Средние века

3 периода: 6-9 вв. - раннее средневековье (каганаты тюрков, тюргешей, кимаков и др.), 10-14 вв., 15-17 вв. (образование Казахского ханства).

Тюркский период (6-12 вв.) Каганаты – раннефеодального государства. Этноним «тюрк» в китайских источниках с 542 г.

Тюркский каганат (552-603) - 1-е феодальное государство в Казахстане. В 552 г борьбу тюрок против жужан (авар) возглавил Бумынь. Он и основал новое государство. Ему присвоили титул Елхан. Тюрки платили дань жужанам железом (плавили с 5 в). В 553 г Муканна вновь разбивает жужан. Ему платил дань Китай. Победив жужаней, тюрки стали единоличными властителями востока Великие степи.

Иштеми возглавил поход 10 туменов на запад и покорил согдийцев. Эфталиты Средней Азии оказали упорное сопротивление тюркам. В VI в. весь Казахстан попал под власть тюрок. В 568 г тюрки и Византия установили торгово-дипломатический союз против Ирана. Это привело к расширению торговли через Великий Шелковый путь. В 570-е гг. тюрки достигли Чёрного моря. В 570-80-е гг. данником тюрок стал Китай. Каганат, протянувшись на значительную часть Евразии, стал мощным государством наряду с Ираном, Китаем, Византией.

В основе государства самое большое тюркоязычное племя теле (от него потом возникнет «тюрк»). Основа хозяйства - кочевое и полукочевое скотоводство. Из Китая тюркам шло 100 тюков шелка в год. В 5-7 вв. тюрки сжигали умерших, пепел хоронили. Междоусобицы ослабили каганат.

Согдийцы (восставшие иранцы) в 6-8 вв. бежали в Жетысу (от арабов-мусульман) попали под власть Тюркского кагана. Они сыграли ключевую роль в становлении городской культуры в Жетысу (основали многие города) и постепенно тюркизиривались (переняли язык и обычаи). В 6-8 вв. тюрки стали основным населением Жетысу. Тюрки научились у согдийцев оседлости, земледелию, торговле; Согдийцы у тюрок - скотоводству.

Распадкаганата в 603 г на Западно-тюркский (603-704 гг.) и Восточно-тюркский каганаты (603-756 гг). Западно-тюркский каганат от Или и Чу до Аму-Дарьи, Иртыша и Волги. 1-й правитель Тардуш. Столица и зимняя ставка Суяб (на Чу).4 Летняя ставка - Мынбулак. Ядро государства и система управления каганатом - «он ок будун» («10 племен»). Жили они от Каратау до Джунгарии. Расширение границ и усиление политического господства Западно-Тюркского каганата в 1-й половине VII в. В 627 г западные тюрки помогли Византии (это было свидетельством их могущества). Селифы собирали налоги и назначались из числа местных жителей.

Деяния Бильге-кагана и Культегина по воссозданию Восточно-Тюркского каганата отразились в каменных письменах. В 682 г после войны с Китаем в Монголии восстановит своё государство Восточно-Тюркский каганат. Из-за междоусобиц и ослабления Западно-Тюркского каганата в середине 7 в. в Жетысу вторгся Китай. Отпор китайцам дадут уже тюргеши.

Судьи - буруки и тарханы. Ябгу, шад, эльтебер из рода кагана. Беки - наместники. Основное население - карабудун («чернь», общинники-скотоводы). Они несли повинности. Например, «кровного долга» - прохождение военной службы. Вассалами тюрок были и оседлые таты из Жетысу. У тюрок были и рабы (из военнопленных).

Тюргешский каганат (704-756). 1-е сведения о тюргешах в китайских летописях. Ряд побед Ушлик-кагана над империей Тан в конце 7 — начале 8 вв. привели к возвышению тюргешей. Он и основал династию и государство, свергнув в 704 г западных тюрков в Жетысу. Ставки Большой Орды - Суяб, Малой Орды - Кунгит (на Или). Пастбищами владел каган. Он распределял землю. Простолюдины, не получившие земли, в знак протеста откочевывали в другие места. В Таразе выпускались 1-е Тюргешский монеты.

