Пояснительная записка

Экзаменационный материал учебной дисциплины ОП.05. «Аналитическая химия» предназначена для реализации требований ФГОС СПО III поколения к минимуму содержания уровню подготовки студентов по специальности 240107 «Химическая технология неорганических веществ».

Экзаменационный материал учебной дисциплины ОП.05. «Аналитическая химия» для специальности 240107 «Химическая технология неорганических веществ» соответствует уровню освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования с присваиваемой квалификацией старший техник – технолог по специальности 240107 «Химическая технология неорганических веществ».

В результате освоения экзаменационный материал учебной дисциплины ОП.05. «Аналитическая химия» студент должен обладать компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1. Эксплуатация и обслуживание технологического оборудования

ПК 1.1. Подготавливать к работе технологическое оборудование, инструменты, оснастку.

ПК 1.2. Контролировать и обеспечивать бесперебойную работу оборудования, технологических линий.

ПК 1.3. Выявлять и устранять отклонения от режимов в работе оборудования, коммуникаций.

ПК 1.4. Подготавливать к ремонту и принимать оборудование из ремонта.

ПК 2. Контроль качества сырья, материалов и готовой продукции

ПК 2.1. Проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции.

ПК 2.2. Осуществлять обработку и оценку результатов анализов.

ПК3. Ведение технологических процессов производства неорганических веществ

ПК 3.1. Получать продукты производства заданного количества и качества.

ПК 3.2. Выполнять требования безопасности производства и охраны труда.

ПК 3.3. Контролировать и регулировать параметры технологических процессов.

ПК 3.4. Применять аппаратно-программные средства для ведения технологических процессов.

ПК 3.5. Анализировать причины брака, разрабатывать мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

ПК4. Планирование и организация работы подразделения

ПК 4.1. Планировать и организовывать работу подразделения.

ПК 4.2. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.

ПК 4.3. Осуществлять руководство подчиненным персоналом подразделения.

ПК 4.4. Проверять состояние охраны труда и промышленной безопасности на рабочих местах.

ПК 4.5. Обучать безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования.

обладатьобщими компетенциями,включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате изучения профессионального модуля студент должен

иметь практический опыт:

· снятия показаний приборов, регулирующих технологический процесс и оценки достоверности информации;

· работы на персональном компьютере с использованием оперативных систем и прикладных программ

уметь:

· описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;

· готовить растворы заданной концентрации;

· проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;

· контролировать и оценивать протекание химических процессов;

· производить расчёты по результатам анализа и оценивать достоверность результатов.

знать:

· агрегатные состояния вещества;

· аппаратуру и технику выполнения анализов;

· значение химического анализа, методы качественного и колличественного анализа химических соединений;

· технику выполнения анализов;

· типы ошибок в анализе;

· устройство основного лабораторного оборудования и правила его эксплуатации.

Экзаменационный материал учебной дисциплины ОП.05. «Аналитическая химия» для проведения экзамена в письменной форме составлен в виде билетов, каждый из которых содержит по три вопроса из разных разделов модуля (два теоретических вопроса и одно практическое задание - равнозначных между собой)

Программа учебной дисциплины ОП.05. «Аналитическая химия» рассчитана на 100 часов, из них 100 часов аудиторных занятий, в том числе 64 часа отводится на практические занятия и экскурсии на предприятие отрасли. Самостоятельная работа студентов составляет 50 часов.

Итогом изучения учебной дисциплины является письменный экзамен.

 

 

Экзаменационные задачи

по дисциплине ОП. 05. «Аналитическая химия»

 

Задача №1. При определении кристаллизационной воды BaCl2 · 2 H2O было получено 14,70% воды. Рассчитайте абсолютную и относительную ошибку.

Задача №2. Сколько миллилитров раствора гидроксида калия (ρКОН = 1,291) требуется для приготовления 5 литров приблизительно 0,15 нормального раствора (по табл. Ярославцева ω ⁼ 30%).

Задача №3. Какую навеску медного купороса (CuSO4 · 5 H2O) следует взять для анализа на содержание кристаллизационной воды.

