Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое «ученический коллектив»? Какое содержание вкладывается в это понятие?
2. Докажите, что деятельность и общение - источники коллективных отношений.
3. Обоснуйте, почему сотрудничество и сотворчество необходимы для полноценного развития личности.
4. Раскройте, как изменялись педагогические взгляды на роль коллектива в воспитании личности.
5. Проанализируйте и выскажите свое мнение о приведенных ниже высказываниях.
«Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Человек должен мыслить как «мы», стать живым полезным соответствующим органом, частью этого "мы"».
А. В. Луначарский
«У каждого воспитанника есть сильные и слабые стороны... Влиять на человека через коллектив нужно тонко и незаметно».
В. А. Сухомлинский
«Идеи педагогического взаимодействия в современной школе можно выразить формулой: мир ребенка + мотивация деятельности, творчество + кооперация и сотрудничество + открытый мир = успех каждого!»
Е.С. Заир-Бек
6. Коллектив - это развивающийся социальный организм. Перечислите факторы, которые обеспечивают или тормозят этот процесс.
7. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы мастеру (педагогу) для эффективного взаимодействия с учащимисяи организации коллектива. Сравните ваш список со списками других учащихся в группе. Выделите 5-6 качеств, на важность которыхуказывает большинство. Обсудите полученные результаты, аргументируйте, почему указанные качества являются значимыми в организации ученического коллектива?
8. Из личного опыта обучения в учебном заведении вспомните ситуации, которые способствовали (или, наоборот, мешали) установлению дружбы и сотрудничества в вашей группе. Дайте оценку поведения педагога в данных ситуациях.
Воспитательная система в учебных учреждениях начального