Арабы вторгаются в Казахстан в начале 8 в. Помимо арабов, тюргешам угрожал Китай. При кагане Сулу (хороший дипломат и полководец) государство укрепилось. Он вел войну на 3 стороны. С запада против арабов (за смелость звали его «бодливым»), с востока и юга против Китая и Восточно-Тюркского каганата. В 748 г китайцы ворвались в Жетысу и разрушили Суяб. В -751 г/ в грандиозной 5-дневной битве у Атлаха китская армия была разбита арабами и тюргешами. Главная роль в победе за конницей карлуков, перешедшей в битве на сторону арабов. После этого китайцы покинули Жетысу.

Арабо-китайского нашествия и междоусобицы ослабили Тюргешей. Развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и Китаем. Каганат был захвачен карлуками.

Карлукский каганат (756-940). 1-е сведения о карлуках в 5 в (они тогда входили в племя тиреков). В VII в о. них говорят китайские хроники. Прежде карлуки были 1-м из племен Тюркского и Восточно-Тюркского каганатов. Иногда их называют «древними тюрками».

Уйгуры разбили карлуков и те ушли в Жетысу. Воспользовались упадком тюргешей, создали здесь свое государство (в предгорьях Джунгар. Алатау и средней Сыр-Дарьи). Правили здесь около 200 лет. Столица -Суяб. Правители - джабгу. Элътебер - вожди племен. Для борьбы с Китаем в 766-775 гг. завоевали на востоке Кашгарию.

В начале 9 в. карлуки разбиты уйгурами, но в 840 г в союзе с кыргызами они побеждают уйгур. В 20-летней борьбе с уйгурами карлуки победили. Карлуки были язычниками и мусульманская династия Саманидов объявила им «священную войну» (джихад), захватив Испиджаб и Тараз. Начинается постепенный переход в ислам (из христианства-несторианства, буддизма, тенгризма и др.). Но все 2 века карлуки сопротивлялись арабам-мусульманам.

Воспользовавшись тяжелым положением карлуков, наместники Кашгарии восстали, захватили Баласагун и свергли карлукский каганат. Уже при Караханидах карлуки наконец-то массово перейдут в ислам. 25 городов было у карлуков (по книге «Худуд аль-Алам») - Кулан, Атлах, Талгар, Балык и др. В долинах Чу и Таласа появились города Кулан, Мирки, Балык.

Огузы (в конце 9-начале 11 вв.). Самые ранние сведения о них у Аль-Якуби. Столица - Янгикент на Сырдарье. В 7 в. ядро огузов формируется в Западный Жетысу - между Иссык-Кулем и Чу (по М. Кашгари). Затем их карлуки вытесняют на Сырдарью. В упорной борьбе теперь уже сами огузы вытесняют с Сыр-Дарьи печенегов (дальше на запад). Вскоре огузы, в союзе с хазарами, подчинили печенегов между Волгой и Уралом (по «Огузнаме»). А затем уже с хазарами огузы начали борьбу за пастбища и торговые пути Причерноморья. В это время они жили от Сыр-Дарьи до низовьев Волги. Скотом торговали с Средней Азией и Китаем. Расцвет государства при Шахмалике. В 1041 г. он захватил Хорезм.

В союзе с киевским князем Святославом огузы разбивают в 965 г хазар. Огузы вместе с Древней Русью пытались контролировать торговые пути из Европы в Азию (через Мангыстау и Устюрт). В конце X в. князь Владимир в союзе с Огузами поход на булгар на Волге. Часть печенегов и кангаров (по языку индоевропейцы и финно-угры) вошли в состав тюркоязычных огузов.

