ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика управления имеет такую же древнюю историю, как само человечество, но менеджмент стал признанной научной дисциплиной только в начале XX века.
Эволюция теории и практики менеджмента тесно связана с развитием бизнеса, промышленности и науки.
Школа научной организации труда сконцентрировала свое внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Административная школа определила широкие универсальные принципы управления организаций. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха организаций.
Все эти школы внесли важный вклад в развитие менеджмента, но поскольку они искали «единственный лучший способ» управления и рассматривали только внутреннюю среду организации, игнорируя среду внешнюю, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.
Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей или исследование операций, чтобы помочь в принятии решения и повысить эффективность управления.
Количественный подход вместе с процессным, системным и ситуационным подходами составляют основу современного менеджмента.
С точки зрения процессного подхода, управление представляет собой процесс — взаимосвязь непрерывных повторяющихся действий (функций), основными стадиями процесса (функциями) являются планирование, организация, координация, контроль, принятие управленческих решений.
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Теория систем помогает руководителям понять взаимосвязь между отдельными частями организации и между организацией и средой, ее окружающей.
Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внешние и внутренние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением, с точки зрения ситуации «лучшего способа управления» не существует.
Среди современных тенденций менеджмента наиболее устойчивы следующие:
■ управление корпоративной культурой становится фактором прибыльности и конкурентоспособности для коммерческой и некоммерческой организации;
■ стратегическое управление находит свое применение во все более широком спектре социальных приложений;
■ методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор;
■ формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента, такие как муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, кризисное управление и т.д.
Вместе с тем, сегодня очевидно, что стали появляться новые, ранее неизвестные черты менеджмента на передовых фирмах мира, что позволило сделать вывод о появлении так называемого «неоклассического» менеджмента, в котором «размываются» многие представления об управлении, сложившиеся ранее.
В России теория менеджмента развивалась под влиянием западных достижений. Вместе с тем, российские ученые внесли весомый вклад в развитие теории и практики менеджмента. Научное исследование эволюции менеджмента в России и на Западе свидетельствует о том, что оно проходило на «встречных курсах».
Сегодня в России в связи с переходом к рынку крайне необходимо скорейшее формирование российской модели менеджмента. Эта модель должна сложиться с учетом лучших достижений мировой науки и пра^ики менеджмента, с учетом современных программно-технологических платформ, лучших российских разработок.
В данной работе сделана попытка осветить самые важные этапы эволюции управленческой мысли, основные школы, подходы и взгляды в менеджменте с единственной целью — показать основные моменты в его развитии, базовые теории, которые необходимо знать для того, чтобы переложить богатейший столетний мировой опыт на отечественную почву.
В любой концепции менеджмента, в различных точках зрения на него можно найти, при желании, рациональное зерно. Опыт, накопленный в менеджменте США, Японии, Западной Европы, здравый смысл в его применении поможет нам преодолеть отсталость в данной области и осуществить переход к новому качеству экономического роста.
Сегодня в России уже много сделано для создания собственной школы по изучению менеджмента. Надо двигаться по этому пути дальше. Нам предстоит освоить все ценности человеческой цивилизации в области управления. И одновременно мы должны иметь свои приоритеты, т.е. должны включиться в мировую экономику, оставаясь при этом самими собой
Незнание истории отечественной управленческой мысли нередко порождает искаженные представления о достижениях западного научного менеджмента, развитие которого освещено в научной литературе гораздо полнее. Изучение нашего собственного исторического наследия показывает, что отечественные ученые выдвигали и обосновывали идеи не менее плодотворные чем их именитые зарубежные коллеги.
К сожалению, история отечественной управленческой мысли до сих пор изобилует «белыми пятнами». Заслуживающие внимания идеи российских исследователей пребывают в небытии. Остаются в безвестности целые научные школы, некогда прославившиеся своими достижениями во всем мире. Перед историей отечественного менеджмента, таким образом, стоит трудная, но почетная задача — утвердить в памяти нашего поколения имена всех отечественных ученых, коим обязана своим зарождением и прогрессом наука о менеджменте.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод о том, что будущность страны во многом связана с постановкой научно обоснованного менеджмента на отечественных предприятиях и в организациях.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. Этапы развития донаучного
и научного менеджмента 6
Контрольные вопросы 24
ГЛАВА 2. Становление классических школ
менеджмента 25
2.1. Школа научного менеджмента
(научной организации труда) 25
Фредерик Уинслоу Тейлор 1856—1915) 25
Генри Лоуренс Гантт (1861-1919) 30
Френк Гилбрет (1868-1924),
Лилиан Гилбрет (1878-1972) 33
Генри Форд (1863-1947) 36
Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) 41
2.2. Школа административного управления 49
Анри Файоль (1842-1925) 50
Альфред П. Слоун (1875-1966) 63
Макс Вебер (1864-1920) 65
2.3. Школа человеческих отношений
и науки о поведении 71
Гуго Мюнстенберг (1863-1916) 73
Мери Паркер Фоллет (1863-1933) 77
Джордж Элтон Мэйо (1880-1949) 81
Честер Ирвинг Барнард (1886—1961) 85
Дуглас Мак-Грегор (1906-1964) 89
Курт Левин (1890-1947) 93
Абрахам Маслоу (1908-1970) 100
Дэвид С. Мак-Клелланд (1917-1998) 108
Фредерик Герцберг (1923-2000) 111
Контрольные вопросы 127
Глава 3. Современные подходы к менеджменту 128