Задача №4. Рассчитать навеску известняка для анализа на содержание углекислого газа, если образец содержит около 85% карбоната кальция.

Задача №5. Рассчитать навеску кристаллизационной соды (Na2CO3 · 10 H2O) для анализа на содержание кристаллизационной воды.

Задача №6. Какую навеску каменного угля, содержащего около 4% серы следует взять для анализа на содержание серы, если её определяют в виде BaSO4

Задача №7. Для определения содержания влаги взята навеска хлорида натрия 2,0828 грамм. После высушивания до постоянной массы получено 1,9918 грамм. Рассчитать содержание влаги Х в процентах.

Задача №8. Рассчитать навеску Х кристаллического хлорида магния (MgCl2 · 6 H2O) для определения в нём хлора осаждением нитратом серебра.

Задача №9. Какое количество серной кислоты, необходимой для полного осаждения бария в форме сульфата из 0,5 грамм кристаллического хлорида бария.

Задача 10. Технический хлорид бария (BaCl2 · 6 H2O) содержит около 97%/ Какую навеску следует взять для получения 0,3 грамм осадка BaSO4

Задача 11. Рассчитать навеску силикатной породы, содержащей около 5% оксида кальция, которая необходима для определения кальция в виде СаSO4 если масса осадка СаSO4 0,3 грамма.

Задача 12. Сколько миллилитров 0,1 н. раствора соляной кислоты со 100%-ным избытком потребуется , чтобы растворить 1 грамм мела.

Задача 13. Какой объём 0,1 нормального раствора соляной кислоты потребуется для осаждения серебра из навески нитрата серебра 0,6 грамм

Задача 14. Какой объём 0,1 нормального раствора соляной кислоты потребуется для осаждения серебра из навески нитрата серебра 0,8 грамм

Задача 15. Какой объём 1 нормального раствора ВаCl2 потребуется для осаждения иона SO42- ,если растворено 2 грамма медного купороса с массовой долей примесей 5%? Избыток осадителя 50%.

Задача 16. Какой объём 4 нормального раствора серной кислоты (со 100%) избытком потребуется, чтобы растворить 0,1 грамм карбоната магния, содержащий 90% карбоната магния

Задача 17. Какова нормальная концентрация раствора Н2С2О4 · 62H2O полученного раствора 1,7334 грамм её в мерной колбе вместимостью 250 миллилитров

Задача 18. Сколько граммов гидроксида калия содержится в 200 миллилитрах 0,092 нормального раствора его

Задача 19. Какую навеску соды Na2CO3 нужно взять, чтобы на титрование её потребовалось 20 – 30 миллилитров 0,1 нормального раствора серной кислоты

Задача 20. На титрование 20 миллилитров раствора азотной кислоты затрачено 15 миллилитров 0,12 нормального раствора гидроксида натрия. Вычислите нормальную концентрацию , титр и массу азотной кислоты в 250 миллилитрах раствора

 

 

Экзаменационные вопросы

по дисциплине ОП. 05. «Аналитическая химия»

1. Аналитическая химия и химический анализ. Задачи аналитической химии. Основные разделы современной аналитической химии. Классификация. Применение методов аналитической химии.

2. Аналитические признаки веществ и аналитические реакции. Классификация и характеристика аналитических реакций. Чувствительность, специфичность и селективность. Способы увеличения чувствительности и понижения предела обнаружения веществ. Методы обнаружения веществ.

3. Понятие пробы. Виды проб. Отбор средней пробы жидкости и газообразной массы пробы. Подготовка образка к анализу.

4. Качественный химический анализ. Классификация методов (дробный анализ). Основные понятия в качественном анализе. Аналитические эффекты. Аналитическая классификация катионов (сульфитная, кислотно-основная).

5. Аналитическая классификация анионов. Основные аналитические реакции анионов различных групп.

6. Сильные и слабые электролиты. Концентрация ионов в растворе. Активность электролитов и ионов. Ионная сила растворов электролитов.

7. Применение закона действующих масс в аналитической химии. Основные типы равновесий, применяемых в анализе. Константы равновесий для различного типа реакций.

8. Применение физических и физико-химических методов для идентификации веществ в качественном анализе.

