Управление кредиторской задолженностью

 

Глупцам неизмеримо сильнее претит общество

людей умных, нежели мудрецам – общество глупцов.

Артур Шопенгауэр, 1788-1860

Получение кредита от поставщиков - нормальное явление в хозяйственной практике. Практически каждая компания имеет кредиторов, представивших счета к оплате и ожидающих получения денежных средств по ним. Кредиторская задолженность представляет собой суммы, подлежащие выплате поставщикам за товары или услуги, предоставленные в кредит.

Отсрочка платежа за поставленные сырье и материалы – это торговый кредит, предоставляемый компании поставщиками сырья, Поэтому он является одним из источников финансирования, поскольку такой кредит помогает поддерживать оборотный капитал на низком уровне. На практике достаточно большое число компаний прибегают к торговому кредиту как не облагаемому налогом источнику финансирования и используют его максимально возможно, поскольку поставщики редко взимают проценты

Степень финансирования торговой деятельности за счет торгового кредита определяется из выражения:

Степень финансирования = Торговые кредиторы / Суммарные активы.

Пример 17.13. Компания Конус имеет кредиторскую задолженность в размере 900000 руб. и суммарные активы 4000000 руб.

Степень финансирования равна 900000 / 4000000 = 0,225 или 22,5 %

Использование торгового кредита в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ:

§ такой кредит относительно легко получить;

§ такой кредит жестко связан с финансированием товаров и услуг;

§ такие кредиты позволяют использовать банковские кредиты для других целей;

§ такие кредиты, как правило, рассматриваются как составная часть оборотного капитала и обычно, в целях анализа, списываются за счет оборотных средств, что обусловливает увеличение финансовой зависимости компании.

К недостаткам можно отнести следующие последствия задержки оплаты дебиторской задолженности:

§ поставщики могут увеличить цены за поставленные сырье и материалы для покрытия затрат на предоставленный товарный кредит.

§ поставщики могут начислить процент.

§ компания может утратить возможность получения скидки;

§ в случае задержки оплаты дебиторской задолженности поставщикам без предварительной консультации с ними они могут отказаться в будущем сотрудничать с компанией;

Получение кредита от поставщиков может быть главным источником финансирования и может быть особенно важно для небольших и быстро растущих фирм. Однако существуют пределы того, до какой степени кредиторы могут использоваться для увеличения потока денежных средств. При определении оптимального использования торгового кредита необходимо руководствоваться следующими соображениями:

§ во что обходится цена упущенных скидок;

§ чему равна цена кредита;

§ потеря хорошего расположения поставщиков.

Чтобы проиллюстрировать цену упущенных скидок, рассмотрим ситуацию, в которой условия торговли предусматривают "3/10 нетто 30", в соответствии с которыми оплата должна быть произведена в течение 30 дней с момента выписки счета-фактуры, но если это происходит в течение 10 дней, предоставляется скидка за срочную оплату в размере 3 %. Это означает, что компания может выбирать, заплатить 0, 97 руб. за один рубль на 10-й день, или инвестировать 0,97 руб. на дополнительные 20 дней, и в конце концов заплатить поставщику один рубль за рубль.

Пример 17.14. Требуется определить цену получения кредита в выше приведенном примере.

Цена получения кредита будет следующей:

(3 / (100 – 3)) × (365 / (30 – 10)) = 0,564 или 56,4 %.

В этих условиях лучше будет занять деньги в банке и воспользоваться скидкой, чем воспользоваться кредитом и задержать оплату.

Закупки в кредит дороже, чем закупки за наличный расчет. Это обусловлено разницей между ценой товара за наличный расчет и ценой товара в кредит, которая заложена поставщиком в цену. Если эта заложенная цена заметно выше, чем цена поставляемых средств для компании за наличный расчет, то компании нет смысла пользоваться кредитом.

Пример 17.15. Металлургический комбинат планирует заключить договор о поставках на будущий год железорудных окатышей в объеме 2,4 млн. т в год. Компания по производству окатышей предложила использовать одну из двух систем оплаты окатышей: за наличный расчет по факту поступления партии окатышей или в кредит через месяц после поступления заказанной партии. При оплате за наличный расчет одна тонна окатышей обойдется комбинату в 650 руб.; при оплате в кредит – в 665 руб. Определить систему оплаты, которая будет экономичнее с позиции комбината.

