Цели, принципы и функции маркетинга

Цели маркетинга должны совпадать с целями фирмы, поднимать её престиж и усиливать позиции на рынке.

Качественные цели:

- положительное воздействие на занятость, рынок труда;

- поддержка образовательных, культурных и других программ;

- положительное влияние на хозяйственную конъюктуру в своей стране и в экономике стран, импортирующих выпускаемую продукцию

Количественные цели:

- увеличение объёма прибыли;

- увеличение объёма продаж в натуральных и денежных единицах;

- повышение производительности труда в расчёте на одного работника;

- увеличение доли рынка.

Цели маркетинга базируются на его принципах.

Принципы построения маркетинга:

- удовлетворение рыночных потребностей;

- получение максимальной прибыли;

- объединение усилий различных подразделений фирмы единой целью;

- тщательный учёт и рациональное использование ресурсов.

Достижение целей маркетинга осуществляется через постановку и решение соответствующих задач и при соблюдение принципов маркетинга.

Основные задачи маркетинга

Таблица 1.2.1

Задача Содержание
Исследование рынка и экономической конъюнктуры Изучение потребностей рынка; анализ емкости рынка, ценообразования и ценовой динамики, потребительских свойств товара, методов работы партнеров и конкурентов, каналов сбыта, стимулирования продаж и рекламы.
Сегментация рынка Выявление наиболее соответствующего для себя сегмента рынка, конкретной группы потребителей, в отношении которых будет производиться работа по продвижению товаров в целях оптимизации затрат фирмы.
Гибкое реагирование производства и сбыта на требования спроса Адаптивность и мобильность производственно-сбытовой деятельности фирмы в зависимости от конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса на основе дифференциации и индивидуализации продукции.
Инновация Постоянное совершенствование, модифицирование и обновление продукта, разработка нового продукта, новых технологий и методов работы на рынке, освоение новых каналов товародвижения.
Планирование Построение производственно-сбытовых маркетинговых программ, основанных на разработке рыночных и конъюнктурных прогнозов, в целях реализации поставленных перед фирмой целей, а также смягчения остроты рыночной конкуренции.

Таким образом, в зависимости от сложившейся ситуации на рынке - в целом, в отдельных его секторах, динамики уровня спроса на тот или иной товар задачи маркетинга сводятся к следующему:

  • обоснование необходимости производства той или иной продукции;
  • соответствующая организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • координация и планирование производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия;
  • совершенствование методов реализации продукции;
  • регулирование и перестройка всей деятельности фирмы.

Функции маркетинга

Основными функциями маркетинга являются: 1.Аналитическая функция. 2.Производственная функция. 3.Сбытовая функция (функция продаж). 4. Функция управления, коммуникаций и контроля.

Аналитическая функция. Вся экономическая система общества функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Таким образом, изучение рынка - это первое, чем должен заниматься специалист по маркетингу. На любом рынке имеется множество потребителей, которые могут заинтересоваться продукцией или услугой компании. И здесь главное - определить среди них свою группу, т.е. провести сегментацию рынка. Каждое предприятие имеет свои методы маркетингового исследования в этой области, но общим является изучение: во-первых, структуры потребителей, во-вторых, запросов потребителей, затем необходимо изучить товарную структуру, чтобы определить существующий ассортимент и выявить, есть ли продукт, подобный тому, который предприятие намерено предложить, а также каковы действующие на рынке стандарты, нормы, требования к качеству товаров. Одновременно изучаются компании-конкуренты: товарное предложение и спрос на их продукцию, система сбыта, прогноз на будущее в плане конкуренции продукции.

Моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи, друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания).

Покупателю требуется различная информация в зависимости от рыночной ситуации. Так, если покупатель хорошо знаком с товаром и его разновидностями (дешёвые товары массового спроса), то задача заключается в том, чтобы лучше сориентировать покупателя, привлечь его внимание, сократить время на выбор. В другом случае покупатель хорошо знает товар, но не знаком с его разновидностями (различные марки телевизоров). Здесь требуется информация, раскрывающая достоинства незнакомы потребителю марок. Наконец, покупатель не знает товара. Информация направляется на создание интереса к товару (реклама, стимулирование и др.).

Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям. По мере роста своих доходов покупатели становятся все более разборчивыми при выборе товаров. Продавцам все труднее предсказывать реакцию покупателей на различные характеристики, оформление и прочие свойства товаров, и они обращаются к маркетинговым исследованиям.

Процесс маркетинга начинается с изучения потребителя и выявления его потребностей, а завершается приобретением продукции и удовлетворением его выявленных потребностей. Только имея такие знания, можно разработать наилучшую стратегию маркетинга. С помощью научно-технических исследований и благодаря изучению рынка эти обобщенные потребности превращаются в возможность реализации продукции.

Функция управления, коммуникаций и контроля связана с созданием организационных структур управления, планированием, коммуникациями и организацией контроля.

1. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. Одна из основных целей маркетинга - установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, особенно в рамках его долгосрочных стратегических целей. Реализация всех функций маркетинга практически невозможна без продуманного и всеобъёмлющего планирования.

2. Информационное обеспечение управления маркетингом. Внешняя и внутренняя среда - основной источник маркетинговой информации, на базе которой следует принимать все управляющие решения.

3. Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии). Коммуникативная подфункция в маркетинге обеспечивает предприятию активное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду.

4. Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ). Контроль - заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия и реализации решения. Контроль позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Функции маркетинга и их содержание систематизированы в таблице 1.2.2.

Таблица 1.2.2

№ п/п Функция Составляющие Содержание
1. Аналитическая (функция расчленения и синтеза) Внешняя среда Изучение маркетинговой среды, конъюнктурные исследования: анализ емкости рынка, ценообразования и ценовой динамики, методов работы партнеров и конкурентов, каналов сбыта.
Рынок, его составляющие и состояние Анализ структуры рынка, сопоставление требований и запросов рынка с возможностями и перспективами развития фирмы.
Фирменная структура рынка
Потребители Выявление наиболее соответствующего для себя сегмента рынка, конкретной группы потребителей, в отношении которых будет производиться работа по продвижению товаров в целях оптимизации затрат фирмы.
Товар (товарная структура) Анализ потребительских свойств товара, анализ продуктового портфеля.
2. Продуктово-производственная Создание новых продуктов Постоянное совершенствование, модифицирование и обновление продукта, разработка нового продукта, новых технологий и методов работы на рынке, освоение новых каналов товародвижения.
Организация производства новых продуктов
Применение новых технологий
Управление качеством и конкурентоспособностью в производственной сфере
3. Сбытовая (функция реализации) Формирование товарной политики Управление потребительскими свойствами продукта, разработка её новых видов и ассортимента в соответствии с запросами клиента для обеспечения эффективности сбыта.
Проведение ценовой политики Ценовая стратегия на длительную перспективу и ценовая тактика на более короткий период по каждому товару и сегменту рынка, управление ценовой составляющей.
Организация проведения сбытовой политики Планирование и осуществление мероприятий, направленных на продвижение товара на рынок.
Организация сервиса Планирование и осуществление мероприятий по до- и послепродажному обслуживанию.
4. Формирующая (функция убеждения и стимулирования) Формирование спроса Адаптивность и мобильность производственно-сбытовой деятельности фирмы в зависимости от конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса на основе дифференциации и индивидуализации продукции.
Стимулирование сбыта
5. Функция управления и контроля Организация планирования Построение производственно-сбытовых маркетинговых программ, основанных на разработке рыночных и конъюнктурных прогнозов, в целях реализации поставленных перед фирмой целей, а также смягчения остроты рыночной конкуренции.
Информационное обеспечение управления Создание специальных маркетинговых подразделений в системе управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью, организация службы маркетинга.
Коммуникационное обеспечение маркетинга
Организация контроля маркетинга Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта, контроль прибыльности анализ эффективности маркетинговых затрат, стратегический контроль и ревизия маркетинга.

Таким образом, реализация функций маркетинга осуществляется путем:

- систематического анализа внешней среды организации (фирмы);

- постоянного изучения потребностей рынка и позиций конкурентов на нем;

- изучения и планирования товаров;

- совершенствование товародвижения и сбыта;

- разработка и обеспечение ценовой политики;

- неукоснительное соблюдение законов страны.