АЛЕКСЕЙ КАПИТОНОВИЧ
ГАСТЕВ
(1882-1941)
Гастев Алексей Капитонович —
видный политический и обществен
ный деятель. Родился 26 сентяб
ря 1882 г. в г. Суздале Владимир
ской губернии в семье учителя. В
детстве лишился отца и рано на
чал жить самостоятельно. По окон
чании городского училища, а за-
тем технических курсов А. Гастев поступил в учительский институт, где изучил столярное и слесарное ремесло, но был исключен оттуда за политическую деятельность. Бросив учебу в 18 лет, отдался политической работе. До 1917 г. находился на нелегальном положении. На родине и за границей работал на заводах слесарем.
С 1901 по 1917 г. состоял в РСДРП (б). После февральской революции возвратился из эмиграции и стал заниматься разработкой идей организации труда в новой России. С момента Октябрьской революции работал в качестве профессионального управляющего промышленными предприятиями и журналистом. Своим главным достижением считал основанный им ЦИТ (Центральный Институт Труда ВЦСПС), которым руководил как институтом по подготовке рабочей силы.
Основным научным трудом А. Гастева является книга «Трудовые установки» (1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам.
ЦИТ оставил яркий и самобытный след в мировой научной мысли в области организации труда и управления не доказательством справедливости принципов Тейлора и Форда, а тем, что сформулировал собственную теорию и методологию управления, бросив своеобразный «гуманистический вызов тейлоризму и фордизму». А. Гастев формулирует идею социализации трудового процесса, идею решающей роли в нем человеческого фактора. Если Ф. Тейлор «колдовал» над организацией как таковой, Г. Форд создавал блестящую производственную технику, то ЦИТ, не отрицая и не умаляя значимости ни того ни другого, переносил, однако, центр тяжести всей работы на человеческий фактор. Сотрудники ЦИТ, по существу, впервые в мировой организационно-управленческой литературе обосновали решающую роль человека в производственных процессах, указав, что от него зависит наибольшая доля успеха всего дела.
Суть знаменитой идеи ЦИТ, получившей название «трудовой установки», заключена в создании такой методики, которая способствовала «бережному» введению рабочих з производство и при соблюдении жесткого инструктажа предусматривала достаточно большие возможности проявления личной инициативы по изменению нормы или стандарта.
А. Гастев и его коллеги сделали огромный шаг вперед по сравнению с Ф. Тейлором, Г. Фордом и западной наукой в целом, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, рассматривая его не только как объект изучения, но и как творящий субъект, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности труда.
Центральный институт труда, возглавляемый А. Гастевым, выполнял не только свои непосредственные «должностные обязанности» — обучение и подготовку руководителей среднего и высшего уровня управления, но и превратился в научную лабораторию, в исследовательско-консультативный центр по разработке, распространению и внедрению принципов научного менеджмента на производстве молодой Советской республики.
Целый ряд книг им написан по вопросам профессионального движения, научной организации труда и строительства новой культуры: «Индустриальный мир», «Профсоюзы и организация труда», «Как надо работать», «Время», «Восстание культуры», «Новая культурная установка» и др. Перу А. Гастева принадлежат 200 монографий, брошюр, статей, а также сборников стихов, публицистических произведений.
Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.
С годами все весомее представляется вклад А.А. Богданова в теорию управления.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
БОГДАНОВ
(1873-1928)
Александрович Богданов (Малиновский) родился 10 августа 1873 г. в г. Соколка Гродненской губернии (ныне Польша). Второй из шести детей в малообеспеченной семье народного учителя, он с детства отличался математическим складом ума, превосходной памятью, редким трудолюбием, любовью к книгам и естественным наукам.
Окончив с золотой медалью тульскую классическую гимназию, в 1892 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, откуда вскоре был исключён в связи с арестом и высылкой в Тулу за членство в народовольческом Союзном совете землячеств. В 1895—1899 гг. учился на медицинском факультете университета в Харькове, вел революционную работу, став убеждённым социал-демократом. В 1899 г. А. Богданов получил диплом врача и написал свою первую философскую книгу «Основные элементы исторического взгляда на природу». После раскола РСДРП примкнул к большевикам. Впоследствии А. Богданов в своих политических убеждениях разошелся с большевиками. В 1909 г. Богданов был исключен из партии. В качестве врача принимал участие в первой мировой войне.
Одновременно с практической деятельностью А. Богданов уделяет большое внимание и научно-философской работе. Издаются его книги — «Эмпириомонизм» (1904—1906), социально-утопические романы «Красная Звезда» (1908), «Инженер Мэнни» (1913), «Вопросы социализма» (1918), «Социализм науки» (1918) и др., в которых он обосновывает свои философские и социокультурные позиции, «Краткий курс экономической науки», которая стала самым популярным учебником политической экономии в России того времени.
Но, конечно, главным научным трудом А. Богданова стала фундаментальная монография «Тектология: всеобщая организационная наука» (1913—1922).
А. Богданов считал, что тектология должна систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием организационных законов. Ее предметом должны стать общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира: в живой и неживой природе, в работе стихийных сил и в сознательной деятельности людей.
А. Богданов сделал попытку сформулировать основные понятия и методы тектологии. Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организованное целое оказывается больше простой суммы его частей. А. Богданов считал необходимым рассмотрение всякого целого, всякой системы элементов в ее отношении к среде и каждой части в ее отношении к целому. Таким образом, А. Богданов доказывал что, во-первых, всякий научный вопрос возможно ставить и решать с организационной точки зрения, чего специальные науки либо не делают, либо делают не систематически, полусознательно и лишь в виде исключения; во-вторых, организационная точка зрения вынуждает ставить и новые научные вопросы, какие не способны наметить и определить, а тем более решить нынешние специальные науки. Ученый высказал ряд интересных мыслей о структурной устойчивости системы и ее условиях, об основных организационных механизмах: формирующем и регулирующем; о необходимости применения математического аппарата при анализе организации. Он выдвинул идею «бире-гуляторов» (или механизма двойного взаимного регулирования}, родственную понятию «обратных связей» в кибернетике, обосновал понятие «цепной связи», «принципа минимума».
return false">ссылка скрытаПоложения и принципы всеобщей организационной науки А. Богданов широко использовал при разработке проблем хозяйственного управления, прежде всего планомерной организации экономики страны.
В своей научной концепции А. Богданов предвосхитил многие идеи кибернетики, теории систем, синергетики и других наук.
«Тектология» А. Богданова не осталась незамеченной. Сразу же после выхода в свет стала объектом внимания критики, как правило, несправедливой. Одной из причин этого следует считать непонимание сути богдановской организационной науки. «Тектология» намного опередила свое время. Другая причина состоит в расхождении позиции автора с философией марксизма, что вызвало лавину не столько научных, сколько идеологических аргументов, к тому же часто не связанных с реальным содержанием «Тектологии».