9. I и II аналитическая группа катионов. Групповые реагенты. Характерные реакции на катионы :Na+, K+, NH4+, Ag+, Hg22+, Pb2+.

 

10. III и IV аналитическая группа катионов. Групповые реагенты. Характерные реакции на катионы: Ca2+, Ba2+, Al3+, Cr3+, Zn2+, Sn (II), Sn (IV).

11. V и VI аналитическая группа катионов. Групповые реагенты. Характерные реакции на катионы: Mg2+, Mn2+, Fe2+, Fe3+, Bi3+, Co2+, Ni2+, Cu2+

12. Анализ смесей катионов I – III аналитических групп.

13. Вывод константы равновесия окислительно-восстановительной реакции. Использование оислительно-восстановительных реакций в аналитической химии.

14. Влияние различных факторов на растворимость осадков (температура, природа растворителя, солевого эффекта, рН, присутствия комплексообразователей, окислителей и восстановителей). Использование гетерогенных равновесных систем в аналитической химии.

15. Осадки, их свойства. Зависимость их структуры от различных факторов: растворимости, концентрации, рН среды, температуры, скорости осаждения.

16. Общая характеристика комплексных систем. Равновесия в растворах комплексных соединений. Константа устойчивости и нестойкости.

17. Понятия о комплексонометрическом методе титрования. Сущность, требования к реакциям. Комплексоны, состав, свойства, механизм их действия.

18. Приготовление титрантов в комплексонометрии. Применение данного метода в медицине.

19. Титрование в неводных средах. Титранты, индикаторы, применение.

20. Инструментальные методы анализа. Классификация, преимущества по сравнению с титриметрическими и другими методами анализа.

21. Влияние различных факторов на комплексообразование в растворах (рН, концентрация реагентов, добавки посторонних ионов, ионная сила, температура). Маскирующие комплексообразователи (щавелевая и лимонная кислота, тиомочевина, гидроксиламин и др.). Роль маскирующих комплексообразователей в анализе.

22. Способность металлов и лигандов к комплексообразованию. Комплексы металлов с органическими лигандами. Устойчивость хелатных соединений. Важнейшие органические комплексообразующие реагенты, применяемые в анализе (дитизон, 8-оксихи-нолин, диметилглиоксим, дифенилкарбазид и другие).

23. Методы разделения и концентрирования веществ. Классификация и краткая характеристика этих методов (испарение, озоление, осаждение, соосаждение, кристаллизация, экстракция, адсорбция, хроматография).

24. Протолитическое равновесие. Протолитическая теория кислот и оснований. рН водных растворов. Константа кислотности и основности.

25. Протолитическое равновесие в буферных растворах. Значение рН в буферных растворах. Буферная ёмкость, буферное действие. Протолитическое равновесие в водных растворах солей. Степень и константа гидролиза. Расчёт рН в растворах гидролиза солей.

26. Протолитическое равновесие в неводных растворах. Классификация растворителей. Применение неводных растворителей в анализе.

27. Окислительно-восстановительные системы. Типы окислительно-восстановительных электродов и их потенциалов.

28. Потенциал реакции (ЭДС реакции). Направление протекания окислительно-восстановительных реакций. Влияние различных факторов на направление протекания окислительно-восстановительных реакций.

29. Количественный анализ. Классификация методов. Требования, предъявляемые к реакциям в количественном анализе.

30. Источники погрешностей анализа. Правильность и воспроизводимость результатов количественного анализа. Классификация погрешностей. Систематическая погрешность, случайная погрешность. Оценка правильности результатов анализа (использование стандартных образцов).

31. Статическая обработка и представление результатов количественного анализа. Распределение Стьюдента. Среднее значение определяемой величины, случайные отклонения, дисперсия, доверительный интервал.

32. Гравиметрический метод анализа. Сущность. Ход определения. Расчёт массы анализируемой пробы, объёма осадителя. Достоинства и недостатки. Применение.

33. Сущность титриметрического метода анализа. Классификация методов.

34. Требования к реакциям в титриметрических методах анализа.

35. Расчёты навесок, концентраций и титра растворов в титриметрических методах анализа

36. Приготовление и стандартизация растворов. Титранты, рабочие растворы.