Правитель - джабгу (ябгу), его жена - хатун, наследник - инал, его советники - коль еркины. Власть наследственна. Глава войска -сюбаши. Наставник наследника - атабек. Огузское государство - «военная демократия». Народное собрание раз в год; Впоследствии из-за усиления аристократии «коль еркины» стали собирать совет знати (канкаш). С расцветом огузского общества власть перешла к Великому и Малому курултаю (по эпосу «Огузнаме»).

return false">ссылка скрыта

Войны, рост налогов вызвали недовольство народа. Огузов с берегов Арала и Сырдарьи вытеснили и погубили в 11 в. кыпчаки. Сельджуки (входящие в состав Огузов) ушли в Восточную Европу и Малую Азию (положили начало туркам).

Караханиды (942-1212). Находились в Жетысу и в части Восточного Туркестана (от Испиджаба до Кашгара). Столица Баласагун (потом Кашгар). Верховная власть у кагана. Основал государство хакан Сатук-Богра-хан (власть наследственна). Он принял ислам. Его сын Муса Богра-хан в 960 г сделал ислам государственной религией. Караханиды 1-е государство, принявшее ислам.

Икта – земельный надел. Иктадар - землевладелец, собирал налоги и нес воинскую службу у кагана. Вакф - земли религиозных учреждений. С них налоги не взимались. Занимались коневодством. За счет оседания обедневших скотоводов росло число городов и городского население.

В 999 г караханиды захватили Бухару (столицу Саманидов) и Мавераннахр. В 11-12 вв. занимали земли от Мавераннахра до Жетысу и Кашгара. В 1130-х гг. с востока в Жетысу вторглись каракитаи. Караханиды стали зависимы от киданей. В 1141 г в Катванской битве (у Самарканда) они разбили Караханидов и сельджуков. После этого Караханиды разделились на 2 ханства: Восточное в Жетысу и Восточное в Туркестане (столица Орда, позже Кашгар) и Западное в Мавераннахре (столица Узгенд, затем Самарканд). Граница между ними по Сырдарье. Обе части стали вассалами каракитаев. В 1212 г Хорезмшах захватывает Западное ханство, а хан найманов Кучлук Восточное.

Кимаки (конец 9-начало 11 вв.). В начале 7 в сформировались в северо-западной Монголии, (по китайским летописям). В середине 7 века отошли на север. Алтай и Иртыш. Обособились от других племен в 656 г после распада Западно-Тюркского каганата. После разгрома в 840 г уйгурского каганата, часть его племен отошла к кимакскому государству. Частично оттеснили огузов. В 11 в. занимали северо-восток и центр Казахстана. Столица Имакия. Правитель каган (джабгу стоял на 2 ступени ниже). Его власть наследственна. Такой же была и власть 11 наместников. За службу они получали новые уделы. Тенгризм, с 10 в. ислам.

Персидский историк Гардези (11 в.) писал о 7 кимакских племенах. Среди них наиболее могучие сами Кимами и кыпчаки (самое крупное и сильное племя, под контролем кимакского каганата). В 11 в. кимаков атакуют Караханиды. А также междоусобица с кыпчаками, стало причинами упадка кимаков.

Кыпчаки (1 -я половина 11 в. – начало 13 в). О них писал Карпини. В 11 в земли кимаков вошли в Кыпчакский каганат. Т.е. к ним отошли основные земли Казахстана (кроме Жетысу). Дешт-и-Кыпчак («Степь кыпчаков» у арабов) между Алтаем (Иртышем) и Волгой. Русские их звали «половцами», венгры (и европейцы) - «команами». Хан избирался из рода «ельбо-рили» (арабские историки называли его племенем ханской династии). Войско делилось на Правое (более сильное) и Левое крылья. Ставка (Орда) Правого крыла на Урале (у Сарая), Левого - в Сыгнаке. Общественный строй кыпчаков продолжал уклад кимаков. Рубрук пишет о айране у кыпчаках. Показатель обеспеченности кыпчаков - количество лошадей.