В 1926 г. А. Богданов организовал и возглавил Государственный научный институт переливания крови. Наиболее рискованные эксперименты он считал возможным проводить только на себе самом. Одиннадцать таких экспериментов прошли успешно, но во время двенадцатого 7 апреля 1928 г. Богданов погиб.
Все более актуальными представляются идеи выдающегося экономиста прошлого столетия Н.Д. Кондратьева.
НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ
КОНДРАТЬЕВ
(1892-1938)
Николай Дмитриевич Кондратьев родился в семье крестьянина деревни Галуевская Костромской губернии. Будучи студентом церков-но-учительской семинарии, вступил в 1905 г. в партию эсеров. За революционную деятельность его исключили из семинарии, несколько месяцев он провел в тюрьме.
В 1911 г., сдав экстерном, экзамены на аттестат зрелости, поступил на экономическое отделение юридического факультета Петербургского университета. После окончания университета в 1915 г. Н. Кондратьев остался преподавателем в университете на кафедре политической экономии.
В 1917 г. Н. Кондратьев активно участвовал в политической жизни — работал секретарем А.Ф. Керенского по делам сельского хозяйства, был членом последнего Временного правительства в качестве заместителя министра продовольствия. После прихода к власти большевиков начал сотрудничать с новыми властями, полагая, что честный и квалифицированный экономист может служить своей стране при любом режиме.
В 1919 г. Н. Кондратьев вышел из партии эсеров, полностью отошел от политики и сосредоточился на чисто научной деятельности. С победой демократической революции, считал Н. Д. Кондратьев, наступает время созидательной работы, требующей возможно более широкой консолидации общественных сил. Он призывал социалистов не увлекаться партийной жизнью и словесными призывами, не колебать начал устанавливаемого нового государственного порядка.
В 1920 г. профессор Н. Кондратьев стал директором московского Конъюнктурного института при Наркомате финансов, а также работал в Наркомате земледелия начальником управления экономики и планирования сельского хозяйства. На годы НЭПа пришелся расцвет его научной деятельности. Труды возглавляемого им Конъюнктурного института быстро завоевали общемировую известность. Его избрали членом многих зарубежных экономических и статистических обществ, он был лично знаком или состоял в переписке с крупнейшими экономистами своего времени — У. Митчеллом, А.С. Кузнецом, И. Фишером, Дж.М. Кейнсом.
В 1925 г. Н. Кондратьев опубликовал работу «Большие циклы конъюнктуры», которая сразу вызвала дискуссии сначала в СССР, а затем и за границей.
Концепция «длинных волн» стала особенно популярна во второй половине XX в., когда экономисты начали уделять особое внимание глобальным и долгосрочным тенденциям хозяйственной жизни. Исследованные им полувековые циклы в современной экономической науке называют «кондратьевскими». На Западе Н. Кондратьев в основном известен как экономист-прикладник, работавший в 20 гг. XX в. над теорией длинных волн.
Работы Н. Кондратьева по другим проблемам экономики известны в наши дни заметно меньше его исследований о «длинных волнах», хотя их научное значение также весьма велико.
По мнению Н. Кондратьева, государство может и должно воздействовать на народное хозяйство с помощью планирования. Именно Н. Кондратьева следует считать родоначальником теории и практики индикативного (рекомендательного) планирования, внедренного в послевоенные десятилетия по настоянию кейнсианцев практически во всех развитых странах Запада. В своих трудах Н. Кондратьев руководствовался формулой О. Конта «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять».
Под его руководством был разработан перспективный план развития сельского и лесного хозяйства РСФСР на 1923— 1928 гг. («сельскохозяйственная пятилетка Кондратьева»), основанный на принципе сочетания плановых и рыночных начал. Н. Кондратьев считал, что эффективный аграрный сектор способен обеспечить подъем всей экономики, включая промышленность. Поэтому предложенная им концепция планирования предполагала сбалансированный и одновременный подъем как промышленного, так и аграрного сектора.
Н. Кондратьев подвергал критике директивное (командно-административное) планирование, за которое выступали не только ортодоксальные советские экономисты, но и высшее партийное руководство страны. Его критические прогнозы оправдались: первая пятилетка стала политикой ограбления сельского хозяйства ради подъема тяжелой индустрии, но исходно намеченные планы выполнить полностью так и не удалось. Именно критика директивного планирования стала предлогом для политической расправы с Н. Кондратьевым. В 1920 и в 1922 гг. Н. Кондратьева дважды арестовывали по политическим обвинениям.
В 1928 г. Н. Кондратьев был смещен с занимаемой им должности директора Конъюнктурного института, вскоре после этого официальная оценка его теории была отражена в Большой Советской Энциклопедии всего лишь одним предложением: «Эта теория является неверной и реакционной».
В 1928 г. «кондратьевщина» была объявлена идеологией реставрации капитализма. В 1929 г. ученого уволили из Конъюнктурного института, а в 1930 г. арестовали, объявив главой несуществующей подпольной «Трудовой "крестьянской партии». В 1931 г. Н. Кондратьева приговорили к 8 годам заключения. Последние свои научные работы он писал в Бутырской тюрьме и Суздальском политизоляторе. В 1938 г., когда
заканчивался срок его заключения, над тяжело больным ученым был организован новый суд, закончившийся приговором к расстрелу. Лишь в 1987 г. его посмертно реабилитировали.
Завоевав мировую известность, в своей собственной стране Н. Кондратьев в значительной мере был не понят и не принят, в чем заключается глубокий драматизм его творческой судьбы.
Н. Кондратьева заслуженно считают наиболее выдающимся российским экономистом советского периода. По решению ЮНЕСКО 1992 год отмечался во всем мире как год его памяти.
Обобщение и анализ работ ученых того периода дает вполне достаточные основания говорить о том, что их взгляды соответствовали прогрессивным управленческим идеям Запада начала XX в. и даже опережали их в ряде аспектов. В итоге была оформлена теория и практика управления, отвечающая требованиям административно-хозяйственной системы. Наука управления имела немало достижений мирового значения. Многие из них превосходили западные аналоги. Теории, постулирующие ведущую роль человека в производственном и управленческом процессах, социоинженерные идеи интересны и по сей день.
При этом теория управления развивалась на фоне постоянных споров, политической полемики об определяющей роли партии большевиков в решении любых, даже узкопрофессиональных проблем, бросков от одной концепции к другой, от бурных оваций в адрес новой науки до ликвидации самого понятия «управление».