37. Понятие об осадительном титровании. Сущность, титранты. Требования к реакциям. Классификация. Индикаторы в осадительном титровании.

38. Осадительное титрование. Метод фаянса. Сущность, титранты, индикаторы, применение.

39. Аргентометрическое титрование. Сущность. Титранты, их приготовление и стандартизация. Классификация аргентометрических методов. Метод Мора, сущность, индикаторы, применение.

40. Способы титрования: прямое, обратное, заместительное. Сущность, примеры.

41. Кислотно-основное титрование. Сущность данного метода. Реакции, используемые в данном методе, требования к ним.

42. Точка эквивалентности в титровании, её фиксация с помощью индикаторов.

43. Теория кислотно-основного титрования, зона и точка перехода окраски индикаторов.

44. Кривые кислотно-основного титрования, их расчёт и построение (три типа кривых: титрование сильной кислотой сильным основанием, титрование слабой кислоты сильным основанием, титрование слабого основания сильной кислотой).

45. Окислительно-восстановительное титрование. Сущность, классификация. Основные требования к реакциям.

46. Индикаторы в окислительно-восстановительном титровании. Интервал перехода окраски. Механизм их действия.

47. Расчёт и построение кривых окислительно-восстановительного титрования.

48. Влияние рН и катализаторов на скачок при окислительно-восстановительном титровании. Ошибки в данном виде титрования.

49. Перманганатометрия. Сущность метода. Приготовление и стандартизация титрантов. Реакции перманганата в различных средах (рН).

50. Йодометрия. Сущность метода, титранты, индикаторы.

51. Применение перманганато- и йодометрии в быту и медицине.

52. Бромо- и броматометрия. Сущность методов. Титранты, индикаторы. Применение.

53. Сульфатометрический метод анализа. Сущность, титранты, индикаторы. Меркуриметрия. Сущность, титранты, индикаторы.

54. Физико-химические методы анализа. Классификация методов. Достоинства метода.

55. Оптические методы. Классификация. Сущность. Закон светопоглощения Бугера-Ламберта-Бера

56. Метод колориметрии и фотоколориметрии. Сущность методов. Достоинства и недостатки.

57. Спектрофотометрия. Сущность метода. Достоинства и недостатки.

58. Количественный фотометрический анализ. Сущность метода. Условия проведения анализа (выбор фотометрической реакции, длины волны, концентрации раствора, длины кюветы).

59. Экстракционно-фотометрический анализ. Сущность метода. Условия проведения. Применение метода.

60. Экстракционно-фотометрический анализ. Сущность метода. Условия проведения. Применение метода.

61. Определение концентрации анализируемого вещества. Метод градуировочного графика. Методы определения концентраций нескольких веществ при их совместном присутствии.

62. Электрохимический метод анализа. Сущность метода. Классификация.

63. Потенциометрический метод анализа. Определение концентрации анализируемого вещества в прямой потенции (метод градуировочного графика, метод стандартных добавок).

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

по дисциплине ОП.05. «Аналитическая химия»

БИЛЕТ № 1

ВОПРОС №1. Аналитическая химия и химический анализ. Задачи аналитической химии. Основные разделы современной аналитической химии. Классификация. Применение методов аналитической химии.

ВОПРОС №2. Индикаторы в окислительно-восстановительном титровании. Интервал перехода окраски. Механизм их действия.

ЗАДАЧА № 15

 

БИЛЕТ № 2

ВОПРОС №1. Аналитические признаки веществ и аналитические реакции. Классификация и характеристика аналитических реакций. Чувствительность, специфичность и селективность. Способы увеличения чувствительности и понижения предела обнаружения веществ. Методы обнаружения веществ.

ВОПРОС №2. Количественный фотометрический анализ. Сущность метода. Условия проведения анализа (выбор фотометрической реакции, длины волны, концентрации раствора, длины кюветы).

ЗАДАЧА № 14

 

 

БИЛЕТ № 3

ВОПРОС №1. Понятие пробы. Виды проб. Отбор средней пробы жидкости и газообразной массы пробы. Подготовка образка к анализу.

