Тема 7. Документооборот и бухгалтерская документация

Понятие первичных учетных документов и их значение в правоприменительной деятельности

Первичные документы обеспечивают сплошное и непрерывное отражение всех хозяйственных операций посредством закрепления всех совершаемых операций на бумажном или электронном носителе, т.е. первичный документ – это любой носитель информации, с помощью которого финансовая операция подвергается первичной регистрации. Любая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета только после первичной регистрации.

Первичными документами подтверждается материальная ответственность работников за определенные ценности, которые были вверены. Первичные документы могут выступать как доказательства по уголовным и гражданским делам. В некоторых случаях они сами могут быть предметом преступления и служить основанием для возбуждения уголовного дела.

Формы и обязательные реквизиты документов

Любые документы должны содержать следующие реквизиты:

1) наименование документов;

2) дата составления документа;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) наименование хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в денежном и натуральном выражении;

6) наименование должности лица, ответственного за совершение операции и правильности ее оформления;

7) подпись данного лица (ответственного за совершение хозяйственной операции);

8) печать (штамп).

Указанные документы подписываются руководителем организации, главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами.

Виды бухгалтерских документов

Выделяются по различным основаниям.

По степени обобщения:

1) первичные учетные документы (накладные, акты, ордера, счета, отчеты и др.);

2) регистры бухгалтерского учета;

3) документы бухгалтерской отчетности.

По способу исполнения:

1) ручного исполнения;

2) машинописные;

3) частично машинописные.

По способу закрепления информации:

1) бумажные;

2) технические (разновидность – электронные).

По назначению:

1) распорядительные;

2) исполнительные;

3) комбинированные;

4) документы учетного оформления.

По месту возникновения:

1) внешние;

2) внутренние.

По способу использования:

1) разовые;

2) накопительные.

Также документы подразделяются на:

1) полноценные;

2) неполноценные (составленные с нарушениями).