ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные агентства – особый субъект в многообразном пространстве современных средств массовой информации. Информагентства по-прежнему играют решающую роль в содержательном наполнении СМИ.
1. Появление информационных агентств было обусловлено закономерностями социально-экономического развития общества, его научно-техническим потенциалом. Изобретение телеграфа – с одной стороны и развитие класса буржуазии – с другой стали главными факторами зарождения и становления новых субъектов информационного пространства – телеграфных агентств. С момента их появления мировое медиаполе изменилось раз и навсегда. Появились компании, которые по сей день продолжают определять новостную тематику ведущих газет, телеканалов, радиостанций, влиять на мировое общественное мнение и расставлять информационные поводы по степени важности.
2. Продолжая выполнять свою традиционную роль поставщика новостной информации для других СМИ, информационные агентства сегодня сами выходят к конечному потребителю и находят новые рынки в виде финансовых компаний и бирж.
3. Функции ИА за последние десятилетия значительно расширились. Сегодня основная статья их дохода – консалтинговые и производственные услуги на рынке финансов. Сами агентства существуют в условиях жесткой конкуренции, о чем свидетельствуют изменения в картине «сильнейших».
4. Появление и развитие всемирной сети интернет не только не пошатнуло положение информационных агентств, но и позволило им развить новое направление деятельности. В перспективе, по мнению аналитиков, новостная журналистика в значительной степени переместится в интернет, на сайты информагентств.
5. Стилевой стандарт сформировался с момента появления информагентств и держится до сих пор. Новости ИА подчинены особым правилам написания и построения, что позволяет выделить их как своеобразный продукт журналистского творчества, а информагентства – как отдельный и весьма важный элемент системы СМИ.
6. На данный момент наиболее опытным и самым крупным агентством на территории Беларуси является БелТА. Одновременно сохраняются черты монополизации медиапространства этим агентством, что не способствует развитию здоровой конкуренции с другими ИА, появление которых связано с распадом Советского Союза.
7. Ключевые звенья в характеристике деятельности информационных агентств следующие:
• современные телеграфные агентства – плод научно-технического прогресса (изобретение телеграфной связи);
• информагентства разделились на мировые и национальные с соответствующим разделом «сфер влияния»;
• агентства активно используют передовые информационные технологии, спутниковую связь и др.;
• информационные агентства сегодня обслуживают бизнес; объем услуг для средств массовой информации по ряду причин снижается;
• агентства начали выходить напрямую к своему адресату (в т. ч. и с помощью сети интернет);
• для информационных агентств характерна особая жанровая палитра, специфическая содержательная и композиционная структура текста, свой терминологический аппарат и редакторский код;
• современный продукт информагентств – прототип средств массовой информации будущего.
Учитывая постепенный переход человечества к информационному обществу, можно прогнозировать, что информагентства будут усиливать свои позиции и укрепляться на рынке с помощью новейших коммуникационных технологий. Вместе с этим будет расти исследовательский интерес к деятельности информационных агентств как к важному субъекту информационного пространства.
Заўвага. Нумараваць высновы ў “Заключэнні” неабавязкова.
* * *
Такім чынам, у Частцы І ні ў якім разе мы не ідэнтыфікуем навукова-камунікацыйную значнасць манаграфіі і дыпломнай работы. Мы супаставілі жанравыя асаблівасці гэтых двух твораў: характар інфармацыі, структуру, рубрыкацыю, логіку падзелу на главы, раздзелы і інш. – інакш кажучы, структурна-зместавую арганізацыю іх інфармацыйнай сістэмы, з мэтай абгрунтаваць прыналежнасць дыпломнай работы да навуковых жанраў; надаць дыпломнай рабоце статус навуковага жанру – што, на маю думку, азначае падняць аўтарытэт дыпломнай работы як навуковага твора і як формы прафесійнай атэстацыі выпускніка.