Тема: Сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности
Условия возникновения и развития педагогической профессии. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Функции и задачи педагогической деятельности. Своеобразие педагогической профессии и требования к педагогу в современных условиях.
Основные характеристики профессионально-педагогической деятельности. Структура и особенности педагогической деятельности, ее гуманистическая природа. Инновационная педагогическая деятельность. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессии учителя. Педагог как субъект педагогической деятельности. Профессионально значимые качества педагога. Этика и эстетика педагогического труда. Педагогическая культура, педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя. Культурологический подход в образовании. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры. Общение учителя и ученика.
Методические рекомендации:рассмотреть возникновения и развития педагогической профессии, гуманистическую природу педагогической деятельности, ценностные характеристики педагогической деятельности. Функции и задачи педагогической деятельности. Своеобразие педагогической профессии и требования к педагогу в современных условиях.
Вопросы для самопроверки:
1. Учитель XXI века: каков он? Какое влияние он оказывает на своих учеников?
2. Какова роль учителя в воспитании подрастающего поколения на современном этапе? Почему возрастает общественная значимость профессии учителя в современных социально-экономических условиях?
3. Учитель и общество: социальный статус учителя в историко-педагогической парадигме. Каков он?
4. Встретился ли на Вашем жизненном пути настоящий учитель? В чем его отличие от других учителей? Какое влияние он оказал на Вас?
5. Ваш идеал учителя: какие личностные и профессиональные качества Вы цените в личности современного учителя выше всего?
6. Назовите новые технологии обучения и воспитания, внедряемые современным учителем в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.
7. Как Вы думаете, каковы условия успешной профессиональной самореализации начинающего учителя в школе?
8. Как Вы думаете, какими должны быть отношения между учителем учениками как субъектами взаимодействия в образовательно-воспитательном пространстве?
9. Антропологический и аксиологический подходы в профессиональной деятельности учителя в современных условиях. Как Вы думаете, в чем их сущность?
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить сообщение, доклад в соответствии с вопросом, который Вас заинтересовал.
2. В рамках подготовки к диспуту об учителе познакомиться с одним из художественных произведений:
1. А.С.Макаренко «Педагогическая поэма».
2. В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям».
3. В.Распутин «Уроки французского».
4. Л.Кассиль «Кондуит» и «Швамбрания».
5. С.Л.Маршак «В начале жизни».
6. Е. Водовозова «На заре жизни».
7. К.Чуковский «Серебряный герб».
8. Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева».