Культурно-исторический подход в психологии
Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Л. С. Выготский(1896—1934).
Это была теория высших психических функций — прижизненно формирующихся психических процессов, социальных по своему происхождению. Л. С. Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.
Примерами «низших», или естественных, психических функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок еще не может управлять ими: он обращает внимание на то, что ярко, неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Постепенно, в процессе воспитания ребенка, из низших психических функций вырастают высшие психические функции; например, произвольная память и произвольное внимание. Этот процесс происходит через овладение ребенком особыми орудиями психики — знаками и носит культурный характер.
Для Выготского, знак (слово) — это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Под высшими психическими функциями Выгодский понимал речь, правила, нормы, образцы поведения, т. е. те способы, с помощью которых человек себя строит. Итак, развитие ребенка — это присвоение и усвоение этих средств, так как
своих у него еще нет. Затем «внешняя» речь путем «вращивания», или интериоризации (от лат. interior — внутренний), переходит во «внутреннюю» речь и все нормы, правила, знаки становятся неотъемлемой частью психики человека. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными . Таким образом, высшие психические функции изначально существуют как форма взаимодействия между людьми, а затем — как внутренний интрапсихологический процесс.
1 Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М.: Юрайт, 2004. С. 70—72.