С сер.11 в кыпчаки мигрируют на запад от Волги и вступят в контакт с Русью, Византией, Венгрией. Волга станет границей между Западными и Вост.кыпчаками. Кочевые кыпчаки стремились к захвату городов южных Казахстана и Руси. Препятствием продвижению кыпчаков сюда станут огузы. В начале 13 в кыпчаки воевали с Хорезмом за Приаралье (господствуют здесь с 12 в) и присырдаринские города. Хорезм навязывал кыпчакам ислам. Монголы остановили это соперничество и прервали формирование кыпчакской народности.

Каракитаи (1125-1212) связаны с племенем киданей. Так называли их мусульмские историки. По китайским источникам они потомки киданей, создавшими империю Ляо (924-1125) от Тихого океана до Алтая. Скорее всего монголоязычны. Глава - гурхан. В 1125 г Ляо была разбита и гурхан Елюй Даши откочевал в Жетысу (там ослабевшие Караханиды). В 1141 г кидани в Катуанской битве (у Самарканда) разбили Караханидов и сельджуков. Караханиды стали вассалами буддистов киданей (платили дань). Вскоре кидани подчинили и Хорезм. Налоговый гнет и грабеж киданей стали причиной восстаний против них.

У Баласагуна кидани основали свою ставку Гуз орду. Приграничные племена кидани обязали нести пограничную службу. Право наследования власти имели и женщины. Против жесткой налоговой политики киданей в Жетысу поднимались восстания. В 1208 и 1212 годах кидани были разбиты найманами. А затем и Хорезма. Гурхан киданей попал в плен в 1212 г. к найманам Кучлука. Смешались с тюрками (тюркизировались).

Ханства найманов («8» племен на монгольском языке) и кереитов (западнее найман) населяли восток Центральной Азии (центр и запад Монголии). Найманы между Хангаем и Орхоном (здесь столица Балыкты) и Алтаем (Иртышем, Тарбагатаем). Ставка Кереев Битобе сначала у горы Хан-Тенгри (под Улан-Батором). Потом на р.Орхон. Персидский историк Рашид-ад-Дин о кереях: высокая культура, имели древнетюркское письмо. У кереев было 8 аймаков. Шерби у жалаиров отвечал за внутреннюю политику. Нукеры - воины найман, кереитов, жалаиров.

С X в. проникают в Казахстан. В 1007 г приняли христианство несторианского толка. Найманы достигают расцвета при Даян-хане, кереиты при Куршакуз-хане. Но Чингисхан и кереи разбили найман. В 1201 г опасаясь возвышения Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы и др. созвали курултай. Но в 1204 г Чингиз повторно и окончательно разбивает найман (Даян-хана). Кучлук-хан (сын Даяна) бежит в Жетысу. Здесь в 1212 г найманы подчинили каракитаев. В Жетысу Кучлук преследовал мусульман. Это вызвало межрелигиозное противостояние.

Культура Тюрков. Великий Шелковый путь(середина 2 в. до н.э. - 14 в н.э.). Длина 7 тыс. км. Север, ветка Великий Шелковый путь через Жетысу и юг Казахстана. Одна из дорог шла в Жетысу (главные ворота Пути на восток). Южный Казахстан стал воротами Пути на запад. Другая, через Туркестан и низовья Сыр-Дарьи, в обход Арала и Черного моря шла до Европы. Города Жетысу (более 100), возникшие вдоль Пути, сформировались на месте зимовок. Все основном города Жетысу средних веков лежали вдоль ВШп. Города ВШп часто стояли на границе кочевого и оседлого миров. Заинтересованность во взаимной торговле расширяло отношения городов и кочевников.

