Сущность и преимущества Интернета и Интернет-технологий

Теорию и методологию организации маркетинговой деятельности в среде Интернета принято понимать, как Интернет-маркетинг.

Интернет как среда и средство коммуникации, содержащее большой объём информации практически по всем областям знания и представляющее большинство ведущих фирм и широкие слои потребителей, может быть эффективно использовано для проведения маркетинговых исследований. Интернет позволяет проводить как первичные маркетинговые исследования, основанные непосредственно на первичных данных, полученных в рамках проведения фирмой маркетинговых исследований в Интернете, так и вторичные маркетинговые исследования, основанные на данных, опубликованных в Интернете, или на другой информации, косвенно затрагивающих область проводимого фирмой исследования. Интернет может использоваться для исследования товарных рынков, для изучения фирменной структуры рынка или для изучения потребителей.

Для Интернет-маркетинга наиболее представительны две основные группы продуктов: информационные и материальные продукты.

Информационные продукты наиболее широко представлены в Интернете. Информация может представляться как бесплатно, так и за определенную плату. Бесплатная информация может служить для выполнения функций рекламирования и продвижения торговой марки компании в виде привлечения на Web-сервер пользователей, для повышения узнаваемости торговой марки или ряда товаров фирмы. Платная информация выполняет непосредственно функции товара и служит для получения фирмой прибыли.

Материальные продукты, иногда их еще называют транзакционными продуктами. Под транзакцией понимается передача чего-либо, за исключением информации, от продавца к покупателю. Транзакция в большинстве случаев включает в себя перевод денег, хотя это и не является правилом.

Наибольшей пригодностью для продажи в Интернете обладают следующие товары:

  • высокотехнологичные продукты, требующие анализа значительных объёмов информации для приобретения. Интернет обладает возможностью представить всю необходимую информацию на Web-сервере для дальнейшего её анализа потребителем. Примером таких продуктов могут быть электроника и автомобили.
  • продукты, обладающие средней или высокой стоимостью, что связано с демографической особенностью Интернета - высоким средним уровнем доходов пользователей.
  • технические продукты, так как Интернет сегодня широко используется людьми с техническим образованием.
  • новые продукты, так как потребители нуждаются в представлении необходимой информации об этих продуктах и, что самое главное, аудитория Интернета представлена в большинстве новаторами, способными более легко пойти на покупку нового продукта и взять на себя риск его приобретения.

Цена и ценовая политика при продаже товаров через Интернет представляет собой весьма гибкий инструмент, существенно влияющий на спрос и требующий учёта ряда факторов. Например, если фирма предлагает через виртуальный магазин традиционные товары, то установление цен меньших, чем в обычных магазинах, и предложение бесплатной доставки, безусловно, будет стимулом для сетевых покупателей. Вместе с тем, если предлагается совершенно уникальный товар, который можно купить только в одном единственном виртуальном магазине, то обоснованной стратегией будет установление максимальных цен.

Интернет обладает особенностями, которые отличают его от традиционных инструментов маркетинга. Важнейшей особенностью среды Интернета является её гипермедийная природа, которая определяется высокой эффективностью в представлении и усвоении информации. Данная особенность Интернета существенно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей. Интернета качественно изменил процесс организации коммуникации с внешней средой. Интернет предоставил новые возможности расширения бизнеса, в том числе и за счёт интерактивных способов общения с потребителями. Данный результат достигается в результате того, что Интернет является средством донесения информации до целевых аудиторий и самое главное - эффективным инструментом влияния на них. Интернет этой своей особенностью произвел своего рода революцию в индустрии маркетинга и связей с

Объектом маркетинговой деятельности на электронном рынке выступает информационно-аналитическая и экспертно-исследовательская деятельность фирмы. На электронном рынке используются сетевые информационные систем и технологии.: Наэлектронном рынке рынке компания выступает со своим товаром; определяет стратегию его продвижения и распределения, выбирает рекламную и ценовую политику с учётом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды в условиях риска и неопределенности.

Субъектом маркетинговой деятельности на электронном рынке выступает деятельность конкретного собственника, компании по целенаправленному управлению деятельности фирмы, для достижения поставленных целей,

Процесс управления маркетингом на электронном рынке - совокупность операций и процедур, выполняемых работниками маркетинговых служб компаний, которая включает:

  • сбор и анализ информации о поведении рынка и конкурентов на нем посредством использования возможностей сети Интернет, хранилища корпоративных баз данных;
  • экспертизу стохастических и динамических процессов на данном сегменте рынка;
  • моделирование психологических реакций поведения потребителя на электронном рынке, моделирование стратегий компаний в условиях риска и неопределенности, формулирование новых стратегий развития текущих рынков, проникновения на рынок, стратегических альянсов и консолидации, стратегий диверсификации и др.