Взлет отечественной науки управления в 20-х гг. XX века сменился падением в 30-50-х гг. XX в. Изучение литературы данного периода позволяет констатировать бесспорный факт: прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики стремительно исчезало. Все рассмотренные выше течения и научные школы были разгромлены, а лучшие отечественные ученые обвинены во «вредительстве» и репрессированы.
С отходом от принципов Новой экономической политики и упрочением административно-командной системы научная организация управления утратила свою актуальность и вскоре была отторгнута административной системой как «буржуазная выдумка». Начиная с 30-х гг. XX в. упраздняются все научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях, закрываются опытные станции, институты и лаборатории, имеющие достижения мирового уровня в области НОТ и управления, прекращаются дискуссии и научные споры, поскольку во всем этом административной системой усматривалась опасность для самого своего существования. Ставка делается на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком, неукоснительно, порой слепо выполняющего все директивы центральной власти.
Научные изыскания в организационно-управленческой сфере в это время приобрели строго отраслевой характер. Кроме того, резко усилился прикладной аспект исследований и почти исчез общетеоретический. Обращает на себя внимание появление новой терминологии. На смену таким терминам, как «НОТ», «управление», «рационализация» пришло понятие «организация производства», которое, по мнению новых исследователей, успешно заменяло все другие. Вероятно, вытеснение «старых» категорий объясняется прежде всего тем, что научные концепции 20-х гг. XX века в глазах представителей нового поколения были необратимо дискредитированы.
В трудные годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных пятилеток происходило дальнейшее укрепление позиций планово-административного централизма. Управленческая мысль в этот непростой период жизни страны продолжала работу в области оперативного управления, планирования и учета производства. Событием этого времени явилось опубликование первого учебника по организации и планированию промышленного предприятия, написанного известным экономистом-управленцем СЕ. Каменицером.
К концу 50-х — началу 60-х гг. XX в. ситуация в области организационно-управленческих исследований меняется к лучшему. Кризис научного управления 30— 50-х гг. XX в. сменился оживлением, а затем и подъемом в 60-х гг. XX века. Причины резкого возрастания внимания к вопросам управления связаны, прежде всего, со сменой политического режима, с количественным и качественным усложнением народного хозяйства, основу которого составляла многоотраслевая индустрия.
Высокой планки достигла отечественная наука, чьи достижения были признаны во всем мире. В «хрущевскую оттепель» стали активно проводить курс на реорганизацию системы управления экономикой. Предпринимались практические попытки ликвидации недостатков управления на микро- и макроуровнях. Нельзя не учитывать и всевозрастающее влияние на сферу управления научно-технической революции, принесшей с собой новые теоретические и технические средства для решения организационных задач. С появлением электронно-вычислительной техники и развитием экономико-математических методов начала создаваться принципиально новая материальная база для выработки оптимальных хозяйственных решений и создания автоматизированных систем управления. В это время оживляются и быстро совершенствуются подходы, предложенные в 20—30-х гг. XX века. Некоторые из них оформляются в самостоятельную науку.
Возникает кибернетика — наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования — кибернетические системы. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Каждая кибернетическая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных
воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею.
Основные технические средства для решения задач кибернетики — ЭВМ. Возникновение кибернетики как самостоятельной науки связано с созданием в 40-х гг. XX в. электронной вычислительной техники.
Кибернетика рассматривает управляемые системы в динамике, в развитии и во взаимодействии с другими внешними системами. Эта наука широко использует методы моделирования, т.е. исследует эмпирические или физические модели реально существующих технологических процессов с помощью математического аппарата. Универсальный метод кибернетики — метод исследования операций — позволяет выполнять количественный анализ любой целенаправленной деятельности человека в сфере управления.
Такие предметные области кибернетики, как обратная связь, системность, целенаправленность, управляющий параметр, внесли неоценимый вклад в формирование науки управления народным хозяйством.
На базе кибернетики развиваются новые науки (теория систем, теория операций и другие), обогащающие знания об управлении. Широкое проникновение в науку математических методов привело к появлению принципиально новой теории — оптимального планирования народного хозяйства, большой вклад в становление которой внесли Л. Канторович, Л. Лурье, В. Новожилов, В. Немчинов, А. Берг.
Важной теоретико-методологической проблемой, решение которой напряженно искала отечественная управленческая мысль 60-х гг., была необходимость формирования самостоятельной науки управления. Учеными выдвигались различные трактовки содержания теории управления, а именно: организационно-кибернетическая, правовая, социально-психологическая, экономическая. Наличие разнообразных концепций свидетельствовало о сложности обсуждаемого объекта. В теории второй половины 60-х — начала 70-х гг. XX в. появилась тенденция к интеграции различных подходов. Комплексная трактовка — крупное теоретико-методологическое достижение управленческой мысли этого периода. Ученые объединились во мнении, что науку управления интересуют вопросы соотношения экономических, правовых и психологических методов управленческих воздействий, создания рациональных структур и распределения функций управления и многие другие проблемы, учитывающие синтез различных аспектов.
Дискуссии экономистов и управленцев этого периода ознаменовали собой начало концептуальной подготовки знаменитой, так называемой «косыгинской» реформы. Входе развернувшейся полемики рядом экономистов (В. Немчиновым, Л. Канторовичем, Е. Либерманом, А. Бирманом, Н. Петраковым, Я. Кронродом, Б. Ракитским и др.) были высказаны соображения, связанные с целесообразностью широкого использования рыночных отношений и последовательного перехода к экономическим методам управления, которые создадут возможность так называемого саморегулирования, совершенствования хозяйства. Сторонники активного использования рыночных отношений ратовали за дальнейшее расширение самостоятельности предприятий, за необходимость конкуренции, за более полный учет в хозяйствовании коллективных и личных интересов, за перестройку форм оплаты труда в направлении децентрализации регулирования фонда оплаты, за максимальное сокращение утверждаемых показателей плана.
Леонидом Витальевичем Канторовичем совместно с Виктором Валентиновичем Новожиловым (1892—1970 гг.) и Василием Сергеевичем Немчиновым (1894—1964 гг.) была разработана система моделей, получившая название СОФЭ (система оптимального функционирования экономики).
Общепризнанно, что реформа 60 гг. XX в. заметно оживила темпы экономического роста, однако эффект проводимых мероприятий оказался весьма кратковременным.
Этот период в нашей стране отмечен признанием значения человеческого фактора в управлении, осознанием необходимости развития социальных аспектов управленческой деятельности, что подтверждают труды В. Афанасьева, А. Омарова, Д. Гвишиани и других ученых.
