешения проблем (problem resolution process) предусматривает анализ и решение проблем (включая обнаруженные несоответствия) независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов. Каждая обнаруженная проблема должна быть идентифицирована, описана, проанализирована и разрешена
Организационные процессы жизненного цикла программного средства.Процесс управления (management process) состоит из действий и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управление выпуском продукта, управление проектом и управление задачами соответствующих процессов, таких, как приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др.
Процесс создания инфраструктуры (infrastructure process) охватывает выбор и поддержку (сопровождение) технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПС. Инфраструктура должна модифицироваться и сопровождаться в соответствии с изменениями требований к соответствующим процессам. Инфраструктура, в свою очередь, является одним из объектов управления конфигурацией.
Процесс усовершенствования (improvement process) предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ПС. Усовершенствование процессов ЖЦ ПС направлено на повышение производительности труда всех участвующих в них специалистов за счет совершенствования используемой технологии, методов управления, выбора инструментальных средств и обучения персонала. Усовершенствование основано на анализе достоинств и недостатков каждого процесса. Такому анализу в большой степени способствует накопление в организации исторической, технической, экономической и иной информации по реaлизoвaнным проектам.
Процесс обучения (training process) охватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала. Приобретение, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение ПС в значительной степени зависят от уровня знаний и квалификации персонала. Например, разработчики ПС должны пройти необходимое обучение методам и средствам программной инженерии. Содержание процесса обучения определяется требованиями к проекту. Оно должно учитывать необходимые ресурсы и технические средства обучения. Должны быть разработаны и представлены методические материалы, необходимые для обучения пользователей в соответствии с учебным планом