ВОПРОС №2. Физико-химические методы анализа. Классификация методов. Достоинства метода.

ЗАДАЧА № 13

 

 

БИЛЕТ № 4

ВОПРОС №1. Качественный химический анализ. Классификация методов (дробный анализ). Основные понятия в качественном анализе. Аналитические эффекты. Аналитическая классификация катионов (сульфитная, кислотно-основная).

ВОПРОС №2. Спектрофотометрия. Сущность метода. Достоинства и недостатки.

ЗАДАЧА № 12

 

 

БИЛЕТ № 5

ВОПРОС №1 Аналитическая классификация анионов. Основные аналитические реакции анионов различных групп.

ВОПРОС №2. Метод колориметрии и фотоколориметрии. Сущность методов. Достоинства и недостатки.

ЗАДАЧА № 11

 

БИЛЕТ № 6

ВОПРОС №1. Сильные и слабые электролиты. Концентрация ионов в растворе. Активность электролитов и ионов. Ионная сила растворов электролитов.

ВОПРОС №2. Электрохимический метод анализа. Сущность метода. Классификация.

ЗАДАЧА № 10

 

 

БИЛЕТ № 7

ВОПРОС №1. Применение закона действующих масс в аналитической химии. Основные типы равновесий, применяемых в анализе. Константы равновесий для различного типа реакций.

ВОПРОС №2. Оптические методы. Классификация. Сущность. Закон светопоглощения Бугера-Ламберта-Бера

ЗАДАЧА № 9

 

БИЛЕТ № 8

ВОПРОС №1. Применение физических и физико-химических методов для идентификации веществ в качественном анализе.

ВОПРОС №2. Аргентометрическое титрование. Сущность. Титранты, их приготовление и стандартизация. Классификация аргентометрических методов. Метод Мора, сущность, индикаторы, применение.

ЗАДАЧА № 8

 

БИЛЕТ № 9

ВОПРОС №1. I и II аналитическая группа катионов. Групповые реагенты. Характерные реакции на катионы :Na+, K+, NH4+, Ag+, Hg22+, Pb2+.

ВОПРОС №2. Потенциометрический метод анализа. Определение концентрации анализируемого вещества в прямой потенции (метод градуировочного графика, метод стандартных добавок).

ЗАДАЧА № 7

 

БИЛЕТ № 10

ВОПРОС №1. III и IV аналитическая группа катионов. Групповые реагенты. Характерные реакции на катионы: Ca2+, Ba2+, Al3+, Cr3+, Zn2+, Sn (II), Sn (IV).

ВОПРОС №2. Гравиметрический метод анализа. Сущность. Ход определения. Расчёт массы анализируемой пробы, объёма осадителя. Достоинства и недостатки. Применение.

ЗАДАЧА № 6

 

 

БИЛЕТ № 11

ВОПРОС №1. V и VI аналитическая группа катионов. Групповые реагенты. Характерные реакции на катионы: Mg2+, Mn2+, Fe2+, Fe3+, Bi3+, Co2+, Ni2+, Cu2+

ВОПРОС №2. Сущность титриметрического метода анализа. Классификация методов.

ЗАДАЧА № 5

 

БИЛЕТ № 12

ВОПРОС №1. Анализ смесей катионов I – III аналитических групп.

ВОПРОС №2. 34. Требования к реакциям в титриметрических методах анализа.

ЗАДАЧА № 4

 

БИЛЕТ № 13

ВОПРОС №1 Вывод константы равновесия окислительно-восстановительной реакции. Использование оислительно-восстановительных реакций в аналитической химии.

ВОПРОС №2. Приготовление и стандартизация растворов. Титранты, рабочие растворы

ЗАДАЧА № 3

 

 

БИЛЕТ № 14

ВОПРОС №1. Влияние различных факторов на растворимость осадков (температура, природа растворителя, солевого эффекта, рН, присутствия комплексообразователей, окислителей и восстановителей). Использование гетерогенных равновесных систем в аналитической химии.

