КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

 

Спасательные шлюпки (рис. 9.4). Для спасания экипажа и пассажиров основным активным спасательным средством являются шлюпки. Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом судна и численностью людей на судне. Грузовые суда должны иметь на каждом борту одну или более спасательных шлюпок общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей. Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью, достаточной для размещения 50% пассажиров и экипажа с каждого борта. По согласованию с Регистром на пассажирских судах допускается замена спасательных шлюпок спасательными плотами такой же общей вместимостью при условии, что в любом случае на каждом борту судна имеется достаточное количество спасательных шлюпок для размещения на них не менее 37,5% общего числа находящихся на судне людей.

Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны удовлетворять следующим основным требованиям:

• иметь достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт, когда они полностью укомплектованы людьми и снабжением;

 

Рис. 9.4. Спасательная шлюпка для нефтеналивных судов

• сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены полным комплектом людей и снабжения и имеют пробоину в любом месте ниже ватерлинии, при условии, что нет потери плавучего материала и других повреждений;

• обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;

• иметь руль и румпель;

• иметь двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Двигатель должен быть оборудован либо ручным пусковым устройством, либо пусковым устройством с приводом от двух независимых источников энергии. Он должен обеспечивать скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 узлов и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота вместимостью 25 чел., полностью укомплектованного людьми и снабжением;

• гребной винт должен быть расположен и огражден так, чтобы обеспечить безопасность людей, находящихся в воде, и предотвратить повреждение винта плавающими предметами;

• с наружной стороны вокруг спасательной шлюпки над ее ватерлинией, за исключением района вблизи руля и гребного винта, должны быть предусмотрены поручни или плавучий спасательный леер с провесами, закрепленные так, чтобы находящийся в воде человек мог держаться за них;

• быть окрашенными в оранжевый цвет;

• иметь надписи в носовой части с обоих бортов латинскими буквами с указанием названия судна, порта приписки, размеров шлюпки и ее вместимости.

По периметру шлюпки на верхней части планширя, а также на борту шлюпки возможно ближе к планширю устанавливают световозвращающие материалы. В носовой и кормовой частях шлюпки на верхней части закрытия накладывают кресты из такого же материала. Снабжение шлюпок должно соответствовать требованиям Международной конвенции СОЛАС-74 и Правилам Регистра.

Огнезащищенная спасательная шлюпка должна иметь автономную систему воздухоснабжения и, кроме того, обеспечивать защиту допускаемого к размещению на ней числа людей, находясь на воде в зоне непрерывно горящей нефти, окружающей спасательную шлюпку со всех сторон, в течение не менее 8 мин.

Спасательная шлюпка, на которой в качестве средства защиты от огня используется система водяного орошения, должна отвечать следующим требованиям:

• система должна питаться забортной водой, подаваемой самовсасывающим насосом. При этом должна предусматриваться возможность включать и выключать подачу воды для орошения наружной поверхности спасательной шлюпки;

• водозаборное устройство должно быть устроено так, чтобы предотвратить попадание горючих жидкостей в систему с поверхности воды;

• система должна предусматривать промывку ее пресной водой и полное осушение.

Корпуса огнезащищенных шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность. Рубка должна обеспечивать круговую видимость, при этом иллюминаторы изготавливают из огнестойкого стекла.

Шлюпки грузового судна должны обеспечивать посадку всех людей по норме вместимости за время не более 3 мин с момента подачи команды на посадку.

Размещение шлюпок на судне должно гарантировать их спуск на воду при крене 20° и дифференте 10° на скорости судна до 5 узлов.

Должно быть предусмотрено надежное управление спуском из спасательной шлюпки.

Снабжение шлюпок. В соответствии с требованиями международных конвенций и Российского морского регистра судоходства снабжение должно обеспечивать эксплуатацию шлюпок в дневное и ночное время, подачу сигналов бедствия и жизнедеятельность людей.