Концепция маркетинга в среде Интернет

Концепция маркетинга в среде Интернет подразумевает размещение и обмен информацией, её следует рассматривать как стратегию коммуникации.

Модель коммуникаций в Интернет отличатся от традиционной. В традиционной модели происходит обращение фирмы к средству коммуникации, от которого уже информация передается многим (модель “один-многим”). Эта модель характерна для современных СМИ.

Коммуникационная модель Интернет строится на основе интерактивного взаимодействия, по принципу “многие-многим”. Здесь множество фирм могут размещать информацию в Интернет, и также множество пользователей могут ею пользоваться. Передатчик информации становится одновременно и её потребителем. Модель “многие-многим” включает автоматически и модели “один-одному” и “один-многим”.

Интернет-маркетинг в последнее время стремительно развивается. Это связано прежде всего с преимуществами Интернет-маркетинга, которые он дает потенциальным покупателям и продавцам. Эти преимущества заставляют людей делать покупки в Интернет и использовать Интернет-коммерцию в повседневной жизни.

Преимущества Интернет-маркетинга определяются тремя факторами — цена, время и прямой контакт. Эти факторы необходимо рассматривать совместно. Одновременное наличие этих факторов заставит клиента что-либо приобрести посредством Интернет. Правильно настроенная система позволяет клиентам выбирать и заказывать товары, не выходя из дома или из офиса. Они смогут получить максимальный объём информации о товарах и услугах, в первую очередь сравнительного характера. Благодаря прямому контакту исключается также необходимость общения с посредниками, то есть покупатель избавлен от воздействия убеждающих и эмоциональных факторов.

return false">ссылка скрыта

Для компаний, стремящихся реализовать свои товары через сеть, Интернет предоставляет следующие преимущества:

  • возможность быстрее реагировать на меняющиеся рыночные условия: оперативно менять ассортимент, цены и описания товаров и услуг;
  • анализ реакции покупателей на те или иные предложения позволяет получать дополнительную информацию об их потребностях и незамедлительно вносить необходимые коррективы в рекламу;
  • переход ключевой роли от производителей к потребителям. Интернет обеспечивает возможность практически мгновенно привлечь внимание нового клиента. Такой же возможностью обладают и конкуренты. Таким образом внимание покупателей становится самой большой ценностью, а установленные взаимоотношения с клиентами главным капиталом компаний.
  • снижение транзакционных издержек, т.к. Интернет является глобальным средством коммуникации, не имеющим каких-либо территориальных ограничений, при этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее, в противоположность традиционным маркетинге. Электронная бизнес позволяет заниматься бизнесом в мировом масштабе. Потребитель соответственно получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от географического расположения.
  • Интернет обеспечивает возможность сокращения времени на поиск партнеров, принятие решений, осуществление сделок, разработку новой продукции, и т.д. Информация и услуги в Интернете доступны круглосуточно. Кроме того, его коммуникативные характеристики обладает высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации, и, тем самым, поддерживать её актуальность без временной задержки и затрат на распространение.
  • Персонализация взаимодействия и переход к маркетингу один-одному. Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям. Т.е Интернет позволяет перейти от массового маркетинга к маркетингу один-одному (см. табл.1.).
  • Снижение трансформационных издержек. Снижение трансформационных издержек может достигаться за счёт оптимального выбора структуры товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой продукции, обоснованной политики ценообразования, снижения числа посредников, затрат на сбыт и т.д.
  • Электронный способ широко применяется для доставки цифровых продуктов индустрии развлечений (фильмы, видео, музыка, журналы, газеты и т.п.), информации, средств обучения и эффективно используется компаниями, занимающимися разработкой и поставкой программного обеспечения. В этом случае продукты и услуги могут быть доставлены электронным способом, что позволяет максимально сократить путь доставки и, соответственно, его время.

Данные факторы дают существенные преимущества осуществление бизнеса в Интернет-маркетинге.

Таблица 1. Сравнение характеристик традиционного и Интернет маркетинга.