Развитие психологических знаний в античной философии. Учение о душе

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский. В античной философии встречаются различные толкования понятия «душа». О душе говорят как об особой бессмертной сущности, одушевляющей тело. Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора(570—500 гг. до н. э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес(640—546 гг. до н. э.) подошел к понятию движущей причины, источника действия. Он говорит, что «магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как движет железо». Анаксагор(500— 428 гг. до н. э.) предполагает наличие отдельной субстанции — нус, — которая входит в состав живых существ, чем и отличает их от неживой материи. Нус в одинаковой мере присутствует как у человека, так и у животных. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анаксагор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело (человек обладает руками). Самая первая развернутая философская концепция души принадлежит Гераклиту Эфесскому(544—483 до н. э.). Этому философу принадлежит знаменитое высказывание «границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее суть», в котором зафиксирована вся сложность предмета психологии, что актуально и в наше время.

Сочинение философа «О природе» дошло до нас лишь в отрывках. Попытки синтеза этого произведения стали предприниматься лишь в XIX в. Смысл высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам, отчего философ получил прозвище «Темный». Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос — вечный и неизменный творческий

принцип. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и даже души. Огненный Логос скрыт от непосредственного познания и восприятия, однако каждая индивидуальная душа сопричастна мировому Логосу. Отсюда вытекает то, что человек все-таки способен познать мировой Логос посредством анализа его воплощения в своей собственной душе.

Гераклит делит души людей на две категории — «влажные» и «сухие». Души «влажные» — несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие принципа причинности, или детерминизма, принадлежит великому Демокриту(460—370 гг. до н. э.). Он утверждал, что в мире «все возникает по неизбежности». Демокрит полагал, что все состоит из атомов — мельчайших, неделимых материальных частиц. Атомы находятся в постоянном закономерном движении, они разнообразны по форме и размеру, а между ними имеется пустое пространство. В этом и состоит подлинная природа мироздания по Демокриту: все качественные, чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Наряду с попытками описать происхождение души, в греческой философии закономерно возникает интерес к внутренней жизни человека: складываются классификации психических процессов и описания их свойств. Важную роль в постановке этих проблем сыграло учение о темпераментах Гиппократа, а также психологические воззрения Сократа и софистов.

Гиппократ(460—377 гг. до н. э.) — греческий врач, философ, сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное впоследствии учение о темпераментах. Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло тип сангвиника, желтой желчи — холерика, черной желчи — меланхолика, а флегмы — флегматика. Рассматривая связь особенностей души, темперамента и типологий людей с физико-климатическими условиями местности (сочинение «О воздухах, водах, местах»), Гиппократ положил начало исследованиям психологических характеристик этносов. Гиппократ был не только

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. - 248 с. 12


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 13 of 147

философом, но и практикующим врачом, и интересны не только его теоретические построения, но и практические рекомендации и приемы. Так, считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ(470—399 гг. до н. э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. Сократу принадлежит открытие особого педагогического метода — «майевтики» (дословно — повивальное искусство). Суть метода заключалась в том, чтобы путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» ис-

тинное знание. При этом Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе

собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Принцип «припоминания» становится центральным в философской системе ученика Сократа — Платона.

Платон(428—348 гг. до н. э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В

соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру

идей. Он считает, что душа каждого человека существовала еще раньше до того, как появиться в

человеческом облике. В концепции Платона припоминание становится центром психической жизни

человека, вытесняя другие процессы на периферию. Платон, понимая душу как «созерцательницу идей»,

говорит о «внутреннем диалоге» души. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает,

спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее

порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации».

С другой стороны, душа человека пленена телом, обслуживает его практические нужды и причастна, таким

образом, к миру вещей. Телесность ограничивает познавательные возможности души, и по этой причине

душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт.

Аристотель(384—322 гг. до н. э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал

душу как «форму тела», т. е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. В

трактате «О душе» Аристотель рассматривает душу, как связанную с телом. («Итак, душа неотделима от

тела».) Философ выделяет разумную и неразумную части души. В свою очередь, неразумная часть души

делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека

может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия.

Создаются философские школы — стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о

природе и о человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики, среди которых Марк Аврелий

(121—180), философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и

научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали

достижение бесстрастия (apathiä) и душевной невозмутимости (ataraxiä).