Если комбинат примет систему оплаты в кредит, то, вложив 650 руб. в инвестиционный проект сроком на один месяц с годовой доходностью 24 %, комбинат получит денежные средства в сумме 663 руб. (665 × (0,24 / 12)), что на два рубля ниже (665 - 663) цены окатышей при продаже их в кредит. В расчете на месячный объем потребления окатышей металлургический комбинат понесет дополнительные издержки в сумме 0,4 млн. руб. (2 × (2,4 / 12)). Полученный результат показывает, что комбинату следует осуществлять оплату поставок окатышей за наличный расчет.

Обычная компания получает и предоставляет товарный кредит. Если смотреть на кредит с точки зрения поставщика, он отрицательно будет реагировать на дополнительные задержки в оплате покупателем. Чрезмерная задержка платежей поставщикам может повредить как самой компании, так и поставщику. Задержка платежей по счетам поставщиков, прежде всего, наносит ущерб кредитному рейтингу компании. Это может привести даже к затруднениям в получении любых поставок в кредит.

Кредиторы обладают юридическими правами, которые, при их применении по причине непогашения долга в срок, могут серьезно повредить репутации компании и даже привести к ее ликвидации. Некоторые из кредиторов, чьи платежи были просрочены, могут отказаться от предоставления других кредитов и требовать оплаты при доставке. Это могло бы полностью поглотить любые выгоды, полученные от задержки платежа, и оставить компанию в худшем положении, чем до того.

Следует иметь в виду, что поставщики, испытавшие не согласованную с ними задержку платежей, вряд ли предложат клиенту, просрочившему платеж, какие-либо специальные условия, которые они могут предоставлять время от времени своим клиентам. Такие условия будут предлагаться для своевременно платящих клиентов. Таким образом, компания понесет дополнительные убытки из-за своего плохого послужного списка, что может поставить ее в невыгодное конкурентное положение относительно других клиентов этого поставщика. Кроме того, в будущем некоторые поставщики будут стремиться включать в свои условия торговли положение о штрафном проценте в случае задержки платежа дольше установленного срока.

Могут возникать и другие возможности максимизации выгоды от прочих кредиторов и начислений, но их использование должно рассматриваться точно так же, как задержка платежей торговым кредиторам. К возможностям в этой области относятся:

§ начисления;

§ налогообложение.

Начисления аналогичны торговым кредиторам, но обычно относятся к таким расходам, как арендная плата, оплата коммунальных услуг и др. Обычно они невелики, но может быть некоторый круг умеренных продлений кредита в пределах, уже рассмотренных нами в отношении торговых кредиторов.

Предприятиядолжны вести свою производственную и хозяйственную деятельность таким образом, чтобы минимизировать размер налогов. Примером того, как это может быть сделано, является распределение по времени капитальных затрат с целью максимизации выгод потока денежных средств, возникающих от скидок, связанных с использованием основных активов. Кроме того, предприятие должно обратить внимание на выбор учетной политики, которая также может снизить его налоговое бремя. Налоговые платежи должны задерживаться до момента начала начисления процентов. Это применимо к различным налогам, включая налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные или акцизные сборы, подоходный налог с работников компании, налог на прибыли компании и др.

Налоговые выплаты не должны задерживаться в одностороннем порядке после наступления срока их погашения, так как налоговые органы имеют право наложения значительных штрафных санкций. Однако если есть возможность договориться об отсроченной выплате налогов, необходимо ее использовать и полученный ресурс денежных средств направить на решение наиболее важных проблем.

Резюме

Эффективное управление активами может служить важным внутренним источником финансирования компании, поскольку он не несет прямых затрат или финансового риска. Существует два способа максимизации прибыли на инвестиции - увеличить прибыль или сократить инвестиции.

Основные средства являются долгосрочными ресурсами, приобретаемыми для использования в производстве товаров и услуг. Основными методами сокращения инвестиций в основные средства являются продажа излишних активов, продажа активов с последующей их арендой, аренда активов, заключение договоров на выполнение субподрядных работ и продажу или отказ от неприбыльных видов деятельности. Когда не подходит ни один из этих вариантов, обычно есть способы улучшения использования основных средств, высвобождающие денежные средства. Проблемы могут возникнуть при сокращении инвестиций в основные средства. Кроме того, при потере активов снижается резерв компании против инфляции.

