Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе (2 часа)

План

1. Обучение как способ организации педагогического процесса.

2. Функции и движущие силы процесса обучения.

3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

4. Логика процесса обучения и структура усвоения.

5. Виды обучения и их характеристика.

Основные понятия:дидактика, образовательная, воспитывающая, развивающая функции, чувственное познание, абстрактное мышление, догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, программированное обучение, проблемное обучение, алгоритмическое обучение, развивающее обучение, дистанционное обучение.

Задания творческого характера:

1.Проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу:

Определение понятия «процесс обучения» На чем сделан акцент (впишите важнейшие понятия из каждого определения) Что общего В чем различие
«Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями <…> Харламов И.Ф.      
«Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» Ю.К. Бабанский    
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества П.И.Пидкасистого.    
Процесс обучения — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями И.П. Подласый      
процесс обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие последних. Л.П.Крившенко      

2.Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: 1) непродолжительность, 2) планомерность, 3) систематичность, 4) спонтанность, 5) организованность, 6) нацеленность на результат, 7) воспитательная направленность?

Ответ: ________________________

3.Что является движущей силой процесса обучения:

1) ответственность учащихся за свои знания;

2) требования учителей, предъявляемые школьникам;

3) противоречие между возможностями ученика и его потребностями;

4) понимание учащимися необходимости получения образования;

Ответ:___________________________________________________________

4.Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения?

Дайте пояснения.

           
     


1) 2)

       
   
 

 

 


Пояснения _____________________________________________

5.Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?

- коррекционная;

- образовательная;

- диагностическая;

- воспитательная;

- развивающая;

- оздоровительная.

Ответ:___________________________________________________________

6.Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках проблемного обучения.

 

Деятельность учителя Деятельность ученика
1.   1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях.
2. Организует размышление над проблемой. 2.
3.   3. Выдвигает гипотезы и обсуждает их.
4. Организует проверку гипотезы. 4.

 

Литература

1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007

2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006

4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002

Электронно – цифровые ресурсы

1. Шарохина Е.В., Елисеева Л.В., Буслаева Е.М., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения: конспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.

http://www. knigafund.ru/books/48514