Ситуационные задачи

Вариант 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТАЛЛУРГИИ

Опираясь на данные археологических исследований, можно считать, что первым металлом, которым стал пользоваться человек, была медь.Это связано с тем, что медь встречается в природе в «самородном», т.е. свободном окисленном состоянии. Во-вторых, медь обладает «ковкостью» - пластичностью и может хорошо обрабатываться. В то же время медь имеет достаточно высокую прочность. Орудия труда, изготовленные из меди, обладали значительно лучшими потребительскими свойствами, чем каменные.

Люди умели плавить медь еще в 7-6-м тысячелетиях до н.э. Во- втором тысячелетии до н.э. человек научился производить сплавы меди с оловом – бронзы, которые имели большую твердость, чем медь, а невысокие температуры плавления позволяли изготовлять необходимые изделия литьем. Не случайно именно бронза определила значительный по продолжительности этап развития человечества - бронзовый век.

Первые попытки производства меди в России относятся к XIII веку. Промышленное производство меди было освоено через три столетия. Первый медеплавильный завод на Урале был построен в 1640 году. Бурный рост выплавки меди в России начинается с 1900 года.

Результаты проведения больших работ в разных странах в последние десятилетия позволили существенно улучшить технологический процесс производства меди : повысить степень извлечения меди из руд, разработать схему комплексной переработки медных руд с извлечением других цветных и драгоценных металлов и попутным получением большого количества различных химических веществ.

По мере освоения человеком методов получения металлов из руд и изготовления изделий из них медь уступила ведущее положение железу.

Золото в виде песка и самородков добывали в доисторические времена из россыпей путем промывки; умели разделять золото и серебро воздействием кислот; извлекали золото из руд методом амальгамации (растворением в ртути). Основными центрами добычи золота в древности были Египет. Китай, Америка. Эпоха Возрождения (ХУ-ХУ1) характеризуется некоторыми

усовершенствованиями в обработке руд и заметным увеличением

добычи золота и серебра.

 

Задания к тексту:

1.Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста.

2. Составьте назывной, вопросный и тезисный план текста.

3.Выпишите из текста термины и термин - сочетания. Пользуясь терминологическими словарями, объясните их значение.

4.Охарактеризуйте синтаксические конструкции двух последних предложений текста.

5. Постройте монолог – рассуждение на тему: «Значение металлургии в жизни человека».

Вариант 2

СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

Металлы обладают различными свойствами. Одни из них мягкие, вязкие, другие твердые, упругие или хрупкие. Знать свойства металлов необходимо для того, чтобы правильно определить наиболее подходящий для того или иного изделия металл.

Металлы различаются по цвету. Например, сталь сероватого цвета, цинк - синевато-белого, медь - розовато-красного.

Для всех металлов характерен определенный блеск. Металлы обладают способностью проводить тепло и электрический ток.

Каждый из металлов имеет определенную температуру плавления - температуру, при которой твердое вещество переходит в жидкое состояние. У стали, например, температура плавления гораздо более высокая, чем у олова.

Твердость определяют по способности металла сопротивляться проникновению в него других, более твердых тел. Если ударить молотком по кернеру, поставленному на стальную пластинку, образуется небольшая лунка. Если то же самое сделать с пластинкой из меди, лунка будет больше. Это говорит о том, что сталь тверже меди.

Если металл под действием внешних сил изменяет свою форму, не разрушаясь, то говорят, что он пластичен. Это очень важное свойство металлов широко используется при плавке, гибке, прокате, штамповке.

О способности металла принимать свою первоначальную форму после снятия нагрузки судят по его упругости. Если одновременно растянуть и отпустить пружины из стальной и медной проволоки, то можно увидеть, что первая вновь сожмется, а вторая останется в том же положении. Значит, сталь более упругий металл, чем медь.

Вязкость - способность металла сопротивляться возрастающим нагрузкам. Например, если наносить удары по чугунной плите, она разрушится. Чугун - хрупкий металл.

 

Задания к тексту:

1.Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста.

2. Составьте назывной, вопросный и тезисный план текста.

3.Выпишите из текста термины и термин - сочетания. Пользуясь терминологическими словарями, объясните их значение.

4.Охарактеризуйте синтаксические конструкции двух последних предложений текста.

5. Постройте монолог – рассуждение на тему: «Металлы и жизнь человека».

Вариант 3

ПРОХОЖДЕНИЕ ТОКА ЧЕРЕЗ МЕТАЛЛЫ.

Прохождение тока через металлы не сопровождается их химическим изменением. Это обстоятельство заставляет предполагать, что атомы металла при прохождении тока не перемещаются от одного участка проводника к другому.

Согласно представлениям электронной теории, отрицательные и положительные заряды, которые находятся в каждом атоме, существенно отличаются друг от друга. Положительный заряд в обычных условиях всегда остается в основной части атома (его ядре). Отрицательные заряды -электроны, обладающие определенным зарядом и массой, сравнительно легко отделяются от атома. Атом, потерявший электрон, образует положительно заряженный ион.

В металлах всегда есть значительное количество «свободных», отделившихся от атомов электронов, которые переходят от одного иона к другому. Эти электроны под действием электрического поля легко перемещаются по металлу.

Так как при прохождении тока атомы, а следовательно, и связанные с ними положительные заряды не перемещаются по проводнику, то переносчиками электричества в металле следует считать свободные электроны, которые двигаются в определенную сторону. Если слева направо проходят положительные заряды, то считается, что ток направлен слева направо. Если же в этом направлении будут двигаться отрицательные заряды, то ток имеет направление справа налево.

Задания к тексту:

1.Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста

2. Составьте назывной, вопросный и тезисный план текста.

3.Выпишите из текста термины и термин - сочетания. Пользуясь терминологическими словарями, объясните их значение.

4.Охарактеризуйте синтаксические конструкции двух последних предложений текста.

5. Постройте монолог – рассуждение на тему: «Человек и окружающая природа».