Тема 7. Современные модели организации обучения (2 часа)

План

1. Понятие о формах организации обучения, их классификации.

2. Формы организации обучения в мировой науке и практике работы школы.

3. История возникновения классно-урочной системы обучения.

4. Урок - основная форма обучения в современной школе.

5. Структура урока. Его основные компоненты и их характеристика.

6. Требования к современному уроку.

7. Дидактический анализ урока.

8. Неурочные формы обучения. Их дидактическая характеристика.

9. Нетрадиционные уроки.

Основные понятия: форма обучения, урок, Классно-урочная система, Бель-ланкастерская система, Мангеймская система, Дальтон-план, План Трампа

Задания творческого характера:

1. В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»?

Понятие Общие черты Различия
Форма организации обучения    
Метод обучения  

2. Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок:

Форма организации обучения – ограниченная ………. конструкция отдельного …… процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный …… занятия – ………. и т.д. Эти формы называют ……. Они играют ……. роль, поскольку включают в себя цели …………. учителя и учеников. (Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001).

3. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «форма обучения»?

- способ достижения конкретной дидактической цели;

- совокупность знаний, умений, навыков;

- внешнее выражение процесса обучения;

- способ контроля учебной деятельности.

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: _________

4. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу:

Определение понятия форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев)    
« Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов)  
«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И.Подласый)  

5. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.

  Характеристика
Законченность во времени  
Постоянство применения  
Обязательность посещения  
Гибкость и экономичность  
Воспитывающий характер  
Развивающий характер  

6. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся систем и форм организации обучения и заполните таблицу:

Система обучения Сущность Достоинства Недостатки
Классно-урочная система      
Бель-ланкастерская система      
Мангеймская система      
Дальтон-план      
План Трампа      

7. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:

Элементыструктуры урока Этапы деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль

8. Приведите примеры не менее трех классификаций уроков.

Основание классификации Тип урока в данной классификации Вид урока в данной классификации Источник информации
1.      
2.      
3.      

 

Литература

1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007

2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006

4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002

Электронно – цифровые ресурсы

1. Шарохина Е.В., Елисеева Л.В., Буслаева Е.М., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения: конспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.

http://www. knigafund.ru/books/48514