В практической деятельности хозяйствующих субъектов применяется 3 вида учета:
1) Статистический учет – наблюдение, подсчет и регистрация количества тех или иных общественных явлений для раскрытия качественного состояния.
2) Оперативный учет – наблюдение, подсчет, регистрация и контроль за отдельными хозяйственными операциями для текущего руководства ими.
3) Бухгалтерский учет – способ наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью путем регистрации всех хозяйственных процессов посредством составляемых документов отражающих каждую экономическую операцию.
Все 3 вида учета связаны между собой и образуют единую систему хозяйственного учета в России.
С помощью специальных приемов и способов бухгалтерского учета ведутся 3 вида контроля:
1) Предварительный контроль
2) Текущий контроль
3) Последующий контроль
Контроль осуществляется по следующим направлениям:
1) Выполнение планов по объему выработанной продукции
2) Рациональное и эффективное использование ресурсов
3) Выполнение различных смет расходов
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и их хозяйственная деятельность.
Задачами бухгалтерского учета являются:
1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении
2) Обеспечение этой информацией пользователей бухгалтерской отчетности
3) Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение его финансовой устойчивости.
Законодательством установлены следующие требования по ведению бухгалтерского учета:
1) Бухгалтерский учет обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях
2) Имущество являющееся собственностью организации учитывается отдельно от имущества других юридических лиц находящихся в данной организации.
3) Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно
4) Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи
5) Все хозяйственные операции и результаты организации подлежат своевременной сплошной организации на счетах бухгалтерского учета без пропусков и изъятий.
6) В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
7) Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций и содержать обязательные реквизиты
8) Содержание регистра и внутренней отчетности является коммерческой тайной.
Принятая в конкретной организации учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом, подлежит утверждению следующее:
1) Рабочий план счетов бухгалтерского учета
2) Формы первичных учетных документов применяемых для оформления хозяйственных операций по которым не предусмотрены типовые формы учетных документов.
3) Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.
4) Правила документооборота и технология обработки учетной информации
5) Порядок контроля за хозяйственными операциями и другими решениями необходимыми для организации бухгалтерского учета.
2. Учет на предприятиях. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем субъекта. Руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Руководитель кредитных организаций обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.
В случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером:
1) Данные содержащиеся в первичном учетном документе принимаются (не принимаются) по письменному распоряжению руководителя;
2) Объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской отчетности на основании письменного распоряжения руководителя.
Формы ведения бухгалтерского учета:
1) Мемориально-ордерная форма – состоит в том, что на каждую операцию на основе первичных документов, составляется мемориальный ордер;
2) Журнальной (главная) форма – предполагает перенос информации из первичных документов сразу в главную книгу например:
Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
3) Журнально-ордерная форма учета – она осуществляется путем собирания записей в журналы ордера, которые ведутся по одному счету или по нескольким так называемые синтетические (однородные) счетам в конце месяца переносятся в главную книгу;
4) Механизированная форма учета – например программа 1С
Бухгалтерская или финансовая отчетность– это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период систематизированная в соответствии с требованием установленными ФЗ «о бухгалтерском учете» 2011г.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении на отчетную дату. Экономический субъект составляет годовую отчетность. Годовая отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется в случаях предусмотренных либо законодательством, либо учредительными документами субъекта.
Бухгалтерская отчетность должна включать показатели всех подразделений субъекта, включая его филиалы и представительства независимо от их местонахождения. Бухгалтерская отчетность составляется в валюте РФ (рублях). Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем субъекта. Утверждение и опубликование бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях предусмотренных ФЗ РФ. В случае опубликования бухгалтерской отчетности которая подлежит обязательному аудиту, она публикуется вместе с аудиторским заключением.
3.В зависимости от контролирующего органа выделяют следующие виды контроля:
1) Президентский
2) Контроль органов государственной власти
3) Финансово-кредитных органов
4) Общественных
5) Аудиторские и др.
Для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета – Федеральное собрание образует счетную палату, Госдума рассматривает и утверждает отчет об исполнении Федерального бюджета.
Минфин России рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов, осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетам предприятиям, принимает типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и составлению, руководит работой по переоценке товарно-материальных ценностей, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении федерального бюджета и др. функции.
Функции государственного финансового контроля исполняют также Центробанк, Министерства по налогам и сборам и др.
Тема №5: Основы бухгалтерского учета
1.Предмет и метод бухгалтерского учета
2.Бухгатерский баланс в хозяйственной деятельности его значение в юридической практике
3.Счета бухгалтерского учета: понятие и виды
4.Обощение данных бухгалтерского учета. Двойная запись. Синтетические и аналитический учет.