Оборотный капитал включает товарно-материальные запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства и кредиторскую задолженность. Снижая период обращения составляющих элементов оборотного капитала, предприятие тем самым уменьшает свою потребность в денежных средствах

Товарно-материальные запасы относятся к наименее ликвидным составляющим оборотных средств и требуют самого продолжительного времени для перевода их в денежную форму. Управление запасами нацелено на минимизацию инвестиций в запас. Увеличение уровней запаса обусловливает увеличение затрат на содержание запаса, повышается вероятность снижения потребительских ценностей запаса, неэффективное использование складских площадей и др. Поэтому эффективное управление запасом, прежде всего, предполагает определение оптимального уровня запаса.

Дебиторская задолженность является источником риска для компании и относится к непродуктивным активам. Поэтому задачей финансового менеджера является минимизация инвестиций в дебиторскую задолженность. Однако современная практика показывает, что компании при условии торговли в кредит могут увеличить объемы реализации продукции и повысить прибыль.

Контроль погашения дебиторами своей задолженности является одной из операционных областей, за которую непосредственно несет ответственность финансовый менеджер. Эффективная политика контроля дебиторов требует рассмотрения реакции конкурентов, продолжительности периода кредита и цены финансирования.

Существует два вида скидок - скидки розничным торговцам и скидки за срочную оплату. Условия предоставления скидок должны быть недвусмысленными, а применение политики и отношение затраты/выгода должны находиться под контролем.

При появлении у компании значительных сумм дебиторской задолженности у нее возникают затраты по контролю и увеличивается вероятность появления безнадежных долгов. Эти проблемы могут быть устранены с помощью факторинга.

Так как предоставление кредита на продажи сравнимо с предоставлением клиенту банковского кредита, к нему должны применяться те же стандарты кредитования. Решение на предоставление кредита влияет как на политику организации сбыта, так и на кредитную политику. Степень, до которой будет оцениваться кредитоспособность клиента, зависит от величины рассматриваемой суммы. Оценка будет включать анализ счетов и кредитных отчетов клиента и проверку предыдущих операций с клиентом, а также других источников информации. Кредитные линии должны устанавливаться для каждого клиента на основании оценки с применением соответствующих условий.

Политика инкассации охватывает вопросы погашения дебиторской задолженности. Необходимо соблюдать баланс между затратами на реализацию политики, риском потери клиентов и выгодами, которые могут быть получены от грамотного управления кредитом. Финансовый менеджер несет ответственность по контролю инвестиций в дебиторскую задолженность.

Денежные средства сохраняются для финансирования операций, обеспечения резерва и биржевой спекуляции. Управление денежными средствами имеет такое же важное значение, как и управление любым другим активом. В управлении денежными средствами существует два аспекта:

- минимизация суммы имеющихся денежных средств и максимизация выгод;

- обеспечение максимально быстрого движения денежных средств.

Торговый кредит поставщиков сырья и материалов является источником финансирования, который помогает уменьшить величину оборотного капитала. Иногда он используется в качестве беспроцентного источника финансирования, поскольку поставщики редко начисляют процент. Однако степень, до которой можно пользоваться кредиторской задолженностью, ограничена. При установлении оптимального использования торгового кредита компания должна руководствоваться ценой упущенных скидок, ценой кредита и возможной потерей хорошего расположения поставщиков.

Контрольные вопросы и задачи к гл. 17

1. Назовите способы повышения прибыльности инвестированного капитала.

2. Перечислите пути снижения капиталовложений в активы компании.

3. В таблице, приведенной ниже, представлены данные из счетов компании Лямбда за последние три года (в тыс. руб.)

2005 г. 2006 г. 2007 г.

Выручка от реализации продукции 864 1080 1188

Себестоимость реализованной продукции 518 702 720

Товарно-материальные запасы:

Сырье и материалы 108 146 180

Незавершенное производство 76 97 93

Готовая продукция 86 130 143

Дебиторская задолженность 173 259 297

Кредиторская задолженность 86 105 126

Рассчитать продолжительность цикла оборотного капитала за каждый год, Определить пути снижения продолжительность цикла, и какие негативные последствия могут быть этим вызваны?

4. Каковы основные факторы, влияющие на уровень запасов?