Городская культура южного Казахстана складывается в 7-8 вв. Главные торговые центры ВШп в Южном Казахстане - Тараз и Испиджаб (по Кашгари в 7 в. Сайрам). Эти города (а также Сауран) были самыми крупными в Казахстане. Испиджаб был 1-м из крупнейших политических и экономических центров южного Казахстана. Росло число городов, росли их размеры. Города росли за счет рабада и за счет оседания кочевников.

В 10-11 вв. на развитие городской культуры в Казахстане повлиял ислам. В 10-12 вв. рост числа городов и развитие оседлой культуры в Казахстане. Ярмарочная торговля 9-12 вв. наиболее интенсивно в пограничных с кочевниками городах. Тараз - «место торговли мусульман с тюрками». Суяб – крупный торговый город долины Чу.

Жетысу в 8-9 вв. - центр производства серебра. Серебреный клад из Отрара говорил о международной торговле в Казахстане в средние века. Главы городов выпуском монет подчеркивали свою независимость. В Х-ХП вв. «серебренный кризис» - дирхемы из меди покрывают серебром. При Караханидах ходили все виды дирхемов.

В городах ВШп были Караван-сараи. В Испиджабе караван-сараи с комнатами для торговли тканями - тимы. Из Китая тюркам шли шелк, бумага, зеркала. С Ближнего и Среднего Востока - ковры, жемчуга, стекло и др. Китай вывозил шелк на продажу, но технологию его производства держал в тайне. Тем не менее, Согдиана стала его изготовлять и стала конкурентом Китая. А торговые колонии согдийцев встречались даже в городах Восточного Китая. Вдоль караванных путей строили сардобы - колодцы с куполом. ВШп способствовал торговли и дипломат, отношениям Востока и Запада. Торговые, культур, связи ВШп были прерваны в 13-14 вв. нашествием монгол.

Центр города - хисар. Города в 10-12 вв. росли за счет рабадов, где жили бедные простолюдины пригородов. На окраинах жили бедные земледельцы. Цитадель – укрепленная часть города. Жатаки - оседлые (по Кашгари).

В Отраре найдены руины 2-х бань (11-12 вв.). Они отапливались жаропроводящими каналами. В бани Тараза вода шла с гор. До 1960-х гг. работала баня в Туркестане. Тандыр (печь) стоял справа от входа в дом. Очаг у всех народов символ единства семьи и изобилия народа. Терракота - керамика из цветной обожженной глины. Тюркские луки составные.

Религии. До ислама, в раннем средневековье тенгризм и культ предков. Тюрки почитали небо (Тенгри), Умай (богиня очага, здоровья, детей, плодородия). Кок-бори (Волка), Ер-Суб - Земля-Вода. Эрклиг - бог смерти, владыка подземного мира. Аруахи - духи предков. С приходом тюрок стали возводить Балбалы (каменные скульптуры) на могилах знатных людей.

В 7-8 вв. появились намогильные каменные плиты с надписями. Обряд «очищения» - прохождение между кострами. Иногда даже скот прогоняли между кострами. От сглаза бойтумары (оберегали). Вешали на шею детей или молодняка скота. Дын - могилы до исламского периода в виде юрты. Тюрки в 5-7 вв. умерших сжигали. Буддийские храмы в Акбешиме и Суябе (7-8 вв.). Миссионеры буддизма -согдийцы. С середине1 в. до н.э. по ВШп из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан шел буддизм. Оссуарии – глиняные сосуды с костями умершего у зороастризма.

Исламизация. Исламизация с 7 в. в Южном Казахстане с 10 в. Мечети с 2-й половины 11 в. в южном Казахстане с 10 в. С 10 в. исламизация кимаков. В соответствии с канонами ислама в 10-12 вв. развивается архитектура зданий (мечети, бани и др.). Мавзолеи - надгробные монументы. Мавзолей Коркыта (Кзылординская область). Мавзолеи Бабаджи-Хатун (10-11 вв.) и Айша-Биби (11-12 вв.) у Тараза - свидетельство высокого уровня архитектуры. Мавзолей Кара-хана в Жамбыле (Таразе). Мавзолей Арыстан-баба у Отрара на Сырдарье. По погребениям 9-13 вв. можно проследить укрепление в Казахстане ислама.

