Постиндустриальное общество

В 70-80- х годах 20 века индустриально развитые страны Запада и Востока начали переход к постиндустриальному обществу. Его расцвет прогнозируют к середине XXI века. У этого общества есть много других названий: супериндустриальное, антропное, культуро-центристское, технотронное, информационное и т.д. Чаще всего постиндустриальное общество идентифицируется как информационное. Информатизацией охвачено все общество, вся его жизнедеятельность, включая повседневную жизнь людей. Массовое индустриальное производство вещей ( уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний и услуг. Как и у других обществ, у постиндустриального общества есть свой символ - это компьютер, свой главный ресурс - информация, своя цель - всестороннее возвышение индивидуальности.

Средства массовой коммуникации - рост числа теле- и радиопрограмм, рост числа небольших (по объему и тиражу) газет и журналов, распространение электронных книг, журналов, конференций и т.д. Тем самым расширяется спектр предлагаемой СМИ продукции, она становится все более адресной, рассчитанной на потребности и интересы совершенно конкретных Потребителей Сфера производства- становится правилом выпускать продукцию мелкими сериями, как можно чаще ее обновлять. Постиндустриальное общество работает 24 часа в сутки. И у каждого своя временная ниша. Сюда же следует отнести и увеличение числа работающих неполный рабочий день. Область политики - рост числа мелких партий и движений разного рода меньшинств (религиозных, этнических, экологических и т.д.). Социальная сфера - укрепление чувства community - соседства , возникновение добровольных союзов (электронных сообществ), увеличивающееся число профессиональных, земляческих, суб- и контркультурных сообществ.

Главная ценность постиндустриального общества - человек, но не в прежнем традиционно-гуманистическом смысле, а как саморазвивающееся существо (selfdeveloper). Саморазвитие - это, с одной стороны, подготовка к труду, социализация, средство самоутверждения личности, а с другой - ответ на динамизм, беспрецедентную мобильность нового общества. Пожалуй, самый эффективный путь саморазвития - это самообразование (конечно, в единстве с институциональным, государственным или частным, образованием). Без него в постиндустриальной среде просто не выжить. Раньше полученного в университете образования хватало человеку на всю жизнь, теперь , если не повышать квалификацию, не заниматься самообразованием, его удастся "растянуть" максимум на 10 лет. Представьте себе, что вам придется менять профессию (не работу, а именно профессию) З-5 раз в течение своей жизни. А ведь для постиндустриального общества это станет нормой. Образование и самообразование в информационном обществе - непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством или юностью, но являются чем-то неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп. Иначе говоря, теперь нам придется учиться всю жизнь; и очень важно при этом научиться учиться.

Базовые ценности постиндустриального общества:

Различность.Различность-это разные позиции, ценности, идеи, уникальность каждой человеческой личности и социальной группы, своеобразие их возможностей, потребностей и интересов, надежд, верований и убеждений . «Все индивиды и группы имеют право быть различными, считать себя различными и рассматриваться как таковые" - "Декларация о расах и расовых предрассудках"(принята международной организацией ЮНЕСКО). Толерантность (терпимость) - средство сохранения различности.

Права человека (ядро - право на жизнь, на свободу, на собственность) - базовая ценность постиндустриального общества. Права человека не знают сегодня ни географических границ, ни национальных суверенитетов, ни расово-этнических размежеваний, ни социально-классовых дифференциаций. Права человека перестали быть внутренним делом того или иного государства, охраняемым лишь его внутренним законодательством. Они теперь стали делом общим, предметом постоянной заботы всего мирового сообщества.

