ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТАЛЛА

Древний мир.В древности в Египте и Передней Азии считалось необходимым сохранять в погребении тело и имущество усопшего. Судя по многочисленным находкам в погребениях, металлические изделия имели огромное значение в древних обществах.

Египет. Как и все египетское искусство, художественные изделия из металла следовали традиции, сформировавшейся в эпоху Древнего царства (ок. 2780–2280 до н.э.). Строгость, величественность и каноничность египетских скульптурных портретов и фризовых росписей гробниц в той же мере присущи сопутствовавшим им металлическим предметам, особенно ювелирным украшениям, которые были важным элементом египетского костюма. Ювелирные изделия эпохи Древнего царства указывают на то, что техники ковки, гравировки, припоя, а также проката проволоки уже получили значительное развитие. В больших количествах применялась медь; сосуды эпохи Древнего царства явно изготавливались способом холодной ковки и повторяли формы глиняных изделий. Эпоха расцвета египетского художественного металла – период Нового царства (1574–1085 до н.э.), когда Египет находился в зените своего могущества и процветания; в это время и формы изделий, и технологии их изготовления достигли совершенства. В Древнем Египте на протяжении всей его истории золото сохраняло значение особого символа, связанного с культом бога Солнца Ра; в числе более чем 2000 предметов, найденных в гробнице фараона Тутанхамона, были золотые саркофаги, трон и четыре колесницы, а также ювелирные украшения.

БРОНЗОВАЯ ФИГУРКА СОКОЛА в царской короне Верхнего и Нижнего Египта

САРКОФАГ ТУТАНХАМОНА

Месопотамия. Самые древние художественные изделия из металлов – золота, серебра и меди – были найдены в царских гробницах Ура (середина 3 тыс. до н.э.), одного из городов Шумера, государства в южной Месопотамии. Шумеры использовали геральдические композиции со строго симметричными изображениями животных и человеческих фигур во всех видах искусства; златокузнецы и ювелиры уделяли особое внимание проработке формы и моделировке причесок золотым листом, изготавливали золотые и серебряные ритуальные кинжалы и изысканные сосуды для питья. Скульптурные предметы, такие, как серебряные и медные модели лодок, украшенный чеканкой кованый золотой шлем, серебряная с золотом статуэтка барана и т.п., отражают придворную жизнь раннединастического земледельческого общества. Бронзовая модель запряженной повозки является самым ранним известным примером литья методом утраченного воска.

Редкий памятник следующего периода истории Месопотамии – великолепная, в натуральную величину бронзовая голова, которая предположительно является портретом аккадского царя Саргона Древнего.

ЗОЛОТАЯ ГОЛОВА БЫКА, найденная в царской гробнице в Уре

КИНЖАЛ И НОЖНЫ, отделанные золотом, найдены в царской гробнице в Уре.

Малая Азия и Левант. Множество металлических изделий обнаружено в погребениях прибрежной малоазийской культуры (ок. 2500 до н.э.) в Гиссарлыке (Троя). Особого внимания заслуживают маска из кованого золота и золотые ювелирные изделия, в которых повторяется мотив туго закрученной двойной спирали. Еще более богатый клад того же периода, с небольшими серебряными и бронзовыми фигурками животных, изящными золотыми кувшинами и кубками, золотыми ювелирными украшениями и наконечниками боевых топоров был раскопан в могильнике в Аладжа Хююке. Такое разнообразие материалов, форм и техник предполагает высокий уровень развития металлургии. В этот период жители Египта, Месопотамии и Малой Азии вели прибыльную торговлю металлическими изделиями с Финикией и Сирией; в изделиях двух последних стран чувствуется слияние различных художественных стилей.

Ассирия. В Ассирии не было собственного хорошо развитого металлургического производства; мастера и металлические изделия вывозились из разных областей империи. Несколько бронзовых чаш, найденных в Нимруде, возможно, завезены с Кипра или из Финикии: они украшены разнообразными декоративными мотивами, выполненными гравировкой, резьбой и объемной чеканкой. На бронзовом рельефе с «Балаватских ворот» в Нимруде есть две сцены в технике чеканки; фризовая расстановка фигур, движущихся в пустом пространстве, позволяет предположить, что эти рельефы могут иметь скорее местное, чем иноземное происхождение.

Иран. Среди множества небольших бронзовых предметов, раскопанных в могильниках 12–7 вв. до н.э. в Луристане, на западе Ирана, преобладают детали конской сбруи, украшения колесниц, застежки и оружие. Большая часть этих предметов представляет собой стилизованные изображения животных, имевшие ритуальное или вотивное назначение, они посвящались божествам и духам предков. Искусство иранской державы Ахеменидов (ок. 550–330 до н.э.), вероятно, унаследовало некоторые черты этого схематизированного анималистического стиля. Лучшие образцы ахеменидских художественных изделий из золота, серебра и бронзы представлены археологическими находками, среди которых следует отметить золотой браслет в форме пары противостоящих друг другу грифонов, с драгоценными камнями, вставленными в ложа, образованные припаянными на ребро металлическими ленточками; серебряный ритон (имеющий вид рога сосуд для ритуальных возлияний или питья) с ребристым туловом, поддерживаемым литой фигурой грифона, и маленькая литая фигурка крылатого горного козла из серебра с золотой насечкой, служившая ручкой большого бронзового сосуда. В формах некоторых из этих предметов чувствуется греческое влияние, но в целом они отражают вкусы местного военного общества. Фантастические крылатые животные и сцены конной охоты (и те и другие мотивы восходят к ассирийскому искусству) вновь появляются в художественном металле иранской империи Сасанидов (227–651).

Скифы. Скифы и родственные им племена североиранской языковой группы, которые населяли обширные территории Северного Причерноморья и Прикаспия во второй половине 1 тыс. до н.э., славились своими декоративными изделиями из металла: элементами парадной конской упряжи (седла, уздечки, стремена), коваными бронзовыми и золотыми застежками-фибулами и т.п. Эти предметы были украшены изображениями животных в сплетении с абстрактным орнаментом; их декоративные мотивы, получившие название «звериного стиля», были известны многим более поздним европейским и азиатским культурам. Литье методом утраченной восковой модели не практиковалось, зато были чрезвычайно популярны техники выемчатой и перегородчатой эмали, а также инкрустация драгоценными камнями. Заметная близость между иранским орнаментом и скифскими ювелирными изделиями подтверждает общность их происхождения.

НАВЕРШИЕ скифского жезла (нач. 1 тыс. до н.э.). Бронза, литье