В 60 -80 гг. XX в. появились крупные исследования в сфере социологии труда и социологии управления. В числе ведущих теоретиков социологии Ю. Давыдов, А. Здра-вомыслов, Г. Осипов, В. Ядов и др.
В этот период в советской социологии активно исследуются проблемы социальных систем, социального управления, выявления специфики управленческих отношений, субъект-объектной логики управления (В. Афанасьев, Г. Попов, П. Лебедев, Ю. Тихомиров, В. Подмарков, Г. Яковлев, Ц. Ямпольская и др). Важное место в разработках специалистов тех лет занимала проблематика развития трудового коллектива, его самоуправления и самоорганизации (В. Шепель, В. Подмарков; Н. Алексеев, Ю. Волков, Н. Куртиков, Н. Лапин, Ю. Неймер, И. Попова, А. Пригожий, Ю. Тихомиров).
Были изучены вопросы кадровой политики предприятий: профессиональная мобильность и текучесть кадров, социальное планирование, мотивация и стимулирование труда, профессиональный отбор, подготовка и расстановка кадров, совершенствование условий труда, улучшение социально-психологического климата в коллективе (Н. Лапин, А. Пригожий, В. Подмарков, О. Шкаратан, Р. Григас, Б. Мильнер, Н. Наумова, Л. Евенко, Д. Гвишиани, А. Зайцев, А. Кравченко, А. А. Сейтов, И. Тяси-на, А. Мешков, С. Филонович, В. Щербина и др).
С конца 80 — начала 90 гг. XX в. широко изучаются такие вопросы, как организационная культура, организационное поведение, механизмы функционирования и развития организаций, инновационный подход к управлению (А. Агеев, М. Грачев, В. Гаськов, А. Ицхокин, В. Павлова, В. Щербина; Н. Лапин, А. Пригожий, Б. Сазонов, В. Дудченко и др.)- Становится объектом внимания советских философов и социологов и проблема профессионализации управленческой деятельности.
Достаточно широко развивается управленческое консультирование с применением инновационных игр. Появляются социолого-психологические и бизнес-курсы, проводится анализ конкретных ситуаций, ролевые и коммуникативные тренинги.
Апробируется создание системы подготовки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование, методы профессиограммы, профессиональный клиринг, система оперативных, диагностических и технологических средств работы с организациями и их кадрами (А. Пригожий, В. Дудченко, Ю. Красовский, В. Тарасов и др.).
Таким образом, к началу 90-х гг. XX в. были теоретически изучены многие аспекты управления предприятиями и организациями.
С 1991 г. Россия вступает в современный этап своего развития, связанный с проведением радикальных рыночных реформ и построением принципиально новой системы хозяйственного управления. Переход к рыночной экономике потребовал создания адекватной ей системы управления. Теоретики менеджмента пытаются сконструировать российскую модель управления с учетом экономической составляющей общества, исторического, культурного опыта и менталитета нашего народа.
В большом количестве в России последние годы издается переводная литература, освещающая опыт международного менеджмента, функционируют сотни школ, курсов менеджмента, маркетинга и бизнеса, введены специальные дисциплины в вузах. За последние десять лет изданы монографии, учебники и учебные пособия отечественных авторов, появились серьезные журналы.
К настоящему времени сложились крупные управленческие школы: Российской Академии государственной службы при Президенте РФ; Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Государственного университета управления, Московского Государственного университета и др.
Среди авторов, двигающих вперед современную российскую управленческую мысль, следует отметить: Г. Атаман-чука, Т. Базарова, В. Веснина, О. Виханского, А. Гапо-ненко, В. Гончарова, И. Герчикову, А. Егоршина, А. Киба-нова, Э. Короткова, Р. Кричевского, А. Наумова, Ю. Одегова, А. Панкрухина, А. Поршнева, В. Пугачева, 3. Румянцеву, Э. Старобинского, А. Турчинова, Э. Уткина, С. Шекшню, В. Щербину, Р. Фатхутдинова и многих других.
Таким образом, в России XX — начала XXI в. можно выделить два этапа, в течение которых развивалась наука об управлении. Первый период — период социализма (с 1917 года до начала 90 гг. XX в.). Второй период — период транзитивный: от экономики социализма к рыночной экономике (датируется началом 90-х гг. XX в. по настоящее время). Анализ источников позволил прийти к выводу, что в указанные периоды отечественные ученые выдвигали и обосновывали идеи не менее плодотворные, чем западные, а отечественная школа управления, имеющая древние традиции, внесла много ценного в сокровищницу мирового менеджмента. В отличие от западных школ, отечественной управленческой мысли всегда была присуща духовная ориентация.
После октябрьской революции в русле решения народ-' нохозяйственных задач, и прежде всего задачи повышения производительности труда, начинаются исследования по всей организационно-управленческой проблематике. Принципиально важным для формирования теории управления нам представляется, во-первых, идея отечественных ученых о том, что управление должно стать самостоятельной наукой со своим собственным предметом исследования, во-вторых, формулировка уже в начале 20-х гг. XX в. принципов управления (В. Ленин, О. Ерманский, П. Керженцев, Ф. Дунаевский, Л. Жданов), функций управления (И. Бурдянский, П. Есманский, Н. Витке), структур управления (О. Ерманский, Е.Ф. Розмирович).
Идеи, высказанные советскими учеными во многом схожи с идеями зарубежных исследователей по этим вопросам. Однако, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, рассматривая его не только как объект управления, но и как творящий субъект, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности труда, ими был сделан огромный шаг вперед по сравнению с представителями школы научной организации труда и административного управления. Отечественные ученые по существу впервые в мировой организационно-управленческой литературе обосновали решающую роль человека в производственных процессах.
Заслуживают внимания научные исследования в области кадровой политики предприятий и организаций: профессиональный подбор и расстановка кадров (Ф. Дунаевский, Л. Крживицкий, Н, Витке, С. Стрельбицкий, И. Кан-негиссер), формы и методы мотивации и стимулирования труда (В. Ленин, Л. Жданов, И. Каннегиссер), образ руководителя предприятия и его самоменеджмент (А. Гас-тев, И. Каннегиссер, П. Керженцев, А. Богданов), создание кадрового резерва (В. Ленин, Л. Жданов).
Революционными для своего времени были идеи о необходимости создания пакета социальных льгот, о воспитании профессиональной команды управленцев, о критериях подбора и продвижения кадров, о важности создания положительного морально-психологического климата в коллективе, о необходимости удовлетворения не только материальных, но и социальных потребностей персонала, о вреде фрустрации персонала, о психологическом профиле руководителя. Совершенно новыми в науке были идеи о тектологии, о социальной диагностике трудового коллектива и социальной инженерии.
