Теория древних обществ Л.Г. Моргана
Особое место среди основоположников эволюционизма в социальной антропологии принадлежит американскому ученомуЛьюису Генри Моргану (1818— 1881). По мнению ряда исследователей, этот вклад превышает все то, что в совокупности внесли в нее его современники и коллеги-исследователи2.
Морган был по профессии адвокатом, но занятия адвокатской деятельностью сочетал с индивидуальными научными занятиями. Почти 40 лет своей жизни он посвятил изучению индейских племен Америки и народов других частей света. Известен он и как общественный деятель — защитник прав коренного, индейского населения. Еще в молодостиМорган сдружился с несколькими ирокезами (в их числе был видный общественный деятельЭли Паркер), организовал общество «Великий орден ирокезов» (1840) с целью пропаганды «добрых чувств к краснокожему», оказания всевозможной правовой и культурной помощи индейцам, испытывавшим давление колониального режима. Первая крупная работа Моргана и называлась «Орден ирокезов». Некоторые исследователи считают год выхода этой книги (1851) годом рождения американской этнографической (культурно-антропологической) науки1.
В наиболее систематизированном виде взгляды Моргана на социально-культурологические проблемы отражены в книге «Древнее общество» (1877), над которой он работал свыше 40 лет. В ней поставлены, прежде всего, три важнейшие культурологические проблемы:
• место и роль родового строя в истории человечества,
• история формирования семейно-брачных отношений,
• периодизация истории человечества.
На основе реконструкции самобытного общественного строя ирокезовМорган пришел к выводу, что основой первобытного общества выступала родовая организация. По его мнению, вся история человечества может быть разделена на два больших периода:
• первый, ранний — организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах;
• второй, поздний период — организация политическая, основанная на территории и собственности.
Родовая организация общества стала тем социальным механизмом, благодаря которому общество получило возможность к сохранению и воспроизводству своей социальной структуры. Это проявилось на примере практически всех типов древнего общества — азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского.Морган стремился обнаружить зародышевую форму рода и усмотрел ее в социальной организации австралийских племен. Примером более развитой формы рода он считал ирокезов. Что касается поздней — отцовской — формы рода, то ее он находил у греков и римлян архаической эпохи. Таким образом, этнологи, антропологи, культурологи получили важный методологический вывод о превращении материнского рода в отцовский. В качестве важнейшей предпосылки этого процессаМорган считал накопление собственности и тенденцию передачи ее по наследству.
Другой важный вклад в развитие культурно-антропологических взглядов составили исследования истории семьи, результаты которыхМорган изложил в «Древнем обществе». Он выделял следующие стадии развития семьи в истории человечества:
1) «кровнородственная» семья — первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета (т. е. беспорядочного полового смешения) и предполагающая брачные отношения между родными и побочными, двоюродными братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;
2) «пуналуальная» семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями (не обязательно родственными между собой) или нескольких братьев с общими женами (не обязательно родственными между собой);
3) парная, или «синдиасмическая», семья («без исключительного сожительства»);
4) «патриархальная», т. е. полигамная, семья;
5) моногамная семья современного вида («при исключительном сожительстве»).
Из всех форм семьи, как считалМорган, наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая, именно они породили основные формы родства людей. Впоследствии выяснился умозрительный характер выявленных им двух древнейших форм семьи. «Кровнородственная» семья оказалась на поверку продуктом недоразумения — ошибочной оценки уровня исторического развития гавайцев. «Пуналуальная» семья тоже оказалась кабинетным домыслом1. Однако в целом его взгляды на историю семьи были построены на здоровом историческом основании. Они выдержали испытание временем.
Определяющее значение для последующего развития социальной (культурной) антропологии имело изучениеМорганом общей истории первобытного строя и его попытка периодизации первобытной культуры. Вслед заТайлором он предложил разделить историю человечества на три этапа:
• дикости,
• варварства,
• цивилизации.
В свою очередь, первые два этапа подразделялись на ступени (низшую, среднюю и высшую), которые различались на основе специфических признаков. В основу периодизации были положены технологические скачки в развитии культуры. Так, изобретение гончарства он рассматривал как переход от дикости к низшей ступени варварства, а выплавка железа знаменовала переход к высшей его стадии. КонцепцияМоргана позволила связать воедино большую совокупность этнографических, исторических и археологических фактов. При этом для каждого народа оказалось возможным определить его место в едином ходе истории, а также сравнить уровни развития народов. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.
Методологическая ограниченность эволюционизма. По мере развития культурно-антропологических знаний, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все более становились заметными слабые стороны эволюционизма. Так, представители эволюционизма не могли объяснить генезис культуры и ее составных частей, базируясь только на идее количественных изменений в культуре. Они исходили из того, что возникновение всех будущих культурных явлений имеет предпосылки в начале человеческой истории. Однако многие новые данные этнографических и культурно-антропологических экспедиций зачастую не согласовывались с концепцией эволюционизма. Требовались иные способы теоретического объяснения. Сформировавшаяся методологическая потребность стала стимулом для поиска новых путей исследования культуры, а также процессов ее возникновения, изменения и распространения. Поэтому многие новые направления и школы социальной (культурной) антропологии получили антиэволюционистскую направленность.
