Темы рефератов, сообщений, докладов

  1. Специфика индивидуального бытия человека.
  2. Свобода воли и свобода выбора человека.
  3. Проблема свободы человека в условиях современной техногенной цивилизации и бегства личности от свободы.
  4. Манипуляция сознанием людей с помощью средств массовой информации как форма подавления свободы человека.
  5. Философское осмысление проблемы антропосоциогенез и его естественно-научные основания.
  6. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.
  7. Понятие ценностной ориентации.
  8. Общечеловеческие, социально-групповые и индивидуально-личностные ценности, их динамика и роль.
  9. Иерархия нравственных ценностей и проблема морального выбора.
  10. Возможности естественного отбора и генная инженерия.
  11. Проблема становления человеческой личности.
  12. Проблема личности в XXI веке.
  13. Индивидуальность как проблема философии и психологии.
  14. Проблема эволюции современного человека.
  15. Социальный прогресс и свобода личности.
  16. Философские аспекты проблемы биологического будущего человека.
  17. Сознание в психологии и философии.
  18. Диалектика материального и идеального.
  19. Эмоциональное и рациональное, ценностное и познавательное, продуктивное и репродуктивное в сознании.
  20. Проблема души в философии и психологии.
  21. Обыденное сознание и здравый смысл.
  22. Кибернетические модели сознания.
  23. Дух и материя, душа и тело.
  24. Язык как знаковая система и средство общения.
  25. Проблема идеального в философии.
  26. Самосознание как проблема философии.
  27. Самосознание, самопознание и проблема «Я».
  28. Основные компоненты сознания.
  29. Вера и надежда как компоненты сознания.
  30. Коллективистское и индивидуалистическое сознание как два типа мировоззренческой ориентации.
  31. Бессознательное как психический феномен.
  32. Современные научные трактовки бессознательного.
  33. Проблема реальности духовного.
  34. Дух, душа, сознание, сверхсознание.
  35. Рациональное и иррациональное в духовных процессах.
  36. Мистический духовный опыт.
  37. Архитипическая модель К.Г. Юнга и коллективное бессознательное.
  38. Коммуникативные и эмпатические свойства сознания: сопереживание, сочувствие, симпатия, антипатия.
  39. Воображение как интегральная способность сознания.
  40. Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности человека.
  41. Феномен свободы воли и проблема волевой детерминации сознания.
  42. Сознание и мозг: нейрофизические и нейропсихологические проблемы.
  43. Многообразие форм духовного опыта человека.
  44. Индивидуальное и общественное сознание.
  45. Феномены идеологизации и мифологизации сознания.
  46. Особенности массового сознания.
  47. Структура общественного сознания.

Литература

1. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. – М., 1988.

2. Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991.

3. Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург; Бишкек, 1997.

4. Бубер, М. Проблема человека / M. Бубер // Два образа веры / М. Бубер. – М, 1995.

5. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – СПб., 1996.

6. Губин, В. Философская антропология: учеб. пособие / В. Губин, Е. Некрасова. – М., 2000.

7. Гуревич, П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М., 1997.

8. Деятельность: теории, методология, проблемы. – М., 1990.

9. Кирвель, Ч.С. Антропологический аспект глобализации: от «homo consumens» к «homo mechanicus» / Ч.С. Кирвель // Вестник ГрГУ им.Я. Купалы. Серия 1. – 2006. – № 4; 2007. – № 7.

10. Кьеркегор, С. Болезнь к смерти /С.Киркегор // Страх и трепет / С. Кьркегор. – М., 1993.

11. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В.Марков. – СПб., 1997.

12. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.

13. Моторина, Л.Е. Феномен человека: методология исследования / Л.Е. Моторина // Полигносис. – 2002. – №1.

14. Плеснер, X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию / X. Плеснер. – М., 2004.

15. Подорога, В. А. Феноменология тела / В.А. Подорога. – М., 1995.

16. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

17. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

18. Трубников, Н.Н. О смысле жизни и смерти / Н.Н. Трубников. – М., 1996.

19. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» / 3. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Минск, 1990.

20. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. – М., 1993,

21. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.

22. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.

23. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии XIX века. – М., 1995.

24. Страх. Страсти человеческие. Антология. – М., 1998.

25. Шелер, М. Формы знания и образование / М. Шелер // Избранные произведения / М. Шелер. – М., 1994.

26. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф.Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – 1965. – Т. 21.

27. Эрос. Страсти человеческие. Антология. – М., 1997.

28. Это человек: антология. – М., 1995.

29. Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. – 2004. – № 2.

30. Аблеев, С.Р. Философский метод и проблема научного языка в исследованиях сознания / С.Р. Аблеев // Философия науки. – 2008. – № 4. – C. 16–30

31. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов. – СПб., 2003.

32. Бескова, И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд / И.А. Бескова. – М., 2002.

33. Винник, Д.В. Сознание как проблема в современной философии и науке / Д.И. Винник // Философские науки. – 2002. – № 4.

34. Дубровский, Д.И. Еще раз о проблеме идеального / Д.И. Дубровский // Философия и общество. – 2002. – № 2.

35. Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И. Дубровский. – М., 1980.

36. Иванов, А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. – М., 1994.

37. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.

38. Кирвель, Ч.С. От рационального сознания к целостному духу / Ч.С. Кирвель // Образование в информационном обществе: пособие для студентов гуманитарных вузов. – Бийск, 2000.

39. Кирвель, Ч.С. От духовного вакуума к смыслообразующим ценностям / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Беларуская думка. – 2000. – № 10.

40. Кулик, СП. Проблема сознания: парадоксы современных исследований / С.П. Кулик. – Минск, 2001.

41. Лебон, Г. Психология народов и масс – СПб, 1995.

42. Меркулов, И.Т. Информационная природа сознания / И.Т. Меркулов // Полигносис. – 2002. – № 4.

43. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопр. философии. – 1990. – № 10. – С. 3–19.

44. Михайлов, А.И. Современное философское мышление и проблема сознания / А.И. Михайлов // Философские науки. – 2003. – № 3.

45. Михайлов, Ф.Г. Сознание и самосознание / Ф.Г. Михайлов. – М., 1991.

46. Портнов, А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX–XX вв. / А.Н. Портнов. – Иваново, 1994.

47. Проблема сознания в западной философии. – М., 1989.

48. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

49. Райл, Г. Понятие сознания / Г. Райл. – М., 2000.

50. Серл, Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серл. – М., 2002.

51. Серл, Дж. Новое открытие сознания/ Дж. Серл // Логос. –2001. – № 4.

52. Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.

53. Терегулов, Ф.Ш. Материя и сознание / Ф.Ш. Лерегулов. – М., 2002.

54. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.

55. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.

56. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К.Юнг. – М., 1995.

57. Янковский, В.И. Эмоционально-чувственный уровень массового сознания как объект социально-философского анализа / В.И. Янковский // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 1. Гісторыя. – 2007. – № 1. – C. 86–90.

 

Тема 6. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

1. Понятие познания. Формы и уровни познания.

2. Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.

3. Методы и формы научного познания

4. Практика-основа, движущая сила и цель познания.

5. Истина и заблуждение.

 

Ключевые понятия: познание, знание, истина, гносеология, объекты познания, предмет познания, гносеологический оптимизм, гносеологический скептицизм, агностицизм.познавательная деятельность, средство познания, цель познания, результат познания, чувственное познание, рациональное познание, индивидуально-субъективное знание, объективированное знание, рефлексия, творчество, интуиция, мистика, иррациональное знание, диалектика познания, обыденное познание, игровое познание, мифологическое познание, художественно-образное познание, религиозное познание, философское познание, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, воля, мышление, понимание, научное познание, метод познания, наблюдение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, интуиция, научная теория, гипотеза, практика, истина, объективность истины, абсолютная истина, относительная истина, конкретность истины, заблуждение, эклектика, софистика, догматизм, релятивизм

Контрольные вопросы:

1. Как решалась проблема познаваемости мира в истории философии?

2. В чем суть познавательного и ценностного отношения человека к миру?

3. В чем особенности субъекта и объекта познания?

4. Какие вы знаете формы познания мира?

5. Какова структура и динамика познавательного процесса?

6. В чем состоит единство чувственного и рационального в познании?

7. Какое место в познании занимает поиск истины? Каковы критерии истины?

8. Что такое научное познание и каковы его специфические признаки?

9. Каковы возможности и границы науки?

10. Что такое этика науки?

11. Каковы эмпирический и теоретический уровни научного познания, каковы их формы и методы?