Конституционное и налоговое законодательство

Конституционное законодательство, имеющее основополагающее значение для всех отраслей законодательства, права и правовых институтов, играет такую же роль и в отношении норм налогового законодательства. К примеру, Конституция РФ устанавливает приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства (ст.15). Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет и норма российской Конституции, содержащаяся в ч.1 ст.15, согласно которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России. Кроме того, некоторые нормы конституционного права, не теряя своего значения, одновременно входят в состав налогового права.

Так, ст.57 Конституции РФ содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является базовой, исходной для выработки принципов и механизмов правового регулирования налоговых отношений. Нормы этой статьи выполняют и охранительные функции по защите интересов всех налогоплательщиков[14], поскольку запрещают необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым предписаниям обратной силы.

В подп. «з» ст.71, подп. «и» ст.72, ст.75 и ч.1 ст.132 Конституции РФ устанавливается компетенция федеральных и местных органов власти по вопросам регулирования налоговых отношений. В то же время, ч.3 ст.104 и подп.«б» ст.106 Конституции РФ регламентируют особенности принятия законов по вопросам налогообложения.

Тесная связь конституционного права и налогового права отчетливо проявилась в деятельности Конституционного Суда РФ по рассмотрению жалоб и запросов о конституционности актов налогового законодательства. Тем не менее, нормы конституционного права регулируют отношения, связанные с налогообложением, со свойственными ему особенностями, в определенном ракурсе. Как отмечают Г. А. Гаджиев и С. Г. Пепеляев: «В ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах Конституционный Суд РФ дает толкования конституционных норм и формулирует основные принципы налогообложения и сборов… Изучение правовых позиций Конституционный Суд РФ по вопросам налогообложения в основном состоит в рассмотрении сформулированных в его постановлениях основных принципов налогообложения и сборов, определении их содержания, сфер и способов применения»[15].

В этой связи необходимо отметить, прямой взаимосвязи между конституционным и налоговым законодательством нет. Данное обстоятельством дало основание некоторым ученым предполагать, что основная часть проблем формирования налогового законодательства и практики его применения проистекает от недостатков всей системы российского законодательства и, в частности, её фундамента (т.е. Конституции РФ — прим. Авторов), который образует конституционное, гражданское и административное законодательства[16].