Доказательства возможности формирования способностей
1. К менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности
выдающихся педагогов. Известно множество случаев, когда вокруг одного учителя возникала большая
группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения
законов статистики. По мнению некоторых выдающихся педагогов (М. П. Кравец), неспособных детей
вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере
обучения, то соответственно результаты развития способностей будут высокими.
2. Влияние условий среды на формирование способностей. Показательно исследование, проведенное Ю. Б.
Гиппенрейтер и О. В. Овчин-
никовой, где был установлен заведомо более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев по сравнению с русскоговорящими людьми. Психологи выявили, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском языке такой функции нет. Отсюда — более высокая музыкальность вьетнамцев.
3. Значение условий воспитания для формирования способностей. Так, было выращено отобранное
поколение «умных» крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколение «глупых» крыс в
условиях обогащенной среды. В результате — показатели второй группы животных оказались выше.
4. Психологические факторы развития способностей:
— для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды. Должны быть созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества. Этот очень важный психологический фактор — «пересечение пространства ребенка и взрослого»—- помогает многостороннему развитию способностей детей;
— возникают специфические интеллектуальные эмоции: эмоции догадки, сомнения и уверенности;
— для ребенка чрезвычайно важно общение со взрослым в форме диалогов, дискуссий, совместных
наблюдений и экспериментов;
— взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним;
— познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка всегда должна быть связанна с
положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка; тогда происходит
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. - 248 с. 113
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 114 of 147
фиксация успеха и дальнейшее желание развиваться.
Итак, вопрос о происхождении способностей, а также о становлении и развитии способностей остается открытым. С одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но то, насколько проявятся эти задатки, зависит от условий индивидуального развития человека.
Становление и развитие способностей, видимо, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу запечатления. Каждый ребенок в своем развитии проходит через периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Так, в два-три года у детей развивается устная речь, в пять-семь лет ребенок готов к овладению чтением и т. д. Психологи делают вывод о том, что именно эти периоды благоприятны для овладения особыми видами деятельности. Если какая-то функция не получает своего развития в благоприятный период, в дальнейшем ее развитие будет затруднено.
В психологии исследован еще один фактор: неотъемлемой компонентой способностей является повышенная мотивация. Именно повышенная мотивация к учебе обеспечивает интенсивно и одновременно «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей. В этом отношении очень яркий материал дает изучение одаренных детей.