Обычное снабжение спасательной шлюпки должно включать:

• достаточное число весел для обеспечения движения шлюпки на тихой воде. Весла изготовляют из сухой, не тонущей древесины с комплектацией из расчета по одному на штатного гребца и два запасных. Для каждого весла должны быть предусмотрены уключины. Уключины надежно крепят к корпусу шлюпки, они должны соответствовать типу весел;

• два отпорных крюка;

• один черпак для вычерпывания воды и два ведра;

• инструкцию по сохранению жизни;

• путевой компас со светящейся картушкой или снабженный соответствующими средствами освещения. В полностью закрытых спасательных шлюпках компас должен быть стационарно установлен у поста управления рулем; на любых других спасательных шлюпках компас должен быть снабжен нактоузом, если необходима защита его от непогоды;

• плавучий якорь с дректовом длиной, равной трем длинам шлюпки, и ниралом. Прочность плавучего якоря, дректова и нирала должна быть достаточной при любых морских условиях;

• два надежных фалиня, длиной не менее двойного расстояния от места расположения спасательной шлюпки на судне до ватерлинии судна, или 15м, смотря по тому, что больше. На свободнопадающих шлюпках оба фалиня должны быть уложены вблизи носовой части спасательной шлюпки и быть готовыми к использованию. На других спасательных шлюпках один фалинь, прикрепленный к разобщающему устройству, должен находиться в носовой оконечности шлюпки, а другой должен прочно крепиться к форштевню шлюпки или вблизи него и быть готовым к отдаче;

• два топора, один нержавеющий ковш со штертом, один нержавеющий градуированный сосуд для питьевой воды;

• один экземпляр иллюстрированной таблицы спасательных сигналов;

• аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке;

• медикаменты от морской болезни в количестве, достаточном на 48 ч, и один гигиенический пакет на каждого человека;

• один складной нож, три консервооткрывателя;

• один эффективный ручной осушительный насос;

• один комплект рыболовных принадлежностей;

• один комплект инструментов и запасных частей для двигателя;

• примерный рацион пищевых продуктов из расчета 10000 кДж на одного человека: 1,5 кг хлебных изделий; 0,5 кг сгущенного молока; 0,45 кг глюкозы в воздухонепроницаемой упаковке и в водонепроницаемом контейнере;

• водонепроницаемые сосуды, содержащие общее количество пресной воды из расчета 3 л на каждого человека;

return false">ссылка скрыта

• один радиолокационный отражатель, если в спасательной шлюпке не установлен радиолокационный ответчик;

• теплозащитные средства, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допускаемых к размещению на спасательной шлюпке, но не менее двух.

 

В конструкции емкости с маслом объемом не менее 4,5 л должна быть предусмотрена возможность распределения его тонким слоем по поверхности воды для гашения волн. Ручная осушительная помпа надежной конструкции должна жестко крепиться к набору шлюпки и иметь отливной шланг. Запас топлива топливной цистерны должен обеспечивать работу двигателя в течение 24 ч. Огнетушитель должен быть порошкового или углекислотного типа. Два плавучих спасательных кольца с плавучими линями длиной не менее 30 м должны быть в постоянной готовности для спасания человека, упавшего за борт.

В комплект сигнального оборудования входят:

• четыре парашютные ракеты и шесть фальшфейеров ярко-красного огня, две плавучие дымовые шашки;

• водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;

• сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток;

• прожектор с сектором по горизонтали и вертикали не менее 6° и с силой света 2500 кд, который может работать непрерывно в течение не менее 3 ч;

• набор флагов для подачи сигнала бедствия.

Радиосвязь должна обеспечиваться аварийным радиопередатчиком шлюпочного типа.

Дополнительное снабжение:

• набор специальных шлюпочных карт в герметичной упаковке;

• алюминиевые кружки;

• нитки, шпагат;

• приспособление для сбора дождевой воды или опреснитель для по­лучения питьевой воды из морской.

 

Все шлюпочное снабжение должно иметь соответствующие сертификаты.

Необходимо своевременно контролировать состояние шлюпочного снабжения, а в случае его порчи или истечения сроков годности — заменять.

Запас топлива и смазочных материалов должен постоянно находиться на шлюпке, а двигатель должен быть в полной готовности к пуску.

Дежурная спасательная шлюпка. Этот тип спасательных шлюпок предназначен для спасания упавших в воду людей, людей с потерпев­шего аварию судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварии. Все грузовые суда и пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 должны иметь одну дежурную шлюпку, а пассажирские валовой вместимостью более 500 должны иметь одну дежур­ную шлюпку на каждом борту. Длительное время в качестве дежурных спасательных шлюпок использовались штатные спасательные шлюпки, одну из которых спускали на воду по тревоге «Человек за бортом». Однако операция по спуску штатных бортовых шлюпок требует опре­деленного времени, а в штормовых условиях сильно затруднена.

Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надувными и комбинированными. Важнейшие преимущества их - скорость и надежность спуска на воду. Это позволяет выполнять спуск и подъем дежурной шлюпки на борт на ходу судна даже при небольшом волнении.

Дежурные шлюпки должны обладать достаточной мобильностью и маневренностью на волнении для спасания находящихся в воде людей и буксировки полностью укомплектованного людьми и снабжением спасательного плота со скоростью не менее 2 узлов.

Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным или подвесным двигателем. Допускается установка подвесного бензинового двигателя при условии, что топливные баки специально защищены от огня и взрывов.

По конструкции корпуса и требованиям остойчивости и плавучести дежурная шлюпка должна соответствовать штатным спасательным шлюпкам и обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек, находящихся в сидячем положении, и одного — в лежачем положении на носилках. Дежурные шлюпки должны быть способны маневрировать при скорости не менее 6 узлов и сохранять эту скорость в течение не менее 4 ч. Гребной винт должен быть надежно защищен для предотвращения травм людей, находящихся в море. Прочность днища должна обеспечивать спрыгивание в шлюпку людей с высоты 3 м.

В последние годы созданы усовершенствованные конструкции дежурных шлюпок, которые способны выполнять спасательные опера­ции в штормовых условиях и при ограниченной видимости.

Дежурные шлюпки находятся в постоянной готовности для спасания людей, упавших за борт, людей с терпящего бедствие судна и для сбора и буксировки спасательных плотов.

Подготовка и спуск шлюпки производятся за время не более 5 мин.

Скоростная дежурная шлюпка. Спусковое устройство и сама скоростная дежурная шлюпка должны быть такими, чтобы обеспечивался безопасный спуск и подъем шлюпки при неблагоприятных погодных и морских условиях. Все скоростные шлюпки должны отвечать требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам, за исключением вместимости и скорости маневрирования.

Полностью оборудованные скоростные дежурные шлюпки должны быть способны маневрировать на тихой воде в течение не менее 4 ч со скоростью не менее 20 узлов с командой, состоящей по крайней мере из трех человек, и со скоростью не менее 8 узлов с полным числом людей и снабжением. Команда шлюпки должна регулярно обучаться и тренироваться в соответствии с требованиями Кодекса о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

Скоростные дежурные шлюпки должны быть самовосстанавливающимися или легко переворачиваемыми не более чем двумя членами команды. Двигатели шлюпок должны автоматически останавливаться или быть остановлены с помощью аварийного выключателя с поста управления рулем при опрокидывании шлюпки.

Свободнопадающие спасательные шлюпки. Конструкция традиционного спускового шлюпочного устройства должна обеспечивать спуск спасательных шлюпок при крене до 20° и дифференте до 10°. Однако в штормовых условиях при сильной бортовой качке судна спуск шлюпок становится большой проблемой (из-за опасности повреждения их при спуске от ударов о корпус судна).

В последние годы на современных судах стали применять новые типы спасательных средств — свободнопадающие спасательные шлюпки. Такая шлюпка устанавливается на корме под углом к горизонтали и входит в воду при падении тоже под углом. Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают значительные перегрузки, в шлюпке установлены специальные анатомические кресла, имеющие амортизирующие прокладки. Перед сходом шлюпки с рампы-эллинга все находящиеся в шлюпке люди должны надежно закрепить себя ремнями безопасности с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Большое значение для безопасного восприятия динамических нагрузок имеет правильное положение тела в кресле, что должно отрабатываться на тренировках во время учебных шлюпочных тревог.

Шлюпка обладает такой остойчивостью, что сама по себе или автоматически возвращается в прямое положение, когда она полностью или частично укомплектована людьми и снабжением; все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты ремнями безопасности.

Свободнопадающие спасательные шлюпки гарантируют безопасность людей при расстоянии от посадочной платформы до поверхности воды в 20 м. Однако имеющийся в Норвегии тренажер тренирует экипаж в падении с высоты 40 м.