Принципиально важным моментом для формирования теоретико-методологической базы управления был выдвинутый Н. Витке тезис о возможности создания науки об управлении людьми. Именно он ввел в научный оборот такие понятия, как «человеческий фактор производства», «социальная организация предприятия», «коллективно-трудовая деятельность», «социально-психологическая атмосфера». По сути, ученые социальной школы раньше, чем американские исследователи сформулировали концепцию «человеческих отношений». По политическим причинам многие передовые идеи, высказанные российскими учеными, не были поняты и приняты.
Обобщение и анализ работ ученых того периода дает вполне достаточно оснований говорить о том, что их взгляды соответствовали прогрессивным управленческим идеям Запада начала XX в. и даже опережали их в ряде аспектов. В итоге была оформлена теория и практика управления, отвечающая требованиям административно-хозяйственной системы. Наука управления имела немало достижений мирового значения. Многие из них значительно опережали западные аналоги, многие теории интересны и по сей день.
Оживление научных исследований в 60-х гг. XX в. ознаменовалось оформлением комплексной трактовки науки управления, признанием значения человеческого фактора в управлении, осознанием необходимости развития социальных аспектов управленческой деятельности (В. Афанасьев, А. Омаров, Д. Гвишиани, А. Китов, О. Дейнеко и др.), крупными исследованиями в социологии труда (Ю. Давыдов, А. Здравомыслов, Н. Наумов, Г. Осипов, В. Ядов и др.).
Ученые рассматривали мир трудовых отношений в тесной связи с внутренним миром человека: его мотивацией, удовлетворенностью содержанием и условиями труда, ценностными ориентациями и производственным поведением. Социологи столичных и региональных школ активно занимались практическими вопросами кадровой политики предприятий: социальным планированием, мотивацией и стимулированием труда, профессиональным отбором, подготовкой и расстановкой кадров, совершенствованием условий труда, улучшением социально-психологического климата в коллективе.
В 80—90-е гг. XX века советские ученые активно занимаются проблемами управления производством, управления персоналом, кадровой политики, организационной культуры, инновационным подходом к управлению, управленческим консультированием (А. Пригожий, Д. Гвишиани, А. Зайцев, А. Кравченко, В. Щербина и др.). Становится объектом внимания советских философов и социологов и проблема профессионализации управленческой деятельности. К началу 90-х гг. XX в. были изучены многие аспекты управления предприятиями и организациями на уровне мировых достижений.
Со вступлением России в современный этап развития, связанный с переходом к рынку, к новым социально-экономическим отношениям, актуализируются научные исследования по созданию адекватной рыночным условиям модели управления с учетом экономической составляющей общества, исторического, культурного опыта и менталитета нашего народа.
Укрепление теоретического фундамента менеджмента, накопление и анализ материалов прикладных исследований будет способствовать не только расширению ниши этой отрасли знания, но и актуализирует интерес к науке менеджмента у практиков современного управления.
Контрольные вопросы
1 .В чем состоит вклад российской управленческой мысли в эволюцию менеджмента в XX веке?
2 Назовите российских ученых, внесших существенный вклад в мировую управленческую мысль.
3 Что из советского опыта управления можно и нужно использовать сегодня в России?
4 Каковы основные достижения современного этапа развития науки и практики менеджмента?
Глава 5 Национальные модели менеджмента и проблемы формирования российской МОДЕЛИ
В связи с переходом к рынку и демократическому государству перед отечественными исследователями встала сложная задача — разработать и внедрить современную модель менеджмента, адекватную социально-экономическим условиям России и менталитету ее жителей.
Современные системы управления в странах с рыночной экономикой строятся на основе двух базовых моделей, сложившихся в США и в Японии. Эти модели являются базовыми, эталонами для национального развития менеджмента в различных странах с учетом их национальной, культурной и религиозной специфики.
Исторически более ранняя, хорошо известная и распространенная во всем шире модель «А» — американская модель, называемая также жесткой, формальной, авторитарной, административной.
Эта модель, аккумулирующая в себе наиболее типичные принципы, методы и технологии управления, применяемые в компаниях США, в общих чертах оформилась в XX веке. Огромную роль в ее формировании сыграли известнейшие теоретики в области мирового менеджмента: Ф, Тейлор, Г. Гантт, Френк и Лилиан Гилбреты, Г. Форд, А. Файоль, М. П. Фоллет, Э. Мейо, Ч. Барнард, Д. Мак-Грегор, К. Арджилис, Р. Лайкерт, А. Маслоу, Ф. Герц-берг, Д. Мак-Клелланд, Г. Кунц, С. О'Доннел, П. Друкер, Г. Саймон, Т. Питере, Р. Уотерман и другие.
Важнейшим фактором, влияющим на национальную специфику менеджмента, является менталитет нации. Между менеджментом и менталитетом существует глубокая сущностная взаимосвязь (закон соответствия менеджмента менталитету). Менталитет определяют как «код, детерминирующий социальное поведение отдельного человека и нации»1, как «склад мыслительной деятельности, отражающий в себе особенности исторических, этнопсихологических и социально-экономических условий жизнедеятельности людей»2. Источник формирования ментальности народа — совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны. Соответствие между менеджментом и менталитетом обусловливает эффективность менеджмента. Противоречие же в системе «менеджмент — менталитет», видимо, является одной из причин продолжительности и глубины социально-экономических кризисов.
На формирование менталитета американского народа повлияла целая группа факторов:
■ географические условия: материковое государство со стабильным климатом и устойчивой погодой, что обеспечивает возможность господства человека над природой;
■ религиозно-этнические особенности: страну населяют люди разных национальностей с различным вероисповеданием (преимущественно христиане);
■ в социально-культурные особенности:
-культивирование идеи личной выгоды;
-приоритет института права;
-открытое общество;
-культура неформальных отношений;
-почитание отцовства;
-культ мужественности, самостоятельности, независимости.
Основные черты менталитета американцев обусловили особенности данной модели менеджмента:
■ индивидуализм — породил индивидуальный характер принятия управленческих решений, ориентацию на личность и ее способности, высокую оценку лидерских качеств, индивидуальную ответственность за результаты труда, зависимость оплаты и продвижения по службе от личного вклада, формальные отношения в организациях;
■ стремление к богатству — решения, основанные на выгоде, лояльное отношение к организации в зависимости от возможностей карьерного роста и повышения уровня заработной платы;
■ прагматизм и практицизм — вызвали к жизни формирование оптимальной системы управления в соответствии с конкретными целями, а также целеустремленность к достижению цели;
■ протестантство — альтруизм в сочетании с поклонением богатству, возможность использовать любые средства для достижения цели.
Основной целью американского менеджмента на мик-роуров-не является максимизация прибыли предприятия, т.е. получение наибольшей выгоды с наименьшими затратами.
