Темы рефератов

1.Средства выразительности устной и письменной речи.

2.Эмоционально-оценочная лексика в речи подростков.

3.Методика создания речевых ситуаций на занятиях.

4.Устный репортаж как разновидность ученических высказываний.

5.Содержание и методы обучения дискуссии.

6.Устные невыдуманные рассказы как средство развития литературно-творческих способностей учащихся.

7.Устные высказывания публицистического характера на уроке.

8.Языковая и речевая нормы.

9.Активные процессы в области ударения.

10 процессы в лексике и фразеологии.

11.Особенности использования компьютерного жаргона.

12.Современные тенденции к смысловой точности высказывания.

13.Речь как средство утверждения социального статуса.

14.Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации.

15.Выступление как разновидность ораторской прозы.

16.Правила построения ораторской речи.

17.Психологические приемы полемики.

18.Особенности служебно-делового общения.

19.Особенности телефонной коммуникации.

20.Использование технических средств в коммуникации.

21.Культура речевого общения.

22.Аннотирование как особый вид речевой деятельности.

23.Реферирование как особый вид речевой деятельности.

24.Жанры речевого общения.

25.Причины коммуникативных неудач.

26.Современная теоретическая концепция культуры речи.

27.Культура деловой речи.

28.Аллюзия, ее разновидности и роль в языке

29.Полистилизм как важнейший признак современной речи.

30.Эстетика разговорной речи.

Программа экзамена:

Перечень вопросов
1. Язык и его основные функции Речь: виды и формы речи. Система языка и основные функции языка.
2. Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь. Основные жанры письменной речи.
3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. ССЦ как компонент текста.
4. Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная связь.
5. Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения.
6. Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.
7. Функциональные стили речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Официально-деловой стиль и его особенности. Основные жанры документации.
8. Публицистический стиль и его особенности. Научный стиль и его особенности. Основные жанры научно-учебных текстов аннотация, реферат, рецензия.
9. Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля.
10. Условия функционирования научной речи: научная сфера общения, преобладание письменной формы над устной, монологической речи над диалогической. Характерные черты научного стиля: логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, насыщенность терминами.
11. Использование языковых средств в устной и письменный форме в научных текстах
12. Определение особенностей научного стиля на различных уровнях языка.
13. Конструкции для выражения характеристики, признаки лица, предмета, явления. Анализ текстов научного стиля: чтение, выделение средств, с помощью которых определяются характерные черты научного стиля (логичность, точность, обобщенность и отвлеченность)
14. Знакомство с жанрами научной речи. Деление текста на смысловые части, беседа по содержанию текста. Монолога и беседы-полилоги о научном стиле.
15. Развитие коммуникативных навыков и речевых умений при чтении научных текстов по специальности.
16. Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста.
17. Тема текста. Структура и смысл текста.
18. Обозначение темы в тексте существительным, встречающимся в различных падежах.
19. Замена темы в тексте местоимением или синонимичным выражением.
20. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы в тексте.
21. Коммуникативные задачи текста. Смысло-речевые ситуации. Коммуникативная задача текста (КЗТ) как цель авторского общения, которого создается текст. Позиция предложения, содержащая КЗТ.
22. Определение предмета (дефиниция)-что есть что; что-это что; что называется чем; что называют чем.
23. Введение термина-что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
24. Квалификация предмета- что считают чем (каким); что представляет собой что; что заключается в чем; что состоит в чем.
25. Принадлежность предмета к классу -что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего; что является одним из чего.
26. Классификация предметов
27. а) что делят/ся на что; что под/разделяют/ся на что;
28. б) что делится на что; что под/разделяется.
29. Качественный состав, строение предмета-а)что входит в состав чего; что содержится в чем; что образует что; что является составной частью чего.
30. Что состоит из чего; содержит что; что включает в себя что, что имеет в своем составе что.
31. Количественный состав предмета - сколько чего входит в состав чего; чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего.
32. Возникновение, происхождение предмета- а) что (кто) возникает; что образуется из чего; что происходит из чего; что развивается из чего.Что (кто) появляется; что получается; кто получает что; что получено кем; что вырабатывает что; что вырабатывается чем, что выделяется чем.
33. Кто создает что; что изобретает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.
34. Микротема текста.
35. Микротема как часть общей темы; одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста.
36. Данная и новая информация текста.
37. Развитие мысли от какой-либо исходной, известной информации к неизвестной.
38. Смысловое деление текста.
39. Данная и новая информация
40. Данная и новая информация как элементы развития мысли и связности текста.
41. Роль предложения в тексте.
42. Текстообразующие функции предложения.
43. Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации
44. Предложения, выполняющие функции прогрессии текста.
45. Прогрессия текста с одно-разнонаправленным данным.

ПОЛИТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Аудиторное время включает практические занятия, где проходит выполнение различных заданий и упражнений, решение контрольных работ.

На практическихзанятиях обучающимся будут предлагаться задания для выполнения по темам и опрос материала. Сдача индивидуальных заданий осуществляется на СРСП.

Если обучающемуся что-либо не понятно, необходимо обратиться за разъяснениями, консультацией к преподавателю дополнительно.

К каждому занятию обучающийся должен готовиться по основной и дополнительной литературе.

Обязанность студентов посещать все занятия и приходить в аудиторию вовремя. Посещение будет проверяться в течении семестра. Освоение пропущенного материала является обязанностью студента.

Студенты своим несоответсвующим поведением не должны мешать преподавателю вести занятие, студентам усваивать учебную программу. Любое поведение, которое мешает выполнению нормальных академических функций, считается неуместным.

· На занятия студенты должны являться вовремя. В случаае опоздания студента более чем на 10 минут, преподаватель имеет право не допускать его к занятию.

· Сотовые телефоны и другие электронные устройства, которые отвлекают и создают помехи в работе аудиторий, должны быть выключены при входе в аудиторию.