Раздел 1. Проведение стратегического анализа предприятия в условиях рыночной экономики

Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 2 часов

Семинар №1

Тема:«Стратегический анализ внешней среды организации»

 

Форма семинарского занятия: дискуссия, работа в малых группах.

 

Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 4.

 

Цель занятия:рассмотреть процедуру стратегического анализа внешней макро- и микросреды организации, особое внимание уделить адаптации существующих методик к современным отечественным условиям хозяйствования.

 

План занятия

1. Роль ситуационного анализа при формировании стратегии.

2. Объекты стратегического анализа, его цели и основные результаты.

3. Этапы и формы стратегического анализа и основной аналитический инструментарий.

4. Выделение организации во внешней среде.

5. Общее и оперативное окружение организации.

6. Факторы макро- и микросреды организации, влияющие на формирование стратегии и ее стратегический выбор.

7. Анализ общего окружения (среда косвенного воздействия): экономический, правовой, технологический, социокультурный и политический аспекты внешнего окружения.

8. Результаты стратегического анализа макроокружения организации. Угрозы и возможности организации во внешней макросреде.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается содержание стратегического анализа предприятия?

2. Какие методологические принципы организации стратегического анализа предприятия вы можете назвать?

3. Какие этапы проведения стратегического анализа предприятиявы можете назвать?

4. Что вкладывается в понятие «внешняя деловая окружающаясреда»?

5. Какие переменные можно использовать для измерения неопределенности или динамизма внешней деловой окружающей среды? Дайте их характеристику.

6. Какие основные факторы определения сложности внешней деловой окружающей среды? Дайте их характеристику

7. Какие элементы принято выделять в составе внешней деловойокружающей среды?

8. В чем заключается содержание анализа общей (дальней) окружающей среды? Какие элементы он включает?

1. Раскройте содержание и дайте характеристику основных элементов анализа специфической (ближней) окружающей среды.

2. В чем заключается содержание конкурентного анализа? По каким основным параметрам он проводится?

3. Дайте характеристику пяти силам конкуренции, предложенным М. Портером.

4. Что вы вкладываете в понятие «конкурентная позиция предприятия»?

5. В чем заключается содержание анализа стратегических групп? Какие основные факторы при этом учитываются?

6. В чем заключается содержание анализа структуры рынка (позиции на рынке)?

Основные понятия:возможности, угрозы, внешнее окружение (макросреда), непосредственное окружения (микросреда), конкурентный анализ.

Контрольные задания:

Задание 1.Определить значимость группы внешних факторов: экономических, политических, рыночных, конкурентных, производственно-технологических, международных, социальных. Степень влияния группы внешних факторов на деятельность предприятия выставляется в диапазоне от «0» (отсутствие воздействия) до «5» (максимальное воздействие) баллов.

Задание 2. Провести оценку внешней макросреды предприятия. В каждую группу факторов добавить 2-3 фактора внешней среды непосредственно влияющих на деятельность предприятия. Результаты оценки могут быть оформлены в виде таблицы 1.

Порядок заполнения таблицы:

- в графе 1 даются названия групп факторов и оценка значимости каждой группы из таблицы 1;

- во 2 графе отражается название факторов, входящих в каждую группу;

- в графах 3 и 5 определяются противоположные направления изменения факторов внешней среды.

- далее, определив противоположные направления изменения факторов, необходимо оценить степень влияния данного фактора на предприятие. Оценка экспертами дается в баллах в диапазоне от «-5» баллов (сильная опасность) через «0» (отсутствие воздействия) до «+5» баллов (сильная возможность). Бальная оценка с соответствующим знаком отражается в графе 4;

- после этого определяется сила воздействия фактора, которая определяется как произведение значимости группы факторов (графа 1) на экспертную оценку фактора (графа 4). Полученное значение записывается либо в графу 6, если значение со знаком «-», либо в графу 7, если значение со знаком «+»;

- в графе 8 необходимо дать обоснование экспертной оценки.