Еще более надежной считается комбинированная модель шлюпки. В зависимости от условий командир шлюпки может дистанционным пультом задать один из двух вариантов:

1) свободное падение — подается предупредительный сигнал для
людей, находящихся в шлюпке, размыкается узел крепления каната, шлюпка соскальзывает с наклонного эллинга и при падении на короткое время погружается в воду («ныряет» под углом к поверхности воды), при этом шлюпка отходит от судна и
всплывает в стороне от него;

2) при помощи шлюпочного устройства, которое автоматически выполняет все операции по команде с пульта командира шлюпки:

 

При выходе из строя системы автоматики свободное падение или спуск шлюпки можно осуществить ручным пультом.

Для крупнотоннажных судов разработаны специальные спасательные отсеки (плот-каюты), которые устанавливаются на кормовой платформе и могут вмещать весь экипаж (до 40 чел.). Отсек может сбрасываться с высоты до 22,5 м и имеет специальные обводы килевой части, демпфирующие удар и уводящие отсек в сторону от судна. Спасательный отсек имеет надежную противопожарную защиту, автоматическую систему вентиляции и обеспечивает эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.

Свободнопадающие спасательные шлюпки считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна практически при любых погодных условиях. Однако каждый член экипажа должен иметь навыки по правильной посадке в кресло и креплению туловища и головы.

Спасательные плоты (рис. 9.5). В настоящее время спасательные плоты являются вторым основным спасательным средством после спасательных шлюпок, а на малых судах и основной формой спасательного оборудования. Они бывают мягкими (надувными) и жесткими. Последние, как правило, остались только на судах старой постройки. Надувные спасательные плоты различаются по вместимости (от 6 до 25 чел.) и методу спуска — сбрасываемые и спускаемые. В России изготовляют плоты ПСН-6 и ПСН-10 вместимостью 6 и 10 чел. Грузовые суда должны иметь один или более спасательных плотов, установленных в положении для быстрого перемещения их с борта на борт по открытой палубе на одном горизонтальном уровне, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей. Если спасательный плот или плоты не приспособлены для быстрого перемещения их с борта на борт, то общая вместимость их на каждом борту должна обеспечить размещение всех находящихся на судне людей.

Надувной спасательный плот хранится на палубе в контейнере у разъемных лееров и на скатах палубы выше ограждений. Допускается установка плота у фальшборта, где два человека смогут сбросить его за борт.

 

Рис. 9.5. Плот ПСН: а - общий вид; б - каркас плота

В походном положении плот в контейнере крепят к основанию через найтов при помощи гидростатического устройства. Выходящий из контейнера пусковой линь также соединен с гидростатом или прикреплен к деталям на корпусе судна.

Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы при сбрасывании его в воду с высоты 18 м плот и оборудование работали удовлетворительно. Спасательный плот должен иметь тент для защиты находящихся в нем людей от внешней среды, который должен устанавливаться автоматически при приведении плота в рабочее положение.

Плавающий спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м как с поднятым тентом, так и без него, и обеспечивать его использование при любых морских условиях на плаву в течение не менее 30 суток.

Порядок сбрасывания плота:

1) убедиться в том, что место приводнения плота чисто;

2) нарушив слабое звено, прикрепить пусковой линь к леерному ограждению (или другому конструктивному элементу судна);

3) нажать на педаль гидростатического устройства и отдать найтов;

4) сбросить плот в воду;

5) выбрать слабину пускового линя и дернуть линь, что приведет в действие систему газонаполнения плота; через 30-40 с стяжки лопнут, и плот начнет надуваться.

При крене судна более 15° плоты следует сбрасывать с одного борта в сторону крена, так как спуск людей с другого борта затруднен. Посадка в плот:

1) полностью надутый плот отбуксировать к месту посадки — парадному трапу или штормтрапу (возможна посадка в плот и из воды);

2) начать посадку в плот — первые два человека, забравшиеся в плот, помогают всем остальным;

3) после посадки людей перерезать пусковой линь и немедленно отвести плот от борта судна, так как не исключена возможность опрокидывания последнего.

