Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

Вторая половина 1960-х в международных отношениях характеризовалась обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани ядерной войны, пришло понимание невозможности использования атомного оружия в решении международных конфликтов. Всем стало ясно, что победителей в такой войне быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД и складывании стратегического паритета СССР и США, а с другой - в потеплении международных отношений, которое получило название «разрядки». Между Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего мира». Нередко это соперничество приводило к локальным военным конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская война 1967 г.). Большое влияние на расстановку сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое единство и в странах социалистического лагеря.

Для Советского Союза геополитические интересы, облеченные в идеологическую оболочку, становятся решающими в отношениях с социалистическими и развивающимися странами. Советское руководство во внешней политике ставило три приоритетные задачи: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика «разрядки»); продолжать политику последовательной поддержки «прогрессивных» движений и режимов во всем мире. СССР был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти половину из них составляли развивающиеся страны.

В условиях наращивания в мире ядерного потенциала одним из основных направлений советской внешней политики стала борьба за достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом. И хотя он был достигнут в 1969 г., все же советское руководство рассматривало наращивание вооружений и их совершенствование как составную часть борьбы за мир.

Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика "мирного сосуществования");
продолжать политику последовательной поддержки "прогрессивных" движений и режимов во всем мире.

Эта политика была особенно активна в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния СССР.
Важнейшими событиями советской внешней политики, отразившей ее особенности в период 1965-1984 гг., были: советская интервенция в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение Советского Союза в Афганистан.

Советская внешняя политика всегда имела несколько уровней:
взаимоотношения ВКП(б) - КПСС с зарубежными коммунистическими и рабочими партиями, межгосударственные отношения с социалистическими странами, отношения с развитыми капиталистическими странами, отношения со странами "третьего мира" - развивающимися государствами.

Укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий "третьего мира" было первой внешнеполитической заботой преемников Хрущева. В Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия венгерских событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала "кадаризация" в Венгрии.

Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был старшим братом, который определял основные направления деятельности своих союзников.
В то же время нельзя сбрасывать со счетов и определенные успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Отношения СССР с Китаем и с Албанией были серьезно обострены. В жесткой конфронтации СССР находился с Китайской Народной Республикой.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась "разрядка" во взаимоотношениях между СССР и Францией. Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством других европейских и неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне.
В общем русле развития отношений между капиталистическими странами и СССР находились и отношения Москва - Вашингтон. Вторая половина 60-х годов была омрачена войной США во Вьетнаме.
1972 год был годом важного поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае 1972 г. президента США Никсона в Москву.

Пиком "разрядки" было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе, где был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот Акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

За 1973-1976 гг. страны обменялись визитами руководителей государств, на которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота в целом между Востоком и Западом в 5 раз.

В свою очередь, к концу 70-х годов стало ухудшаться и отношение Запада к сотрудничеству с Востоком. В начале 80-х годов практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода "холодной войны". Нагнетание обстановки происходило всю первую половину SO-x годов, вплоть до прихода к власти М. С. Горбачева.

Смертельный удар "разрядке" был нанесен советской интервенцией в Афганистане в декабре 1979 г. Когда советские руководители принимали решение ввести войска в Афганистан, они не могли себе представить, какие серьезные последствия повлечет за собой эта акция и как она отразится на отношениях между Востоком и Западом.

Захват Советским Союзом Афганистана со всей очевидностью подтвердил постепенно утверждавшееся на Западе со второй половины 70-х годов мнение о том, что "разрядка" была "улицей с односторонним движением", сильно напоминала жульничество на рынке. Афганская "акция" положила начало новому периоду глубокого недоверия, даже противостояния двух сверхдержав, которое выражалось в постоянных обвинениях, в преднамеренно очернявшей противника символике ("СССР - это империя зла", как выражался Р. Рейган) в демонстративных акциях (отказ американской, а затем советской стороны от участия в Олимпийских игрях соответственно в Москве и Лос-Анджелесе).