Глоссарий
Абдукция - способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы. Впервыестал разрабатываться и применяется Ч.С. Пирсом для построения объясни тельных гипотез в науке.
Аксиоматический метод - способ построения и анализа научной теории, при котором выделяют некоторые исходные ее понятия и основные утверждения, из которых, во-первых, путем правил определения образуют производные понятия, во-вторых, посредством логической дедукции выводят другие утверждения: теории.
Алгоритм - от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) - конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Простейшими знакомыми алгоритмами являются арифметические действия с числами.
Аналогия - недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам.
Апробация — установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.
Артефакт— искаженный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт.
Валидизация - Процесс оценки степени, в которой тест или другой измерительный инструмент действительно измеряет то, для измерения чего он предназначен.
Валидность— характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.
Генеральная совокупность - собрание предметов в соответствии с некоторой определяющей чертой (чертами) или характеристикой (характеристиками). Это значение близко к понятию набор.
Гипотеза- 1. В научной работе - любое утверждение, предложения или предположение, которое служит как предварительное объяснение определенных фактов. Гипотеза всегда представляется таким образом, чтобы она могла быть подвергнута эмпирической проверке и затем или подтверждена или отклонена в результате доказательства. 2. Более широкое значение - стратегия, принятая для того, чтобы решать некоторую проблему. В наиболее сложных экспериментах по научению, таких как решение проблем, формирование понятий, принятие решений и т. п., субъект обычно проявляет постоянство от попытки к попытке, действуя как будто на основании некоторой гипотезы, такой как: «Если будут условия х и у, я буду отвечать реакцией А, а если нет, то попробую реакцию В».
Данные - набор свидетельств или фактов, собранных в ходе экспериментов или исследований.
Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает магистранта к активной деятельности.
Замысел — идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).
Идея — мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала.
Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.
Импровизация — умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки.
Инновация –прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и экономических решений различного характера.
Инновационный процесс –совокупность изменений в ходе деятельности, охватывающей научно-технические, производственные маркетинговые и сбытовые процедуры при создании и реализации инноваций и нацеленных на удовлетворение конкретных общественных потребностей.
Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека.
Интервью— разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).
Концепция— система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.
Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.
Метод - очень общее значение - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями. Метод - принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.
Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляется некоторое уточняющее слово, например статистическая методика, экспериментальная методика и т. д.
Методология — наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.
Моделирование— процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств и прототипа.
Мониторинг— система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.
Наблюдательность — свойство личности, которое проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений.
Наблюдение - исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его.
Организация –1)объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; 2)рассматривается как организационная деятельность, являющаяся одной из функций управления.
Оценивание— исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций.
Парадигма - (от греческого - «модель», «образец») - собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т. д., составляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в определенный момент времени.
Переменная - то, что изменяется, то, что подвержено увеличению и/или уменьшению с течением времени - то, что варьируется. П. - параметр реальности, который может изменяться и/или изменяется в экспериментальном исследовании.
Переменная зависимая - любая переменная, значения которой в принципе являются результатом изменений в значениях одной или более независимых переменных. В математике это понятие «зависимости» хорошо представлено выражением типа у =f(x), где значения у зависят от значений х.
Переменная независимая - любая переменная, значения которой в принципе не зависят от изменений значений других переменных. В эксперименте - любая переменная, которая специально изменяется так, чтобы можно было наблюдать ее влияние на зависимую переменную (переменные). Также называется экспериментальной переменной, контролируемой переменной.
Пилотное исследование - исследование, предваряющее новую серию, в ходе которого проверяется качество методики и плана. Выявляются побочные переменные, и уточнятся экспериментальная гипотеза. Обычно проводится небольшой выборке.
Планирование –представляет собой процесс чёткой постановки целей работы предприятия, определение конкретных приоритетов, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных структур (или лиц)за достижение этих целей. Утверждённый план носит обязательный к выполнению характер.
Популяция. В статистике - общее число случаев, относительно которых может быть сделано определенное утверждение. Обратите внимание, что в этом значении популяция может быть: а) конечной, реально существующей и доступной исследованию; б) конечной, реально существующей, но недоступной исследованию (например, население России в определенный день того или иного года); или в) бесконечной (например, все возможные подбрасывания монет). Следует различать с выборкой, которая представляет собой некоторое наблюдаемое или отобранное подмножество популяции.
Попытка - 1. Свободное значение - проба, тест; отдельное усилие, совершаемое для того, чтобы что-то выполнить. 2. В экспериментальном исследовании - отдельная «единица», в которой предъявляется стимул и возникает некоторая реакция. В этом смысле каждая попытка обычно считается одним компонентом большого ряда таких «единиц», которые все вместе представляют эксперимент.
Признак- все то, что выражает природу объектов (явлений), их сходство или различия, а также одно событие, являющееся сигналом другого события. По П. объекты и явления опознаются, обозначаются и описываются. Каждый объект и каждое явление обладает множеством П., среди которых выделяются простые и сложные, комплексные и целостные, случайные и неслучайные и т. д. Один и тот же П. может выступать как общий, видовой и отличительный. По своему значению все П. делятся на существенные и несущественные. Существенный П. при всех условиях принадлежит объекту и является необходимым для его существования, выражает его коренную природу, тем самым отличая от других объектов.
Прикладные научные исследования –исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения конкретных задач.
Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ.
Процесс познания– получение человеком новых знаний о закономерностях развития природы, общества и человека в целях создания новых средств и предметов труда и улучшения окружающей среды.
Развитие— приобретение новых качеств, способ прогрессивного преобразования человека или системы.
Стратегия– обоснование целей и направлений (способов) их достижения.
Управление– целенаправленное воздействие руководителя или органа управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей для достижения поставленных елей (экономических, научно-инновационных и др.).
Управление инновациями– это изменение с целью внедрения и использования новых видов оборудования, технологий, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия.
Факт - явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.
Формализация -такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования.
Функционирование образовательных систем, учреждений — выполнение функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависимая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию.
Цель в исследовании — образ потребного (желаемого)
будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства.
Эксперимент— исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений.
Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня
Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ
Фундаментальные научные исследования –экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.
data-ad-slot="2853903535">Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 128; Опубликованный материал нарушает авторские права?.