После принятия ислама балбалы перестали строить. До ислама вещи покойного хоронили с ним. Теперь это запретили. Причиной быстрого распространения ислама было то, что суфизм был близок шаманизму тюрок. Исламизация Казахстана благотворно повлияла на науку и знания.

Письменность. Руническая (тайная). 35 букв-рун (на основе родовых тамг). Тамга – письменный знак родового имени тюрок. Древнетюркский алфавит с 6 века (середина 1 тыс. до н.э., 5 в. до н.э.-?). Послы Западных тюрок доставили в Византию послание со скифскими письменами. Вместе с рунами в 6-9 вв. использовали согдийское письмо. 1-е и крупнейшие каменные стелы с письменами найдены на р.Орхон. Посвящены они деяниям Бельге-кагана и Кюль-Тегина. Крупнейшие тюркские рунические тексты на каменных стеллах исторические дастаны «Культегин» и «Тоньюкок» - основные памятники древнетюркской литературы (написаны в Восточно-Тюркском каганате). Найдены руны и на р.Талас.

Древнетюркский шрифт (орхоно-енисейские руны) использовался до 12 в. Письмена «Тоньюкок» - 1-е яркие образцы тюрков. К литературе 8-9 вв. относят «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Передаваемые уст-

но, в 11 в. их записали. 1 из вариантов записан персидским историком Рашид-ад-Дином.

Исламизация привела к исчезновению рун. Тюрки перешли на арабицу. Вместе с исламом к тюркам проникает арабский язык. С 10 в. в южном Казахстане книги стали писать на арабском языке из-за распространения ислама. Литература и наука перешли на арабский язык.

Мыслители. В 10-12 вв. у Тюрок появились известные научные труды и литературные произведения. Это было шагом вперед в развитии духовной культуры.

Фараби (870-950) из округа Отрар. Писал арабским письмом, учился на кыпчакском языке. 1-й ученый Востока, известный миру. «2-й Учитель» (после Аристотеля).

Ю.Баласагуни (1021-75) автор «Кутадгу билик» («Благодатные знания»), одного из 1-х светских трудов на тюркском языке. Здесь много сведений об истории и общеполитической жизни, обычаях, традициях, религии. За этот труд каган Караханидов дал ему титул «главного визиря».

М.Кашгари (1030-90) автор «Диуани лугат-ат тюрк» («Словаря тюркских наречий») - изучал топонимы, историю, этнографию тюрок. Внес вклад в языкознание. Был первопроходцем в изучении тюркских языков (по Баскакову). Кашгари (по Кононову) доказал что тюркский язык не ниже арабского. ,

Ахмед Иугнеки (предводитель мудрецов) - автор дастана на тюрк, языке «Дар истины». Жил при Караханидах.

Х.А.Йасауи/Ясави (1103-67) из Сайрама. Долго жил в Туркестане (Йасы/Яссы). Сын известного ученого. Ученик Арыстан-бабы (7-8 вв.) и учитель поэта Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата). Учился в Бухаре. Основал суфизм (аскетический и мистический ислам), мыслитель, поэт и проповедник ислама у кочевников и тюрок. Автор «Диуан-и-Хикмет» («Книги о премудрости»). Написана тюркским языком арабскими буквами. Здесь он проповедует смирение, аскетизм и т.д. Мавзолей Ясави в Туркестане заново выстроен в 14 в. Тимуром. Внутри него огромный котел. Купол мавзолея Ясави к 18 в. был полуразрушен и восстановлен в 19-20 вв. Рядом с ним мавзолей Рабиги Султан Бегим.