Однако та или иная теория культуры, если она действительно создана великими исследователями, при всех своих недостатках, тем не менее, отражает реальные тенденции и процессы, происходящие в сфере культуры. Поэтому она не пропадает бесследно, подобно исчезнувшим культурам. Такая теория отходит на второй план, занимает свое место в истории социальной (культурной) антропологии и очень часто дожидается нового всплеска научного интереса к ней. Так случилось и с эволюционизмом. Его основные идеи возродились в конце XX века в форме неоэволюционизма.
Таким образом, сам процесс развития теорий культур не является линейным и не есть простой переход от одних типов объяснения к другим. Это многонаправленный процесс, нередко параллельного развития различных теоретических концепций культур. Именно благодаря совокупности всех подходов и направлений развивалась социальная (культурная) антропология.
В начале XX в. эволюционизм утратил доминирующее положение в культурологии. Однако благодаря ему утвердился новый взгляд на развитие культур, и особенно на эволюцию такого их важного элемента, как религия.
Краткие выводы
Эволюционистское направление в социальной (культурной) антропологии сложилось под влиянием эволюционистской парадигмы в науке второй половины XIX века. Для этого направления характерен метод сравнительного анализа разных культур, а также сопоставление современной европейской культуры с предшествующими и особенно примитивными культурами.
Это направление базируется на следующих идеях.
• Существует единство человеческого рода, поэтому люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях они принимают похожие решения. Подобным сходством объясняется единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света.
• Для человеческого общества характерен непрерывный социальный прогресс, понимаемый как прямолинеиныи процесс перехода от простого ко все более сложному. Культура как часть общества также развивается от низшего состояния к высшему путем непрерывных количественных изменений.
• Развитие каждого элемента культуры оказывается изначально предопределенным, поскольку его более поздние формы имеют основу в более ранних формах. Развитие культуры характеризуется наличием особых стадий и ступеней, единых для всех культур и народов.
• В соответствии с универсальными законами эволюции человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур характеризуются одинаковыми результатами культурной деятельности. Наличие или отсутствие контактов между различными культурами особого значения не имеет. В соответствии с этим культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.
• Общественное развитие определяется законами эволюции, характерными для живой природы. Источником эволюции выступает межвидовая борьба за существование, результатом этой борьбы выступает взаимосвязь различных элементов культуры.
Опираясь на эти принципы, культурологи и антропологи делали весьма важные идеологические и практические выводы: если все народы идут по одному пути развития и если вершиной этого пути являются европейская цивилизация и культура, то все народы в конечном итоге должны прийти к ценностям европейской культуры. А это также означает, что «диких», «безнадежно отсталых» народов и культур не существует.
Литература
1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979.
2. Велик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. — Разд. 1,гл. 1.
3. Ерохин В.Г. История культурологической мысли: Учеб. пособие. — Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1999. — Гл. 2.
4. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы:
Уч. пособие.— СПб.: Санкт-Петербургская гос. акад. культуры, 1996. — С. 30 - 45.
5. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука. 1995. — Гл. 5.
6. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997.
7. МорганЛ.Г. Лига ходенгосауни, или ирокезов. — М., 1983.
8. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994.
9. Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волгоград: Либ-рис, 2000.—Тема 8.
10. Садохин А.П. Этнология: Учебник. — М.: Гардарики, 2001.—Гл.2.
11. Тайлор Э. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989.
12. Токарев С.А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1978. — Гл. 2, 4.
13. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М.: Политиздат, 1980.
14. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1995.
15. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. — М.: Наука, 1991.
16. Этнология в США и Канаде / Отв. ред. Е.А. Веселкин, Н.А. Тишков. — М.: Наука, 1989.
Контрольные вопросы
1. Покажите предпосылки становления эволюционистской парадигмы в культурной антропологии.
2. В чем состоят основные идеи и принципы эволюционизма?
3. Покажите специфику использования психологического и естественнонаучного метода в эволюционистской концепции А. Бастиана.
4. Раскройте особенности реализации эволюционистского подхода в теоретических построениях Т. Вайца и Д. Мак-Леннана.
5. В чем состоят недостатки линейной схемы развития культур?
6. Каким образом Э. Тайлор опровергал идеи «концепции вырождения» ?
7. Покажите достоинства и недостатки тайлоровского метода исследования культур.
8. Что такое «метод пережитков» в изучении культур? Согласны ли Вы с пониманием пережитков, предложенным Э. Тайлором?
9. Покажите основное содержание концепции анимизма Э. Тайлора.
10. Какие аргументы выдвигались критиками анимистической концепции?
11. В чем состоит вклад в развитие эволюционизма Г. Спенсера?
12. Охарактеризуйте вклад Л. Моргана в развитие эволюционного подхода.
Глава 4