Характерными чертами американского менеджмента являются:
■ индивидуальный характер принятия управленческих решений;
■ индивидуальная форма ответственности за результаты управления;
■ строго формализованная структура управления и контроля;
■ развитая система делегирования полномочий
■ узкая специализация руководителей;
■ преобладание формальных отношений в организациях;
■ участие подчиненных в управлении с целью научения;
■ сильная конкуренция внутри подразделений в организации;
■ серьезное отношение сотрудников к работе.
Опыт Америки привлекателен для России: в теоретическом и практическом отношении американский менеджмент долгое время сохраняет лидирующие позиции в мире. Лидирует США и по охвату управленческими знаниями широких слоев населения. Управленческие школы США являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются как своеобразный эталон обучения менеджменту. Америка сегодня — промышленно развитая страна, занимающая передовые позиции в мире по многим показателям развития экономики. Современные «образцовые» компании Америки, как Microsoft, Моtого1а, Boeing, Мегill Linch и др., соответствуют на сегодняшний день всем принципам эффективности.
Изучение американского опыта менеджмента сегодня позволяет сделать вывод о том, что большинство элементов американской системы управления разумны, логически обоснованы, обладают немаловажным практическим потенциалом для частичной адаптации в современных российских условиях. Это связано с тем, что существует определенное социальное историческое и этнографическое сходство США и России: общая христианская религия, огромные территории, которые пришлось осваивать, этническая неоднородность русских и американцев и др.
Америка вступила в постиндустриальную эпоху, в которой критическим фактором экономического развития являются знания. В менеджменте основное внимание уделяется активизации человеческого фактора, инновациям, диверсификации выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной децентрализации производства, ориентации на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятий и организаций, то есть всему тому, что так необходимо нам сегодня.
Мы можем использовать не только внешнюю атрибутику американского менеджмента (мы уже умеем это: российские предприниматели быстро освоили современную оргтехнику, хорошие автомобили, роскошные офисы, дорогую мебель и аксессуары), но можем и должны использовать принципы, методы и структуры менеджмента «образцовых» компаний. Мы должны взять у них самое главное — отработанную и проверенную десятилетиями внутрифирменную технологию управления.
Вместе с тем, не все в американском менеджменте нам подходит: поколение, воспитанное в советскую эпоху, вряд ли может воспринять крайний индивидуализм, холодный прагматизм и практицизм американского менеджмента, жесткую и формальную систему управленческих отношений в американских организациях.
Вторая базовая модель менеджмента — модель «Я», японская модель — называется также мягкой, неформальной, социально-психологической, органической. Несмотря на то что на становление японского менеджмента оказали влияние идеи, теории и концепции немецких и американских авторов, Япония отказалась от слепого копирования иностранных моделей и создала собственную, опирающуюся на национальные особенности и традиции систему менеджмента. Зарождение японской теории управления датируется 1912—1926 гг. Среди японских ученых, серьезно работавших в области менеджмента, следует отметить Ю. Кунимацу; Р. Уно; Я. Андо; К. Масуда; С. Такимото; Е. Кобаяси; Э. Авадзи; Р. Маитани; Г. Мори; X. Хадзама; К. Отака; Н. Сакураи и других.
На формирование менталитета японцев повлияли следующие факторы:
■ географические условия: островное государство с изменчивым, непростым климатом, господствующим над человеком;
■ религиозно-этнические особенности: люди одной нации с единым вероисповеданием (преимущественно буддисты);
■ социально-культурные особенности: культивирование идеи взаимопомощи; доверительные отношения между людьми; чувство долга и благодарности; закрытое общество; культура формальных отношений; почитание материнства, культ миролюбия, терпимости, снисходительности.
Основные черты менталитета японского народа обусловили специфику японского менеджмента:
■ группизм (коллективизм) породил коллективный характер принятия управленческих решений; ориентацию на группу, коллективную работу и коллек-тивную ответственность; зависимость в зарплате и продвижении по службе от умения работать в одной команде; неформальные отношения в организации;
■ бережливость и практицизм — экономию на системе управления, на ресурсах, внедрение безотходных технологий, четкую направленность на достижение результата;
■ аккуратность — высокую исполнительность, высокое качество работы и управления;
■ трудолюбие — высокую производительность труда;
■ патернализм — карьерное продвижение по старшинству и стажу работы, восприятие руководителя как «отца» подчиненных, члена единой команды, координирующего и контролирующего деятельность сотрудников;
■ буддизм — осознание того, что первична вера и смысл жизни, а производство и деньги вторичны.
Основной целью японского менеджмента является повышение эффективности работы предприятий за счет повышения производительности труда работников. Огромная сила японского менеджмента, которая сделала возможным мощный прорыв Японии в число наиболее высокоразвитых стран мира, заключается в её направленности на человека.
Характерными чертами японского менеджмента являются: принятие управленческих решений коллективно на основе обсуждения; коллективная форма ответственности за результаты управления; нестандартно гибкая система управления; неформальная организация контроля; широкое делегирование полномочий; неформальные (семейные) управленческие отношения; участие подчиненных в управлении как основа существования организации; отсутствие конкуренции внутри подразделений организации.
Своеобразным эталоном японской системы управления является менеджмент персонала электротехнической компании «Мацусита дэнки». Основные принципы менеджмента провозглашены основателем компании Коноскэ Мацусита:
■ принцип уважения к личности сотрудника (на фирме сложилась строго иерархичная триада приоритетов: человек, финансы, технология. Первопричина успехов организации — персонал, а не технологии. С самого начала своей деятельности К. Мацусита справедливо считал, что цена любого предприятия равна цене его человеческого фактора);
■ пожизненный найм рабочих и служащих;
■ принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления;
■ принцип постоянных инноваций;
■ принцип участия всех сотрудников в управлении организацией.
В фирме «Мацусита дэнки», как и в большинстве японских компаний, есть своя философия, основной акцент в которой делается на пропаганду прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого работника и японской нации в целом. Персонал компании считает себя ответственным за прогрессивное развитие и приумножение благосостояния не только своей компании и японского общества, но и за дальнейшее развитие мировой цивилизации. Основные духовные ценности персонала компании: служение нации путем совершенствования производства; честность; гармония и сотрудничество; борьба за качество; достоинство и подчинение; идентификация с фирмой; благодарность фирме.
В плане заимствования зарубежного опыта нам следует обратить внимание на японскую модель: она демонстрирует свою эффективность на протяжении длительного времени в тех корпорациях и странах, где она применяется, причем данная модель хорошо работает в разных макроэкономических условиях. Она проявляет себя с лучшей стороны как в «классической >> рыночной экономике со свободным формированием рыночных отношений между производителями и их потребителями (США), так и в жестко регулируемом рынке с активной ролью государства (Япония, ФРГ, Швеция).