Институциализм . Институциализация - цивилизованная форма решения важных социальных проблем, эффективное средство удовлетворения общественно значимых потребностей людей.
Институциализация имела (имеет) место и в традиционном, и в индустриальном обществах. Но в постиндустриальном обществе институциализация приобретает особые черты: упорядочивает, организует стихию индивидуализма посредством норм и законов, подчиняет принятым правилам игры. В постиндустриальном обществе институциализация принимает форму всевозможных ассоциаций или заинтересованных групп, оказывающих самое серьезное влияние (в виде лоббирования, гражданского давления) на процесс выработки и принятия решений. Ассоциация связывает низы с верхами, народ с властью. Она заявляет о законных интересах людей. Ассоциации представляют собой своеобразные центры власти в обществе. Их фракционная, уравновешивающая активность препятствует установлению господства большинства.

 

Об исторической многослойности бытия. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества - это не только прошлое, но и настоящее, современность. Нынешний мир далек от однородности или гомогенности - не только культурной, но и любой другой: экономической, политической, социальной.

Существует два вида времени: календарное и социально-историческое. Первое - однолинейно направлено вперед; второе - многолинейно: в нем много самых разных траекторий, режимов и темпов продвижения вперед. Люди на самом деле живут в разных временах: кто-то в прошлом, кто-то в настоящем, а кто-то уже в будущем. И не только люди, но и общества (народы, нации, цивилизации).
Любой этап в развитии того или иного общества многослоен во временном измерении. Люди, или индивиды, живут в разных временах и в современном обществе. В этом обществе есть масса "современников", от которых и зависит, какая вообще-то эпоха сегодня есть. Сегодняшняя история мира представляет собой развернутую в пространстве (на поверхности земного шара) чуть историю человечества от первобытнообщинного строя (австралийские аборигены, например) до постиндустриальной цивилизации (развитые страны Запада и Востока). Конечно, чистых в своей самостоятельности времен и обществ (жизненных укладов) уже давно нет. Тем более их нет в наше время, когда мир становится взаимозависимым.
В этот процесс так или иначе втянуты все страны и народы, а значит и все социально-исторические времена.

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - раздел философии, который занимается объяснением смысла исторического процесса. Как особый раздел философии она сложилась в 18 в. Важный вклад в ее развитие внесли И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К. Ясперс и др.

Философия истории изучает историю как целое. Рассмотрение истории как целого предполагает ответ на вопросы: как и куда идет человечество.Процесс исторического развития человечества как единого целого можно представить в виде фигур. Самые популярные из них - циклическая, линеарная, спиральная.

return false">ссылка скрыта

Циклическая фигура истории -(графически можно представить как круг).

Тема истории как вечного движения по кругу разрабатывалась древними философами (Платон, Аристотель ) и историками (Полибий). Полибий ( кн."Всеобщая история") представил шесть форм правления, или государства, сменяющих друг друга по кругу: монархия- царство- тирания- аристократия -олигархия- демократия. Демократия, в конце-концов, превращается в охлократию, что ведет с необходимостью к установлению монархии. Этот цикл повторяется всегда с необходимостью естественного закона. "Таков, - пишет Полибий, - круговорот государственного общежития, таков порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются".
Современные теории цикличности истории:

А) Культурно-историческая цикличность.Одна из наиболее значительных в философии истории ХХ века - концепция культурно-исторической цикличности А.Тойнби. История человечества, согласно Тойнби, распадается на множество отдельных цивилизаций. Каждая в своем развитии проходит ряд стадий: возникновение - рост - расцвет - распад. В конечном счете на месте распавшихся цивилизаций возникают новые, и цикл развития возобновляется. Сойти с циклической дистанции может в принципе любая цивилизация и в любое время. Не исключается и возможность попятного движения.

Б) Социально-историческая цикличность. Гипотеза больших (48-55 лет) циклов Н.Д. Кондратьева. У Кондратьева "большие циклы" ограничены рамками экономики капиталистического общества. У него капиталистическое хозяйство переживает волнообразные колебательные процессы и вместе с тем непрерывно эволюционирует. "Большие циклы" (48-55 лет) Кондратьева говорят о колебательном характере цикличности истории. "Колебательный" вариант циклической концепции истории еще ждет своей фундаментальной разработки.