Российские национальные требования к точности судовождения.
Наша страна традиционно принимает активное участие в разработке международных стандартов точности судовождения и российские национальные нормы в этой области полностью соответствуют международным. Отечественные нормативы точности более детальны и приведены в Инструкции по навигационному оборудованию (ИНО-89) (табл. 5.3).
На основании рекомендаций МАМС отраслевое Наставление по штурманской службе на судах МРФ требует придерживаться точностей места судна и частоты обсерваций в зависимости от ширины полосы следования. При этом точность определения места и частота обсерваций должны обеспечить Рбп не менее:
0,997 - в каналах с Н ≤ 100 м;
0,993 - на фарватерах с Н ≤ 250 м;
0,950 — на фарватерах в полосе с Н> 0,2 мили.
Перевод известных радиальных средних квадратических погрешностей места судна М в радиальные погрешности Rp заданной вероятности Рзад производится по формуле:
Rp=Mkp,
где kр — коэффициент, выбираемый из табл. 4.15 МТ-2000.
Таблица 5.3. Отечественные нормативы точности судовождения
Зона плавания | Допустимая средняя квадратическая погрешность определения места судна Мд | Частота определений места судна tд | Допустимое время измерения и обработки навигационных параметров, мин |
Зона стесненного плавания: - акватории портов, гаваней - узкие (шириной 100 - 200 м) каналы и фарватеры Прибрежная зона: - фарватеры шириной 2-20 кбт - системы разделения движения - рекомендованные пути в расстоянии до 25 миль от берега - рекомендованные пути в расстоянии свыше 25 миль от берега Зона открытого моря | 5-20 м 0,15 ширины канала, фарватера 0,2 ширины фарватера 0,2 ширины полосы одностороннего движения 1-5 кбт 2% от расстояния до берега, но не более 2 миль 2% от расстояния до опасности, но не более 2 миль | Непрерывно лоцманским методом, с применением высокоточных РНС | |
1-5 мин 1-5 мин 10-30 мин 20-30 мин 1-2 ч 2-4 ч | 0,5 - 1 0,5 - 1 1 - 3 1 - 3 5 - 10 10 - 15 |