Узел пожарная лестница

к содержанию

«Пожарная лестница» (рис. 8).

В повседневной деятель­ности моряков, верхолазов-монтажников, строителей, по­жарных, горноспасателей и скалолазов нередко возникает необходимость в использовании так называемого шкентеля с мусингами. Шкентелем на флоте называют вертикально висящий растительный трос, закрепленный за что-нибудь верхней частью, а мусингами — утолщения на нем, впле­тенные в него в виде узлов, через равные промежутки. С помощью таких тросов матросы садятся в стоящие у борта корабля шлюпки. Но изготовленный шкентель с мусингами не всегда оказывается под рукой, когда срочно нужно спу­ститься по тросу за борт или подняться по отвесной стенке, если нет ни лестницы, ни штормтрапа. Представьте себе, например, такую ситуацию. С палубы стоящего в порту судна в воду упал человек. На палубе лежит свободная бухта растительного троса. Если вы бросите упавшему ко­нец, то едва ли он сможет по нему подняться на борт: трос может оказаться синтетическим, а в порту на поверхности воды обычно есть слой нефти. Руки упавшего за борт чело­века будут скользить по тросу, не имеющему мусингов. В такой ситуации выручает «пожарная лестница».

Как уже упоминалось, простой узел является составным элементом многих полезных узлов. «Пожарная лестница» состоит из серии простых узлов, которые очень быстро вя­жутся один за другим (за полминуты можно завязать 20 узлов). Она великолепна своей простотой и эффективно­стью, но требует навыка и четкости в выполнении.

Вязка этого узла начинается с формирования опреде­ленного числа калышек, заведенных друг за друга. Возьми­те в левую руку ходовой конец троса, отступя от его края 15—20 сантиметров. Сделайте первую калышку диаметром не более 10 сантиметров таким образом, чтобы коренной конец троса был снизу. Затем сделайте точно такую же ка­лышку и прижмите большим пальцем левой руки к кончи­кам остальных. Точно таким же образом сделайте 5—7 ка­лышек, ровно уложенных одна на другую. Чтобы они не съезжали и не перепутывались, наденьте их на вытянутые вверх пальцы (кроме большого) левой руки. У вас полу­чится своего рода веревочный «стаканчик». Осторожно сни­мите его с пальцев так, чтобы он не рассыпался и не сплю­щился. Теперь ходовой конец, который вы держали в левой руке, пропустите внутрь этого «стаканчика» и выведите его наружу с другой стороны. Положите «стаканчик» на левую ладонь и обхватите его со всех сторон пятью пальцами. За­гнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяни­те за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», вверх. По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответ­ствовать числу сделанных калышек, а расстояние между ними — длине их окружности.

Описанным способом узлы можно быстро завязать, за­крепить один конец веревки за батарею, за ножку кровати (стола), другой конец выбросить в окно и при необходимо­сти спуститься по веревке вниз (например, в случае по­жара).

Возможна и такая ситуация. Нужно вытащить застряв­ший в грязи автомобиль. Есть длинная веревка и люди, го­товые оказать помощь. Чтобы им было удобнее тянуть, за­вяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтобы узлы шли примерно через каждый метр.

 

К содержанию