Если плот не был сброшен до гибели судна, то при погружении вместе с судном на глубину 2—4 м срабатывает гидростатическое уст­ройство, контейнер с плотом отстегивается и всплывает. Как только глубина погружения основания плота, к которому закреплен пусковой линь, превысит длину линя, линь натягивается, и плот автоматически раскрывается. Если судно продолжает погружаться, линь разрывается, так как в месте крепления он надрезан, и плот начинает свободно дрейфовать.

Особенно сложно осуществить посадку людей в плот на крупнотоннажном судне с большой высотой борта. Поэтому такие суда стали оборудовать надувными желобами с надувными платформами, позволяющими быстро осуществлять безопасную посадку в плоты. Такой комплекс позволяет осуществлять эвакуацию с судна 10—12 чел. за 1 мин.

Достоинства спасательных плотов - компактность при хранении в походном положении и отсутствие сложных устройств для спуска. Кроме того, при быстрой гибели судна плоты автоматически всплывают и надуваются, что повышает вероятность спасения экипажа.

Спускаемые плоты спускают на воду при помощи специального крана с поворотной стрелой, выставляемой за борт. Плот готовят к спуску на палубе судна: раскрывают контейнер, крепят стропы к автоматическому гаку, запускают систему газового заполнения, вываливают плот за борт входом к судну, обтягивают фалини и производят посадку людей. После завершения посадки плот спускают на воду. При ослаблении натяжения стропов автоматический гак освобождает плот, который должен немедленно отойти от судна, освобождая место для спуска очередного плота. Спускаемые плоты имеют вместимость 12,16, 20 и 25 чел. Конструкция спускаемого плота обеспечивает посадку всех приписанных к нему людей на грузовом судне за время не более 3 мин.

Если в момент приводнения плота автоматический гак не отсоединил плот, необходимо немедленно произвести эту операцию аварийным ручным приводом.

На сильном ветре и волнении пустой плот может быть опрокинут. Для возвращения плота в нормальное положение необходимо пред­принять следующие действия:

1) определить направление ветра или волнения и развернуть плот на ветер или на волну (при этом надо помнить о том, что опро­кинутый плот плавает с креном в сторону газового баллона);

2) взобраться на плот, стать ногами на газовый баллон и взяться за
рукоятки, находящиеся на днище плота;

3) глубоко вдохнуть, задержать дыхание и опрокинуть плот на себя;

4) вынырнуть из-под плота в сторону газового баллона, что исключит вероятность запутаться в снаряжении плота;

5) немедленно осушить плот.

Возвращение плота в нормальное положение после опрокидывания требует точных знаний и практических навыков. Неправильные действия могут привести к тяжелым последствиям.

Обычное снабжение каждого спасательного плота должно включать:

• плавучее спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему спасательному линю длиной не менее 30 м;

• нож с ручкой из плавучего материала, прикрепленный штертом и хранящийся в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления фалиня;

• плавучий черпак и две губки для удаления воды из плота;

• два плавучих якоря, каждый с дректовом;

• два плавучих весла;

• три консервовскрывателя и двое ножниц;

• аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке;

• комплект рыболовных принадлежностей;

• пищевой рацион из расчета не менее 10 000 кДж на каждого человека и водонепроницаемые сосуды с питьевой водой по 1,5 л на каждого человека; нержавеющий градуированный сосуд для питьевой воды;

• комплект ремонтных принадлежностей;

• ручной мех для подкачки воздуха в камеры плавучести и надувное днище;

• медикаменты от морской болезни в количестве, достаточном по крайней мере на 48 ч, и один гигиенический пакет для каждого человека;

• инструкции по сохранению жизни на спасательном плоту и по первоочередным действиям;

• индивидуальные теплозащитные средства;

• комплект сигнальных средств [сигнальный свисток, четыре красные парашютные ракеты, шесть фальшфейеров, две плавучих дымовых шашки, электрический фонарь для сигнализации по азбуке Морзе, сигнальное зеркало (гелиограф), таблица спасательных сигналов].

 

Спасательный плот должен иметь радиолокационный отражатель, если на нем не установлен радиолокационный ответчик.

К недостаткам существующих спасательных плотов следует отнести их малую остойчивость, значительный ветровой дрейф, сложность отвода от гибнущего судна. Сохранению остойчивости способствуют плавучие якоря и водобалластные карманы, а также нахождение людей на днище плота, а не на банке и не на камерах плавучести.