ВОПРОС №2. Расчёты навесок, концентраций и титра растворов в титриметрических методах анализа

ЗАДАЧА № 2

 

 

БИЛЕТ № 15

ВОПРОС №1. Осадки, их свойства. Зависимость их структуры от различных факторов: растворимости, концентрации, рН среды, температуры, скорости осаждения.

ВОПРОС №2. Йодометрия. Сущность метода, титранты, индикаторы.

ЗАДАЧА № 1

 

 

БИЛЕТ № 16

ВОПРОС №1. Общая характеристика комплексных систем. Равновесия в растворах комплексных соединений. Константа устойчивости и нестойкости.

ВОПРОС №2. Оптические методы. Классификация. Сущность. Закон светопоглощения Бугера-Ламберта-Бера

ЗАДАЧА № 16

 

БИЛЕТ № 17

ВОПРОС №1. Понятия о комплексонометрическом методе титрования. Сущность, требования к реакциям. Комплексоны, состав, свойства, механизм их действия.

ВОПРОС №2. Электрохимический метод анализа. Сущность метода. Классификация.

ЗАДАЧА № 2

 

БИЛЕТ № 18

ВОПРОС №1. Приготовление титрантов в комплексонометрии. Применение данного метода в медицине.

ВОПРОС №2. Расчёты навесок, концентраций и титра растворов в титриметрических методах анализа

ЗАДАЧА № 1

БИЛЕТ № 19

ВОПРОС №1. Титрование в неводных средах. Титранты, индикаторы, применение.

ВОПРОС №2. Окислительно-восстановительное титрование. Сущность, классификация. Основные требования к реакциям.

ЗАДАЧА № 3

 

БИЛЕТ № 20

ВОПРОС №1. Инструментальные методы анализа. Классификация, преимущества по сравнению с титриметрическими и другими методами анализа

ВОПРОС №2. Кривые кислотно-основного титрования, их расчёт и построение (три типа кривых: титрование сильной кислотой сильным основанием, титрование слабой кислоты сильным основанием, титрование слабого основания сильной кислотой).

ЗАДАЧА № 4


БИЛЕТ № 21

ВОПРОС №1. Влияние различных факторов на комплексообразование в растворах (рН, концентрация реагентов, добавки посторонних ионов, ионная сила, температура). Маскирующие комплексообразователи (щавелевая и лимонная кислота, тиомочевина, гидроксиламин и др.). Роль маскирующих комплексообразователей в анализе.

ВОПРОС №2. Влияние рН и катализаторов на скачок при окислительно-восстановительном титровании. Ошибки в данном виде титрования.

ЗАДАЧА № 5

 

БИЛЕТ № 22

ВОПРОС №1. Способность металлов и лигандов к комплексообразованию. Комплексы металлов с органическими лигандами. Устойчивость хелатных соединений. Важнейшие органические комплексообразующие реагенты, применяемые в анализе (дитизон, 8-оксихи-нолин, диметилглиоксим, дифенилкарбазид и другие).

ВОПРОС №2. Теория кислотно-основного титрования, зона и точка перехода окраски индикаторов.

ЗАДАЧА № 6

 

БИЛЕТ № 23

ВОПРОС №1. Методы разделения и концентрирования веществ. Классификация и краткая характеристика этих методов (испарение, озоление, осаждение, соосаждение, кристаллизация, экстракция, адсорбция, хроматография).

ВОПРОС №2. Точка эквивалентности в титровании, её фиксация с помощью индикаторов.

ЗАДАЧ № 8

 

 

БИЛЕТ № 24

ВОПРОС №1. Протолитическое равновесие. Протолитическая теория кислот и оснований. рН водных растворов. Константа кислотности и основности.

ВОПРОС №2. Кислотно-основное титрование. Сущность данного метода. Реакции, используемые в данном методе, требования к ним.

ЗАДАЧА № 9

 

 

БИЛЕТ № 25

ВОПРОС №1. Протолитическое равновесие в буферных растворах. Значение рН в буферных растворах. Буферная ёмкость, буферное действие. Протолитическое равновесие в водных растворах солей. Степень и константа гидролиза. Расчёт рН в растворах гидролиза солей.

