Бабий узел

к содержанию

Бабий узел (рис. 23).

 

Рис. 23. Бабий узел:

• схема вязки; б — превращение бабьего узла в простой штык

Оговоримся заранее, что этот узел автор поместил в книге умышленно, в качестве примера для объяснения принципа других морских узлов.

Бабий узел... Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла! Чего не должны делать моряки, так это завязывать бабий узел. Флотский человек, незадачливо завязавший этот узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами: мол, позор для флота! Но, увы, среди людей сухопутных этот узел — универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узелво всехслучаях, ког­да им требуется что-нибудь привязать, связать или обвя­зать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных мор­ских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел-предатель за всю историю человечества наделал много бед и даже унес немало человеческих жизней.

Бабий узел представляет собой два полуузла, завязан­ных последовательно один над другим в одну и ту же сто­рону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, сколь­зить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может со­скользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые ве­ревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться.

В нашей стране свое название этот узел получил в свя­зи с тем, что испокон веков женщины завязывали им кон­цы головных платков (для этой цели он очень удобен). За рубежом его называют «бабушкиным», «дурацким», «те­лячьим», «ложным», «салаговым» узлом.

Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей ра­боте моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отри­цательных качеств (скользить и не поддаваться развязыва­нию), они уловили одно его положительное свойство — при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык (см. рис. 10) — в один из самых простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с суд­на на берег и сделать это непосредственно у пала или по­дать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за при­чальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла... Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается пет­ля, ходовой конец троса связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за корен­ную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

Автору этой книги не один раз доводилось видеть,кактаким образом швартуются малые моторные боты и рыбац­кие суда в портах Персидского залива, Японии и Карамандельского побережья Индии.