Тема 7. Современные модели организации обучения (2 часа)
План
1. Понятие о формах организации обучения, их классификации.
2. Формы организации обучения в мировой науке и практике работы школы.
3. История возникновения классно-урочной системы обучения.
4. Урок - основная форма обучения в современной школе.
5. Структура урока. Его основные компоненты и их характеристика.
6. Требования к современному уроку.
7. Дидактический анализ урока.
8. Неурочные формы обучения. Их дидактическая характеристика.
9. Нетрадиционные уроки.
Основные понятия: форма обучения, урок, Классно-урочная система, Бель-ланкастерская система, Мангеймская система, Дальтон-план, План Трампа
Задания творческого характера:
1. В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»?
Понятие | Общие черты | Различия |
Форма организации обучения | ||
Метод обучения |
2. Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок:
Форма организации обучения – ограниченная ………. конструкция отдельного …… процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный …… занятия – ………. и т.д. Эти формы называют ……. Они играют ……. роль, поскольку включают в себя цели …………. учителя и учеников. (Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001).
3. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «форма обучения»?
- способ достижения конкретной дидактической цели;
- совокупность знаний, умений, навыков;
- внешнее выражение процесса обучения;
- способ контроля учебной деятельности.
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: _________
4. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу:
Определение понятия форма организации обучения» | Что общего | В чем расходятся |
Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев) | ||
« Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов) | ||
«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И.Подласый) |
5. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.
Характеристика | |
Законченность во времени | |
Постоянство применения | |
Обязательность посещения | |
Гибкость и экономичность | |
Воспитывающий характер | |
Развивающий характер |
6. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся систем и форм организации обучения и заполните таблицу:
Система обучения | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Классно-урочная система | |||
Бель-ланкастерская система | |||
Мангеймская система | |||
Дальтон-план | |||
План Трампа |
7. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:
Элементыструктуры урока | Этапы деятельности ученика |
Возникновение интереса к учению | |
Усвоение знаний | |
Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем | |
Упражнение | |
Контроль | |
Самоконтроль |
8. Приведите примеры не менее трех классификаций уроков.
Основание классификации | Тип урока в данной классификации | Вид урока в данной классификации | Источник информации |
1. | |||
2. | |||
3. |
Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007
3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002
Электронно – цифровые ресурсы
1. Шарохина Е.В., Елисеева Л.В., Буслаева Е.М., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения: конспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.
http://www. knigafund.ru/books/48514