Вузы в регионах не хуже столичных?

Насколько в Беларуси котируются новые вузы в регионах? Планирует ли Минобразования открывать новые вузы?

Д. Скоробей, Толочин

ОТВЕЧАЕТ начальник Управления высшего и среднего образования

Юрий МИКСЮК:

– ВЫСШЕЕ учебное заведение предполагает определенную материально-техническую и учебно-лабораторную базу, наличие квалифицированных кадров и научных школ. Создавать с нуля вуз очень сложно, и сегодня такой необходимости у нас нет. Что же до университетов в Барановичах и Пинске, созданных в последние годы, то они появились не на пустом месте: каждое учебное заведение в своем развитии проходит определенные этапы и может заслуженно повысить свой статус.

Статус наших региональных вузов достаточно высок, а отдельные школы и специальности уже сегодня занимают лидирующие позиции. Широкое признание получила геодезическая школа Полоцкого университета. Разработки Брестского технического университета внедрены при строительстве сложной конструкции крыши амфитеатра в Витебске.

Сегодня не составляет проблемы добраться из любого места республики до вуза, интересующего абитуриента. Поэтому многие специальности можно получить и в региональных вузах. А требования по качеству подготовки специалистов Министерство образования предъявляет ко всем вузам одинаковые.

 

* * *

Жыллёва-камунальная гаспадарка.У сферу жыллёвай палітыкі ўваходзіць як будаўніцтва жылля, так і абслугоўванне жыллёвага фонду, але функцыя Міністэрства ЖКГ зведзена да апошняй. Хаця і з ей міністэрству справіцца даволі складана. Галоўная прычына, на думку афіцыйных асоб, заключаецца ў нізкіх коштах на жыллёва-камунальныя паслугі для насел ьніцтва. Так, сёння грамадзяне Беларусі аплачваюць ад 30 да 50 % выдаткаў на аказанне паслуг ЖКП. Згодна з прынятай у 2003 годзе Канцэпцыяй развіцця сістэмы жыллёва-камунальнай гаспадаркі, узровень пакрыцця выдаткаў насельніцтвам павінен складаць 100 % [19, 375–378]. Дакумент прадугледжвае, напрыклад, дэманапалізацыю сферы аказання паслуг у сістэме ЖКГ. У той жа час існуе даручэнне Прэзідэнта РБ, па якім жыллёва-камунальныя паслугі ў мэтах сацыяльнай абароны слабаабароненых грамадзян не могуць даражэць больш за 5 долараў на год.

Яшчэ адна праблема сферы – вертыкальная сістэма ўлады, у якой жыллёва-эксплуатацыйныя службы падпарадкоўваюцца не Міністэрству ЖКГ, а мясцовай адміністрацыі. А таму, калі ўзнікае канфлікт з ЖЭСам, скардзіцца на яго можна толькі ягонаму начальніку - выканкаму.

 

(2010. 28 крас. С. 20)

Кому жаловаться на ЖЭС?

Куда обращаться, если ЖЭС не справляется со своими обязанностями? У нас в подъездах (ул. Одоевского, ЖЭС № 16 г. Минска) никто не убирает. Чтобы заменили лампочку, надо написать несколько заявлений: с одного не срабатывает. Мы «коммуналку» исправно оплачиваем. Как нам тогда вернуть деньги за невыполненные услуги? Как еще можно заставить ЖЭС работать? Валентина Евгеньевна, Минск

Обязанности по обеспечению надлежащего содержания подъездов и других вспомогательных помещений жилого дома и придомовой территории возложены на ЖЭС, сообщили «АиФ» в Министерстве жилищно-ком­мунального хозяйства. Если же ЖЭС не выполняет эти обязанности, необходимо обращаться в вышестоящие организации (жилищное ремонтно-эксплуатационное объединение района, государственное производственное объединение «Минское городское хозяйство») или в районную администрацию.

Кроме того, согласно Закону «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», если независимая проверка или судебное разбирательство подтвердит факт неоказания жилищно-коммунальной услуги, жители вправе требовать оказания этих услуги и не оплачивать ее за период с момента, указанного в претензионном акте, акте независимой проверки (экспертизы) или судебном постановлении, до момента начала (возобновления) оказания услуг.

Для проведения независимой проверки (экспертизы) санитарно-тех­нического состояния жилого дома и начисления оплаты за жилищно-ком­мунальные услуги необходимо обратиться в местный исполком.

Также граждане в сфере жилищных отношений имеют право на судебную защиту своих жилищных и связанных с ними прав и интересов (ст.

9 Жилищного кодекса).

* * *

3 прычыны таго што вельмі часта мясцовыя ўлады не ідуць насустрач людзям у вырашэнні канфліктаў з ЖЭСам, людзі пішуць лісты ў газеты, на якія ўскладваюць апошнюю надзею. Журналісты не абмінаюць звароты. Так было, напрыклад, увосень 2008 года з домам на вуліцы Маякоўскага ў Мінску.

 

(2008. І кастр. С. 16)