История советской архитектуры

Государственный Университет по Землеустройству

 
 

 

 


Архитектурный факультет

 

Кафедра строительства

 

 
 

 


История советской архитектуры

Реферат на тему:

 

«Сталинский ампир»

 

 

Выполнили студенты 4 курса группа 43А Соловьев Д. С.

Шкиндер Е. В.

 

 

Проверила: Быкова Г. И.

 

«_____» __________ 20 15 г.

 

Москва 2015 г.


 

 

Оглавление

· Введение

 

· Жилой дом на Котельнической набережной

 

 

· Дом Советов в Санкт-Петербурге

 

· Ансамбль Светлановской площади

 

 

· Министерство иностранных дел в Москве

 

· Жилой дом на Кудринской площади

 

 

· Гостиница «Украина»

 

· Гостиница «Ленинградская»

 

 

· Заключение

 

· Используемая литература

 

 

Введение

 

 

Сталинский ампир - лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.

 

Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

 

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

 

Архитектура Москвы, столицы СССР, - по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.

 

Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.

 

Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.

 

По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).

После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.

Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.

 

 

Жилой дом на Котельнической набережной

Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг.

Высотное здание на Котельнической набережной, близ слияния Москвы-реки с Яузой, доминирует над всей зоной, являясь отправной точной для всех улиц, идущих вниз к реке, и контрапунктом Кремлю.

Здание поделено на три корпуса: корпус "А", стоящий на набережной Москвы-реки (собственно Котельническая наб.), корпус "Б" - высотная часть, и корпус "В", стоящий вдоль набережной Яузы. Несмотря на внешнее сходство корпусов "А" и "В" внутри они совершенно различны. Корпус "А" построен до войны, на каждой лестничной площадке 4 квартиры (2 - двухкомнатные и 2 - трехкомнатные). В корпусе "В" на площадке всего по две квартиры, соответственно значительно больше площадь квартир. В этом корпусе кроме парадной есть и черная лестница, которая отсутствует в корпусе "А". В соответствии с планом 5 - 17 этажей высотной части (корпуса "Б"), каждый этаж содержит 13 двух-, 3 трех- и 1 четырехкомнатные квартиры. Высотная часть поделена между 4 подъездами. В "лучевых" подъездах (в плане высотная часть имеет форму трехлучевой звезды) два лифта, в центральном четыре. Из каждой квартиры имеется выход на черную лестницу. В большинстве квартир есть небольшие лоджии (в 4-х комнатной две). В трех пятиэтажных башенках, стоящих на высотной части, расположены двухкомнатные квартиры, по одной на этаже. В "башенки" ведет один лифт из двух обслуживающих "лучевые" подъезды.

Строился этот дом в две очереди: корпус А в 1938-1940гг. (сдан был только в 1947 году, когда силами военнопленных завершились все отделочные работы), и корпус Б 1948-1952гг. Авторы проекта — Д.Н.Чечулин, А.К.Ростковский, инженер Л.М.Гохман. Курировал строительство и настоял на выборе площадки для дома, Лаврентий Берия.


Дом имеет высоту 176м. В ярусной композиции здания центральный 26-этажный объём, увенчанный обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами, фланкируют три более низкие башни и боковые крылья. Всего в высотке находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион» (базовый кинотеатр Госфильмофонда), музей-квартира Г.С.Улановой. . Общая жилая площадь 15 000 кв.м, кубатура высотной части 220 000 куб.м. Облицовка стен вестибюля подъезда - мрамор, полы из полированных гранитных и мраморных плит. Орнаментальное обрамление проемов из анодированного металла.

return false">ссылка скрыта


 

Корпус А был изначально без декора, который появился уже после постройки второго корпуса, чтобы соединить их. Заселен он был работниками НКВД. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. В корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице. В доме вплоть до 2000-х годов были коммуналки.

 

План 1-го этажа

 

Разрез