Форматы торговых сетей в России

Российский ритейл по-прежнему находится на начальной стадии развития.

Рынок розничных продаж продуктов питания в России сильно сегментирован. На нем представлены розничные сети, отдельные небольшие магазины, стационарные палатки, продовольственные рынки и ярмарки.

Доля розничных рынков и ярмарок неуклонно снижается, но по итогам 2009 года они по прежнему формировали 13,6% оборота розничной торговли (для сравнения в 2005–41%). На фоне кризиса произошел незначительный рост данного показателя, так в 2008 году он был меньше-13,2%, а к маю 2010 года снизился уже до 12,4%. Причем, только 11% рынков и ярмарок составляют продуктовые и сельскохозяйственные рынки. Таким образом только 1% продуктов питания реализуется через розничные рынки и ярмарки.

Важную роль в формировании рынка по прежнему играют небольшие магазины и палатки на их долю приходиться основной объем продаж – более 70% общего оборота отрасли.

По состоянию на май 2010 года торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 15,7% общего объема оборота розничной торговли (в мае 2009г. - 15,0%) или 30,1% оборота розничной торговли торгующих организаций (29,2%).В то же время в Португалии его доля составляет 17%, в Испании – 39%, в Италии – 57%, а во Франции – до 84%. По мнению экспертов, через 5–7 лет доля сетевого ритейла в России может превысить 50%.

В обороте розничной торговли торговых сетей удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, как и в мае 2009г., составил 60,7%, непродовольственных товаров - 39,3%.

В 35 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в обороте розничной торговли торгующих организаций превышала среднероссийский уровень. В то же время, в 10 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в мае 2010г. обеспечивали менее 10% оборота розничной торговли торгующих организаций.

На текущий момент в России представлены все существующие форматы предприятий розничной торговли: гипермаркеты, супермаркеты, экономичные супермаркеты, дискаунтеры, Cash&Carry. Формат сети определяется следующими факторами: площадью торгового зала, маркетинговой политикой, логистикой, ассортиментной политикой, ценовой политикой, оборудованием, бизнес-процессами, закупками.

Приложение 2. Основные характеристики торговых форматов

Приложение 3. Количество магазинов и общая торговая площадь крупнейших сетей FMCG в 2005-2009 гг.

Сегодня российский рынок розничных торговых сетей остается не достаточно консолидированным. Одиннадцать крупнейших розничных торговых сетей отвечают за 15% всего рынка. В ближайшее время для развития сегмента ритейла определяющим станет процесс консолидации. Сейчас на долю 5 крупнейших игроков приходится 12% российского рынка, тогда как в развитых странах этот показатель приближается к 70—80%.

Рисунок 7 Доля операторов на рынке розничных продаж продуктов питания России на 2009 год