1.Предметом бухгалтерского учета является состояние и реальное использование хозяйственных средств, источники получения этих средства их движение в хозяйственном процессе.
Предметом правовой бухгалтерии формализованные на нормативном уровне возможности применения бухгалтерского учета в следственной, судебной и в юридической практике.
Объекты бухгалтерского учета представляют собой имущество организации, их обязательство и хозяйственные операции.
Объекты делят на 2 группы:
1. объекты, обеспечивающие экономическую деятельность (хозяйственные средства и их источники);
2. объекты, составляющие суть экономической деятельности (хозяйственные процессы и их результаты).
Способы и приемы бухгалтерского учета взаимосвязаны в результате их комплексного применения обеспечиваются непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в бухгалтерском учете объектов, однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Общими принципами построения бухгалтерского учета являются:
1. государственное регулирование бухгалтерского учета;
2. сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с предоставлением широких прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета;
3. повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей, рационального использования производственных ресурсов и готовой продукции;
4. обеспечение аналитических данных бухгалтерского учета, позволяющих выявить влияние различных факторов на экономические показатели и резервы повышения эффективности производства;
5. динамичность организации бухгалтерского учета, постоянное совершенствование учетного процесса;
6. применение общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели.
В учетном процессе выделяются следующие стадии (этапы):
1. текущее наблюдение (контроль), измерение и регистрация хозяйственных операций, составляющие в совокупности документирование операций;
2. систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных документах;
3. составление отчетности, характеризующей производственно- хозяйственную деятельность предприятия за определенный период времени;
4. использование учетной и отчетной информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия и управлении.
Организация с самого начала своей работы (сразу после регистрации) и затем в начале каждого календарного (отчетного) года имеет право самостоятельно устанавливать форму, методы и технику бухгалтерского учета (т.е. учетную политику).Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица.
2.Бухгалтерский баланс - способ периодического отражения состояния средств хозяйства и источников их образования в денежной оценке на определенную дату.
Балансовое обобщение - двойственный характер отражения объектов.
Актив | Пассив |
Средства, которыми располагает предприятие, с указанием где они размещены | Источники формирования этих средств, с указанием откуда они получены |
Итоговая сумма активов равна итоговой сумме пассива.
Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и статьи. Каждая статья баланса объединяет однородную группу средств: в активе - основные средства производства, сырье, готовые изделия, в пассиве - уставный капитал, ссуды, прибыль и т. д.
Баланс составляется, как правило, на 1-е число каждого месяца.
В балансе активы и пассивы подразделяются в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года включительно).
Документы бухгалтерского баланса включают в себя:
1. бланк баланса в виде таблицы;
2. отчет о прибылях и убытках;
3. приложения к бухгалтерскому балансу, предусмотренные нормативными актами;
4. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации;
5. пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином России. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Субъекты малого предпринимательства обязаны вести книги учета доходов и расходов, регистрируемые в налоговом органе, в которых отражаются следующие сведения:
1. наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);
2. вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей);
3. местонахождение;
4. номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков;
5. по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период субъект малого предпринимательства представляет в налоговый орган расчет подлежащего уплате единого налога и выписку из книги доходов и расходов с указанием за отчетный период.
3.Система счетов бухгалтерского учета представляет собой способ экономической группировки текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования и хозяйственными процессами.
По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей:
Приход (Дебет) | Расход (Кредит) |
Остатки на счетах бухгалтерского учета называютсясальдо.
Все счета учета применительно к балансу и исходя из его структуры являются:
1. счетами для учета хозяйственных средств (активные);
2. счетами для учета источников образования средств (пассивные).
Перечень активных, пассивных и активно-пассивных счетов приведен в Приказе Минфина России.
4.Разделяют на синтетические счета и аналитические счета, которые представляют собой синтетический и аналитический учёт.
Синтетический учет – это обобщение данных бухгалтерского учета, о видах имущества обязательств и их хозяйственных операций по определённым экономическим признакам.
План счетов бухучёта представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности бухучёта. в нём приведены наименования и коды синтетических счетов и субсчетов. По плану счетов бухучёт организован во всех организациях ведущих его двойной записью.
Каждая хозяйственная операция исходя из её экономического содержания обязательно затрагивают 2 объекта учёта, т.е. 2 счёта.
Сущность (проводки) состоит в том., что каждая учитываемая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме дважды, т.е. по дебюту одного и кредиту другого счёта.