Кроме того, главная черта японского менталитета — коллективизм, созвучна и близка нашим национально-историческим и культурным традициям.
Нам следует поучиться динамике японского менеджмента, умению «впитывать» в себя наиболее полезные идеи управления зарубежных стран, их методику и технику управления, но таким образом, чтобы оставаться самими собой, сохранив национальные ценности.
Основными направлениями использования японского опыта в России могут служить принципы менеджмента японских «образцовых» компаний, внимание к субъективной составляющей управления, кадроведческие технологии, постоянные инновации, ориентация на разработку и реализацию высококачественных товаров и услуг, умение балансировать интересы персонала.
Несмотря на очевидные достоинства японской модели и справедливое желание адаптировать принципы японского менеджмента на российскую почву, следует помнить слова Жана Пьера Леманна о том, что «Японию нельзя воспринимать как модель, которую можно копировать. Ее следует использовать как зеркало, в котором нужно видеть собственные сильные и слабые стороны».
При анализе двух базовых моделей управления становится ясно, что, несмотря на их серьезные различия, просматривается и определенное сходство. И американская, и японская модели придают огромное значение научному менеджменту.
Основанием для различий в системах являются разные принципы, лежащие в их основе: американской — принцип индивидуализма, который оформился в XVIII—XIX веках в связи с прибытием в Америку огромного числа переселенцев из различных стран со своими культурными и религиозными обычаями и традициями; японской — принцип коллективизма, соответствующий объективным условиям развития, культуре, традициям, обычаям, национальному менталитету японской нации.
Интересны для анализа и адаптации симбиозные модели типа «2», сочетающие в себе лучшие черты национальных моделей. Воплощением образцовой эклектики является компания 1ВМ, которая в максимальной степени использовала арсенал теории «2». Корпорация, основанная в 1914 г. Томасом Уотсоном, сегодня является одной из крупнейших в мире промышленных корпораций и крупнейшей в своей отрасли — производство компьютеров и конторского оборудования. Компания удовлетворяет всем критериям «образцовости» в области экономики и управления и была в связи с этим включена в весьма немногочисленную группу избранных организаций, достойных подражания. Первостепенное внимание в компании уделяется человеческому фактору. 1ВМ со дня основания работает под лозунгом: «Каждая личность неповторима*. В системе управления компании 1ВМ налицо две группы принципов менеджмента.
К первой группе общих принципов управления относятся: сильное убеждение в необходимости для людей продукции, производимой 1ВМ; политика полной занятости; косвенный контроль, который дает возможность определить ценности, обеспечивающие преданность работников фирме; личные стимулы; развитие неспециализированной карьеры персонала организации; постоянное повышение разнообразия работы; личное участие работников в принятии решений; предание первостепенного значения в производстве человеческому фактору (холистический подход к работникам); развитие сильной культуры.
Ко второй группе специальных принципов, являющихся развитием и преломлением теории «2» в свете специфических идей ШМ, относятся:
■ сильная вера в индивидуализм;
■ кадровые процедуры, гарантирующие индивидуализм; и единый статус для всего персонала компании;
■ набор работников высшего класса;
■ продолжительная подготовка кадров;
■ максимальная ответственность за результаты труда;
■ планируемые ограничения для менеджмента (вынужденное делегирование полномочий подчиненным);
■ поощрение расхождения во взглядах;
■ доминирование горизонтальных связей;
■ институализация перемен1.
Причина успеха компаний, основывающих свою деятельность на симбиозных моделях менеджмента, заключается в том, что они используют сильные стороны различных национальных культур, минимизируя их слабые стороны.
Россия отстала в своем экономическом развитии от развитых стран мира и теперь в короткие исторические сроки должна создать работающую модель менеджмента на своих предприятиях и в организациях. На сегодняшний день существует три концепции, определяющие пути становления российского менеджмента.
Суть первой концепции состоит в том, что России не нужно создавать собственную модель управления. Достаточно взять западную модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении, в том числе и на микроуровне.
Эта концепция построения модели управления, равно как и следующие концепции, имеет исторические корни. Ведь спор о путях развития России ведется не одно столетие. В XIX веке философы-западники (П. Чаадаев, А. Герцен, В. Белинский и др.) отрицали самобытную форму мышления русских, доказывали необходимость перехода к западным стандартам мышления. В настоящее время прозападные настроения (стремление к свободе, индивидуализм, прагматизм и т.д.) имеют в российской среде много убежденных сторонников, которые считают западную мен-тальность единственно верной, доминирующей и основополагающей при формировании новой системы экономических отношений. По мнению современных западников, россияне и американцы имеют практически совпадающий менталитет. Внедрение у нас американских принципов хозяйствования и их стиля жизни преподносятся как выход из создавшейся критической ситуации.
Практика использования первой концепции показывает ее несостоятельность. Многие страны третьего мира, осуществляя модернизацию, ориентировались на сложившиеся модели менеджмента. В большинстве своем эти инновации не состоялись или оказались малоэффективными в связи с тем, что не считались с существовавшими в этих странах культурными традициями и особенностями национального характера.
Суть второй концепции состоит в том, что России как самобытной державе с собственной уникальной историей, со своеобразным менталитетом народа не нужен ни западный, ни восточный опыт управления. Мы способны и должны создать свою собственную модель управления, отличную от уже существующих.
Основоположники данной концепции философы-славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев и др.) считали, что Россия имеет принципиально отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления, основанный на ее самобытности, патриархальности, консерватизме и православии. Основа этой ментальности — общественная форма хозяйствования. Исходя из этого положения, ряд современных ученых полагают, что «менталитет россиян — главное препятствие американизации России. Он является причиной провала экономических и социально-политических реформ Ельцина. Любые попытки осуществить перемены в России, если они пренебрегут менталитетом россиян, обречены на неудачу»1.
Вторая концепция очевидно несостоятельна. У России сегодня нет времени «изобретать колесо заново*. Чтобы не отстать навсегда от развитых в экономическом отношении стран мира, необходимо в ближайшей перспективе — максимум 10 лет — создать эффективную систему управления на всех уровнях.
Третья концепция — концепция разумной адаптации зарубежной теории и практики менеджмента предполагает не слепое копирование, а синтез зарубежного опыта с учетом российской уникальности и самобытности. Изучение и использование имеющегося мирового опыта для России имеет важное значение. В то же время российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, методы и технологии управления, соответствующие российскому менталитету.
