Практическое занятие

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Преступления против жизни и здоровья(продолжительность семинара – 2 ч, продолжительность практического занятия – 2 ч)

Вопросы для обсуждения:

1. Преступления против жизни: понятие и виды.

2. Понятие и виды убийства. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств.

3. Убийство при отягчающих обстоятельствах.

4. Убийство при смягчающих обстоятельствах.

5. Понятие и виды преступлений против здоровья.

6. Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью.

7. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека.

Практическое занятие

1. Подготовьте письменный аналитический обзор судебных ошибок при квалификации преступлений против жизни.

2. Решите задачи:

1) Куликов, находясь в нетрезвом состоянии, приставал к незнакомым женщинам, выражался нецензурными словами. Пассажир Лапшин сделал ему замечание и потребовал прекратить непристойное поведение. Куликов вышел на остановке вслед за Лапшиным и нанес ему несколько ударов ножом в шею и спину. От полученных повреждений Лапшин через несколько часов умер.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

2) Терехова за вознаграждение уговорила Гордиенко убить своего сожителя Молодцова. Встретив Молодцова на пустынной улице, Гордиенко несколько раз ударил его ножом в спину. Истекая кровью, Молодцов стал умолять Гордиенко не убивать его. Гордиенко, добившись от Молодцова обещания хорошо заплатить ему за это, спрятал нож и отнес пострадавшего к знакомому врачу. Жизнь Молодцова, здоровью которого был причинен тяжкий вред, удалось спасти, однако он заявил в милицию о нападении на него Гордиенко.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

 

3) Проскурняков и Ибриян в квартире последнего распивали спиртные напитки, и между ними возникла ссора, в процессе которой Проскурняков имевшимся у него ножом в присутствии двухлетнего сына Ибрияна убил последнего. После этого позвал сожительницу Ибрияна и в ее присутствии отрубил убитому голову и стал пинать ее ногами, заставляя делать это и малолетнего ребенка.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

 

4) Бородин в ссоре совершил убийство Градиленко, нанеся ему множество ударов ножом в грудь и голову. После этого он пригласил к себе приятеля Кононова, сообщил ему о случившимся и попросил его оказать помощь в расчленении трупа. Когда Кононов отверг сделанное Бородиным предложение, тот заявил, что найдет возможность отомстить ему за это. Опасаясь этих угроз, Кононов помог Бородину расчленить труп, отвезти его части за город и закопать их в лесу.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

 

5) У Поликарпова кто-то по ночам воровал дрова. Чтобы пресечь воровство, Поликарпов изготовил самодельную мину и спрятал ее в штабеле дров. Ночью раздался взрыв, в результате которого был убит несовершеннолетний Скрипкин, а его брат получил серьезное ранение, приведшее к ампутации руки.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

 

6) Мокляков за появление в кинотеатре в нетрезвом виде был доставлен в отдел милиции, где в отношении него был составлен протокол об административном нарушении. Обидевшись за это на дежурного по отделу милиции Соколова, Мокляков съездил домой, взял незаконно хранившийся у него пистолет и, дождавшись, когда Соколов выйдет из помещения отдела милиции, потребовал у него уничтожить составленный протокол. Получив отказ, он произвел в Соколова выстрел, от которого потерпевший спустя два часа скончался.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

 

7) Чтобы расплатиться с долгами, Веселов решил совершить кражу денег из кассы научно-исследовательского института, в котором он работал лаборантом. С этой целью он проник в помещение кассы и похитил
9 млн 450 тыс. рублей, однако на первом этаже его остановил семидесятилетний вахтер Боков. Вытащив из сумки молоток, Веселов нанес им многочисленные удары по голове Бокову, от которых последний скончался.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

 

8) Во время распития спиртных напитков на лестничной площадке дома Шевцов поссорился с Крыловым. Ссора перешла в драку. Шевцов схватил Крылова и вытолкнул его в окно шестого этажа, крикнув при этом, что «научит его летать». При падении Крылов получил обширную закрытую травму черепа с обильным кровоизлиянием, от чего на следующий день скончался в больнице.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

 

9) Первухин находился в интимной связи со Стадниковой, неоднократно обещал жениться на ней. Когда Стадникова забеременела, Первухин решил прервать связь и резко изменил свое поведение: стал оскорблять Стадникову, дважды наносил ей побои. Стадникова не раз предупреждала Первухина, что, если он на ней не женится, она покончит жизнь самоубийством. Когда Первухин сообщил ей, что не намерен вступать с ней в брак и уезжает в другой город, Стадникова, будучи на шестом месяце беременности, бросилась с балкона пятого этажа и разбилась насмерть.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.

 

10) Иголина, не зная о наличии у себя венерической болезни, вступила в половое сношение с Васильевым и Кудюмовым, заразив их этой болезнью. Кудюмов заставил Иголину пройти анонимное обследование у врача, который подтвердил наличие у нее заболевания. Желая отомстить Кудюмову, который после этого отказался вступить с ней в брак, Иголина вступила в половую связь с семнадцатилетним младшим братом Кудюмова, заразив и его.

Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свой ответ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.

2. Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

3. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

4. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.

5. Заражение венерической болезнью либо ВИЧ-инфекцией.

6. Незаконное производство аборта.

7. Неоказание помощи больному; оставление в опасности.

Тема 2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности(продолжительность семинара – 2 ч, продолжительность практического занятия – 2 ч)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности.

2. Похищение человека.

3. Незаконное лишение свободы.

4. Торговля людьми.

5. Использование рабского труда.

6. Незаконное помещение в психиатрический стационар.