5. Почему предприятие должно сохранять определенный уровень запасов?

6. Каковы основные модели управления запасами?

7. Компания Призма планирует ежегодно продавать 75000 единиц товара. Она хотела бы сохранить уровень страховых запасов в расчете на 14 дней. Период между заявкой и поставкой партии товара равен 10 дням. При каком уровне запасов компа­ния должна делать новый заказ?

8. ОАО «Северсталь» ежегодно потребляет 3,5 млн. т угля, который равномерно потребляется в течение года. Стоимость хранения 1 т угля в год составляет 100 руб. Издержки, связанные с оформлением каждого заказа, равны 7500 руб. Определите экономически рациональный размер заказа и общие затраты по созданию запаса при размере заказа:

а) 100000 т,

б) 200000 т.

9. Компания Призма производит велосипеды, которые продаются оптовым покупателям. Бухгалтер представил следующие стоимостные данные, связанные с производством велосипедов, которые являются единственным производимым товаром, руб./ ед.:

Продажная цена 2500

Переменные издержки 1200

Постоянные издержки 800

Итого издержек 2000

Чистая прибыль 500

Оборот компании равняется 3 млн. руб., и остается стабильным последние три года. Чтобы расширить объем продаж, компания рассматривает возможность предложения своим клиентам более продолжительного периода для оплаты счетов. В настоящее время средняя продолжительность периода погашения дебиторской задолженности равняется 45 дням, а компания рассматривает его увеличение до 60 или 70 дней. При этом объем продаж продукции увеличится при каждом из вариантов и составит предположительно 500000 и 700000 руб. соответственно. Цена капитала (до вычета налога) компании Призма равняется 16 %. Определите кредитную политику, которую должна выбрать компания. (Ответ: кредит на 70 дней)

10. Укажите основные факторы, влияющие на условия коммерческого кредита, предлагаемые компанией своим клиентам.

11. Перечислите факторы, которые должны учитываться компанией при оценке кредитоспособности потенциального клиента.

12. Компания Лямбда предлагает своим клиентам следующие условия: при оплате в течение 10 дней предоставляется скидка в размере 3 %, без скидки срок кредита определен в 30 дней. Прибыль до уплаты налога составляет 20 % объема реали­зации. Стоимость капитала компании 12 %. Ставка налогообложения компании 24 %. ООО Сигма ежегодно покупает на 5,0 млн. руб продукцию компании Лямбда. Платежи за товар Сигма производит в основном через 60 дней. Определить:

а) прибыль компании Лямбда после уплаты налогов, получаемую за счет продажи продукции ООО Сигма;

б) если прибыль до уплаты налога составит 5 % от суммы продаж, какую позицию должна занять компания Лямбда?

13. Компания «Глубахов и сыновья» имеет годовую выручку 7,3 млн. евро. Текущая продолжительность оборота дебиторской задолженности равна 45 дней. Определить величину дебиторской задолженности.

14. В настоящее время компания Конус продает свою продукцию в кредит с условием оплаты товара в конце следующего после месяца поставки товара. Средний срок дебиторской задолженности составляет 75 дней. Годовой объем валовой выручки равен 50 млн. руб. Безнадежные долги составляют 100 тыс. руб./год.

Финансовый менеджер предлагает внедрить новую политику работы с покупателями. При срочной оплате стоимости товара в течение 30 дней клиент получает скидку в размере 2 % от стоимости товара. Финансовый менеджер прогнозирует, что 55 % клиентов воспользуется такой скидкой, а 45 % клиентов не будут платить по счетам в среднем до 90 дней после продажи. В настоящее время компания Конус использует банковский овердрафт, который ей обходится в 12 % в год.

При реализации новой политики безнадежные долги могут сократиться на 50 % в год. Кроме того, будет получена экономия издержек на управление дебиторской задолженностью в сумме 80 тыс. руб. Определить эффективность новой политики продажи товара в кредит.

15. Расходы денежных средств компании Пирамида составляют 4,5 млн. руб. в год. Процентная ставка по государственным облигациям равна 9 % в год. Издержки, связанные с операцией по облигациям, равны 900 руб. Определить средний запас денежных средств.

16. Назовите основные параметры, которые учитываются при определении верхней границы денежных средств на основе модели Миллера-Орра.