Исследование зарубежного опыта управления и анализ современной ситуации в России позволяют сделать вывод о необходимости формирования собственной системы управления с использованием элементов сформировавшихся управленческих моделей стран, вступивших в постиндустриальную эпоху развития. Необходимо критически переосмыслить опыт менеджмента в мире и формировать собственную систему менеджмента не с «чистого листа», а с использованием как своего, так и чужого опыта.
Модель, которую нам предстоит сформировать, должна учитывать уровень социально-экономического развития нашей страны, условия функционирования экономики, специфические исторические, географические и природные особенности, ментальность жителей.
Решая проблему становления российской модели менеджмента, важно учитывать все факторы в комплексе, в первую очередь — необходимо учитывать менталитет русского народа, его глубинные, вековые константы социального и национального характера.
Основные особенности русского характера (по оценке философов, историков, психологов, социологов) состоят в противоречивости, загадочности, трудной предсказуемости. Русский философ Н.А. Бердяев писал «Западная душа гораздо более рациональна, упорядочена, организована разумом цивилизации, чем русская душа, в которой всегда остается иррациональный, неорганизованный, неупорядоченный элемент» 1.
Характер русских можно назвать «маятниковым» характером, т.е. характером, проявляющимся по закону маятника (из одной крайности в другую). Н. Бердяев недяо-кратно подчеркивал, что русские — это «поляризованный народ», он есть «совмещение противоположностей».
Страшную переменчивость настроений, обликов, «шаткость» отмечал в русском народе И. Бунин. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, — и дубина, и икона, — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергей Радонежский или Емелька Пугачев»,
Научные попытки определения национальных особенностей поведения россиян предпринимались неоднократно. Так, на основе классификации Г. Хофстейда (им был предложен подход к анализу отличий между странами на основе четырех критериев: индивидуализм — коллективизм; отношение к власти; отношение к риску; отношение к роли женщины в обществе), российские особенности были охарактеризованы следующим образом: преобладание коллективистских наклонностей; «дистанция власти» и степень авторитаризма значительно выше среднего; сильно выражено стремление свести риск в обществе к минимуму; по отношению к роли женщины в обществе только формальное равноправие.
Так или иначе, российские организации, вступившие на путь рыночной экономики, должны «вписаться» в современную рыночную культуру, основными составляющими которой являются:
■ экономический рационализм — способность осуществлять экономические действия, диктуемые соображениями экономической выгоды;
■ высокая инновационность — способность усваивать и применять новые модели в производстве и бизнесе;
■ разнообразие и гибкость моделей экономического доведения субъектов трудовых отношений;
■ ориентация не только на групповые, но и на институциональные (нравственные, гражданские ценности);
■ высокая культура партнерских трудовых отношений;
■ правопослушность субъектов трудовых отношений — следование действующим трудовым нормам и их исполнение;
■ политическая нейтральность экономической культуры, ее деилогизация;
■ высокая трудовая мораль — честность, ответственность, дисциплинированность, высокое качество труда1.
Можно говорить о существовании в сегодняшней России эклектического менеджмента, содержащего в себе черты трех моделей: модели «командно-административного образца», носителями которой являются руководители, пришедшие из советской системы управления. Они принесли с собой прежний опыт, принципы, методы, традиции и стиль управления. Их способ руководства базируется, в основном, на связях и знакомствах. Руководитель, воспитанный в советские времена, умеет сформировать коллектив, организовать дело, растит кадры, обладает навыками общения с людьми. Вместе с тем, в большинстве своем подобные руководители не владеют необходимой теоретической базой и передовыми технологиями менеджмента. Успех этой модели зависит от большого количества нестабильных факторов.
Вторая модель — менеджмент «здравого смысла», наблюдаемый сегодня во многих компаниях. Руководители этих компаний — люди разных профессий, но не профессионалы в управлении. По мере роста компаний здравого смысла перестало хватать для замещения управленческого профессионализма. Свои неудачи подобные руководители объясняют происками конкурентов, стечением неблагоприятныхобстоятельств. Жизнь в бизнесе, несомненно, заставит и уже заставляет их проявлять интерес к научным основам менеджмента.
Третья модель — модель «институциональных заимствований», в основном западного образца. Современные предприниматели России имеют перед глазами наглядный положительный пример передовых фирм, так называемых «образцовых компаний», понимают важность изучения их опыта, передовых управленческих технологий.
Исследования реального состояния менеджмента на предприятиях показывают, что сегодняшняя российская модель управления имеет множественные недостатки: несоблюдение принципов научного менеджмента; отсутствие новых технологий в производстве и в управлении; отказ от чужого опыта в менеджменте или его слепое копирование (стремление использовать готовые чужие технологии вместо разработки собственных); засилье иерархических структур; формирование управленческих команд руководителями под свои собственные интересы и т.п.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: в нашей высокоинтеллектуальной стране мы имеем дело с низкоинтеллектуальным менеджментом. Нынешняя модель управления в России только складывается. Её черты носят неустойчивый, зачастую противоречивый характер.
Новый менеджмент должен: балансировать интересы собственников предприятий, менеджеров, клиентов (потребителей услуг), персонала организаций, партнеров, государственных и муниципальных структур, окружающего социума; строиться в соответствии с законами самоорганизации объекта управления как системы (не отягощать систему, а помогать ей функционировать и развиваться).
В России на сегодняшний день имеются факторы как препятствующие, так и способствующие становлению российской модели менеджмента вообще и кадрового менеджмента в частности.
К факторам, препятствующим становлению менеджмента в России, следует отнести слабую управленческую компетентность; своеобразие организационной культуры и менталитета (евроазиатская страна); транзитивный этап экономики; традиции технократического подхода к управлению.
К факторам, способствующим становлению российской модели менеджмента, относятся: высокий научно-интеллектуальный потенциал населения; опыт государственного регулирования экономики; опыт освоения высоких технологий; предприимчивость в условиях либеральной экономики; целеустремленность нашего народа.
Скорейшее становление научного менеджмента организации мы считаем важнейшей стратегической задачей, от решения которой, в том числе, зависит место нашей страны в мире. Постановка модели менеджмента поможет нам выйти из кризисной ситуации, преодолеть негативные явления, повысить конкурентоспособность российских предприятий и перейти к новому качеству экономического роста.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте три концепции становления модели управления в России. Какая концепция на Ваш взгляд предпочтительнее и почему?
2. Какие базовые модели менеджмента Вам известны?
3. От каких факторов зависит выбор модели управления?
4. Как менталитет народа влияет на характеристики модели?
5. Чем симбиозные модели отличаются от базовых?
6. Каковы основные проблемы формирования современной российской модели менеджмента?
7. Каким образом эти проблемы могут быть решены?