Таблица 1. – Оценка внешних возможностей и угроз для предприятия

Группа факторов Факторы Оценка факторов (в баллах) Сила воздействия (в баллах) (гр.1 x гр.4) Основание оценки фактора  
-5 Эксперт-ная оценка +5 Угрозы Возмож-ности  
Экономические факторы (значимость фактора) Темпы инфляции            
Уровень занятости населения            
Стабильность курса рубля            
Ставки по кредитам            
Тарифы на транспортные услуги и энергоресурсы            
Налоговые ставки            
N            
Политические факторы Таможенная политика            
Антимонопольная политика            
Жесткость государственного регулирования экономики            
Инвестиционная политика            
N            
Рыночные факторы   Формы рынка в заинтересованнойсфере деятельности            
Интенсивность конкуренции            
Доходы различных социальных групп            
Динамика спроса и предложения            
Преодолимость барьеров вхождения на рынок конкурентами (уровень потенциальной конкуренции)            
N            
Факторы конкуренции Мотивы конкуренции, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты            
Возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов            
Степень уязвимости конкурентов            
Скорость предпринимательских реакций конкурентов на изменения на рынке            
Имидж компании            
N            
Производственно-технологи-ческие фактор Возможности новых технологических разработок (моделей)            
Темпы обновления технологии            
N            
Международные факторы Возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций            
Изменения валютного курса            
Государственные стратегии защиты от иностранной конкуренции            
N            
Социальные факторы Социальная напряженность в обществе            
Уровень предложения на рынке рабочей силы            
Защита прав потребителей            
Активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся            
Степень неравенства различных социальных групп            
N            

Задание 3. Провести оценку микросреды предприятия. Результаты оценки могут быть оформлены в виде таблицы 2. Определить какие факторы микросреды влияют на деятельность предприятия, выделить наиболее существенные факторы.

Таблица 2. – Анализ микросреды предприятия

Микроокружение Фактор Влияние фактора на предприятие
Очень сильное Сильное Нейтральное Слабое Очень слабое
1. Потребители 1.1 степень зависимости покупателя от продавца          
1.2 объем закупок          
1.3 уровень информированности покупателя          
1.4 наличие замещающих продуктов          
1.5 чувствительность покупателя к цене;          
1.6 требования к качеству, марке          
N          
2. Поставщики 2.1 стоимость и качество товара          
2.2 график поставок          
2.3 выполнения условий поставки          
N          
3. Конкуренты 3.1 конкурентные преимущества          
3.2 особенности разработки, производства, рекламы и сбыта продукции          
3.3 финансовое состояние          
N          

Список основной и дополнительной литературы:

а) основная литература:

1. Стратегический менеджмент/ под. Ред. Петрова А.Н. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 496 с.

2. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент – М.: ПИТЕР, 2008. – 240 с.

б) дополнительная литература:

3. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций» и «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 400 с.

4. Долгов А.И. Стратегический менеджмент : [электронный ресурс] учеб.пособие / А.И. долгов, Е.А. Прокопенко. — 3-е изд., стереотип. – М. : Флинта : мпси, 2011. – 280 с.

5. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии. – М.: ДЕЛО И СЕРВИС, 2008. – 272 с.

6. Хангер, Дж. Дэвид. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / Дж. Д. Хангер, Т. Л. Уилен; пер. td> N           3. Конкуренты 3.1 конкурентные преимущества           3.2 особенности разработки, производства, рекламы и сбыта продукции           3.3 финансовое состояние           N          

Список основной и дополнительной литературы:

а) основная литература:

1. Стратегический менеджмент/ под. Ред. Петрова А.Н. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 496 с.

2. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент – М.: ПИТЕР, 2008. – 240 с.

б) дополнительная литература:

3. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций» и «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 400 с.

4. Долгов А.И. Стратегический менеджмент : [электронный ресурс] учеб.пособие / А.И. долгов, Е.А. Прокопенко. — 3-е изд., стереотип. – М. : Флинта : мпси, 2011. – 280 с.

5. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии. – М.: ДЕЛО И СЕРВИС, 2008. – 272 с.

6. Хангер, Дж. Дэвид. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / Дж. Д. Хангер, Т. Л. Уилен; пер. с англ. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 319 с.

7. Яблокова C.A. Стратегический менеджмент. Конспект лекций. – M.: «Приор-издат», 2007. –- 80 с.