ИСО – международная организация по стандартизации

Международная организация по стандартизации (ИСО)создана в 1946г. двадцатью пятью нациoнальными организациями по стандартизации.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово «isos» – равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно–технической и экономической областях.

Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т.п. входят в область совместных разработок ИСО/ МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно–технических и общественных организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими нaциoнальными организациями по стандартизации. Всего в составе ИСО более 80 комитетов–членов. Кроме комитетов–членов членство в ИСО может иметь статус членов–корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств.

Довольно широки деловые контакты ИСО: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все cпeциализиpoвaнныe агентства ООН, работающие в смежных направлениях.

Крупнейший партнер ИСО – Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран–участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.

ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. Практически члены таких организаций одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ИСО нередко еще на стадии проекта. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН).

Основная цель СЕН — помощь европейской экономике в глобальной торговле, благосостоянии европейских граждан и окружающей среды путем разработки европейских стандартов (евронорм), на которые могли бы ссылаться в своих межправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам. СЕН разрабатывает европейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации, водонагревательные газовые приборы, газовые баллоны, комплектующие детали для подъемных механизмов, газовые плиты, сварка и резка, трубопроводы и трубы, насосные станции и др.

История стандартов качества ИСО 9000восходит к Британским стандартам BSI 5750, которые были одобрены Британским институтом стандартов (British Standard Institute – BSI) в 1979 году. В свою очередь эти стандарты часто считаются восходящими к американским военным стандартам MIL–Q9858, принятым в конце 50–х годов в США. Стандарты серии ИСО 9000 – это пакет документов по созданию систем качества и обеспечению качества, подготовленный членами международной организации, известной как «ИСО/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176). Ныне стандарт BSI 5750 известен как стандарт ИСО 9000 версии 1987 года. Термин «версии» означает, что в настоящее время данный стандарт пересмотрен. Причиной пересмотра стала необходимость учесть в стандартах требования к качеству ряда специфических продуктов, которые не были учтены при разработке первой версии стандартов. Кстати, одним из таких специфических продуктов было ПО, которое теперь тоже подлежит сертификации по ИСО. Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются фундаментальными документами Системы Качества, определяют методологию обеспечения качества и представляют собой три различные модели функциональных или организационных взаимоотношений между участниками системы качества (как правило «поставщик», «потребитель»). Собственно именно по этим стандартам и проводится сертификация «поставщика» являющегося основным объектом управления качеством.

Общие принципы и правила организации работ по сертификации систем качества в Российской Федерации определяет введенный в действие с 1 октября 1995 года национальный стандарт ГОСТ Р 40.001–95.

Базовая серия (семейство) ИСО 9000 состоит из следующих стандартов:

– ISO 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»

– ISO 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и\или разработке, монтаже и обслуживании»

– ISO 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»

– ISO 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»

– ISO 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.»

Система стандартов (точнее ее подмножество – 9001–9003) обладает определенной вложенностью, т. е. каждый последующий стандарт определяет систему качества для более узкой области, нежели предыдущей (рисунок 2.1). Стандарты 9000 и 9004 определяют общие требования к системе качества и модели управления качеством.