ВОПРОС №2. Перманганатометрия. Сущность метода. Приготовление и стандартизация титрантов. Реакции перманганата в различных средах (рН)

ЗАДАЧА № 10

 

 

БИЛЕТ № 26

ВОПРОС №1. Протолитическое равновесие в неводных растворах. Классификация растворителей. Применение неводных растворителей в анализе.

ВОПРОС №2. Способы титрования: прямое, обратное, заместительное. Сущность, примеры.

ЗАДАЧА № 11

 

 

БИЛЕТ № 27

ВОПРОС №1. Окислительно-восстановительные системы. Типы окислительно-восстановительных электродов и их потенциалов.

ВОПРОС №2. Осадительное титрование. Метод Фаянса. Сущность, титранты, индикаторы, применение.

ЗАДАЧА № 12

 

БИЛЕТ № 28

ВОПРОС №1. Потенциал реакции (ЭДС реакции). Направление протекания окислительно-восстановительных реакций. Влияние различных факторов на направление протекания окислительно-восстановительных реакций.

ВОПРОС№2. Понятие об осадительном титровании. Сущность, титранты. Требования к реакциям. Классификация. Индикаторы в осадительном титровании.

ЗАДАЧА № 13

 

БИЛЕТ № 29

ВОПРОС №1. I и II аналитическая группа катионов. Групповые реагенты. Характерные реакции на катионы :Na+, K+, NH4+, Ag+, Hg22+, Pb2+.

ВОПРОС №2. Приготовление и стандартизация растворов. Титранты, рабочие растворы.

ЗАДАЧА № 17

 

БИЛЕТ № 30

ВОПРОС №1. Источники погрешностей анализа. Правильность и воспроизводимость результатов количественного анализа. Классификация погрешностей. Систематическая погрешность, случайная погрешность. Оценка правильности результатов анализа (использование стандартных образцов).

ВОПРОС №2. Йодометрия. Сущность метода, титранты, индикаторы.

ЗАДАЧА № 18

 

БИЛЕТ № 31

ВОПРОС №1. Статическая обработка и представление результатов количественного анализа. Распределение Стьюдента. Среднее значение определяемой величины, случайные отклонения, дисперсия, доверительный интервал.

ВОПРОС №2. 35. Расчёты навесок, концентраций и титра растворов в титриметрических методах анализа

ЗАДАЧА № 19

 

БИЛЕТ № 32

ВОПРОС №1. Применение физических и физико-химических методов для идентификации веществ в качественном анализе.

ВОПРОС №2. Требования к реакциям в титриметрических методах анализа.

ЗАДАЧА № 20

 

БИЛЕТ № 33

ВОПРОС №17. Применение закона действующих масс в аналитической химии. Основные типы равновесий, применяемых в анализе. Константы равновесий для различного типа реакций.

ВОПРОС №2 Сущность титриметрического метода анализа. Классификация методов.

ЗАДАЧА № 2

 

БИЛЕТ № 34

ВОПРОС №1. Сильные и слабые электролиты. Концентрация ионов в растворе. Активность электролитов и ионов. Ионная сила растворов электролитов.

ВОПРОС №2. Гравиметрический метод анализа. Сущность. Ход определения. Расчёт массы анализируемой пробы, объёма осадителя. Достоинства и недостатки. Применение.

ЗАДАЧА №19

 

БИЛЕТ № 35

ВОПРОС №1. Аналитическая классификация анионов. Основные аналитические реакции анионов различных групп.

ВОПРОС №2. Статическая обработка и представление результатов количественного анализа. Распределение Стьюдента. Среднее значение определяемой величины, случайные отклонения, дисперсия, доверительный интервал.

ЗАДАЧА № 18

 

БИЛЕТ №36

ВОПРОС №1. Качественный химический анализ. Классификация методов (дробный анализ). Основные понятия в качественном анализе. Аналитические эффекты. Аналитическая классификация катионов (сульфитная, кислотно-основная).

ВОПРОС №2. Источники погрешностей анализа. Правильность и воспроизводимость результатов количественного анализа. Классификация погрешностей. Систематическая погрешность, случайная погрешность. Оценка правильности результатов анализа (использование стандартных образцов).

ЗАДАЧА № 3