ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационные агентства – особый субъект в многообразном прост­ранстве современных средств массовой информации. Информагентства по-прежнему играют решающую роль в содержательном наполнении СМИ.

1. Появление информационных агентств было обусловлено законо­мерностями социально-экономического развития общества, его научно-техниче­ским потенциалом. Изобретение телеграфа – с одной стороны и развитие класса буржуазии – с другой стали главными факторами зарождения и становления новых субъектов информационного прост­ранства – телеграфных агентств. С момента их появления мировое медиаполе изменилось раз и навсегда. Появились компании, которые по сей день продолжают определять новостную тематику ведущих газет, телеканалов, радиостанций, влиять на мировое общественное мнение и расставлять информационные поводы по степени важности.

2. Продолжая выполнять свою традиционную роль поставщика новостной информации для других СМИ, информационные агентства сегодня сами выходят к конечному потребителю и находят новые рынки в виде финансовых компаний и бирж.

3. Функции ИА за последние десятилетия значительно расширились. Сегодня основная статья их дохода – консалтинговые и производственные услуги на рынке финансов. Сами агентства существуют в условиях жесткой конкуренции, о чем свидетельствуют изменения в картине «силь­нейших».

4. Появление и развитие всемирной сети интернет не только не пошатнуло положение информационных агентств, но и позволило им развить новое направление деятельности. В перспективе, по мнению аналитиков, новостная журналистика в значительной степени пере­местится в интернет, на сайты информагентств.

5. Стилевой стандарт сформировался с момента появления информ­агентств и держится до сих пор. Новости ИА подчинены особым правилам написания и построения, что позволяет выделить их как своеобразный продукт журналистского творчества, а информагентства – как отдельный и весьма важный элемент системы СМИ.

6. На данный момент наиболее опытным и самым крупным агентством на территории Беларуси является БелТА. Одновременно сохраняются черты монополизации медиапространства этим агентством, что не способствует развитию здоровой конкуренции с другими ИА, появление которых связано с распадом Советского Союза.

7. Ключевые звенья в характеристике деятельности ин­формационных агентств следующие:

 

• современные телеграфные агентства – плод научно-технического про­гресса (изобретение телеграфной связи);

• информагентства разделились на мировые и национальные с соот­ветствующим разделом «сфер влияния»;

• агентства активно используют передовые информационные технологии, спутниковую связь и др.;

• информационные агентства сегодня обслуживают бизнес; объем услуг для средств массовой информации по ряду причин снижается;

• агентства начали выходить напрямую к своему адресату (в т. ч. и с помощью сети интернет);

• для информационных агентств характерна особая жанровая палитра, специфическая содержательная и композиционная структура текста, свой терминологический аппарат и редакторский код;

• современный продукт информагентств – прототип средств массовой информации будущего.

Учитывая постепенный переход человечества к информационному обществу, можно прогнозировать, что информагентства будут усиливать свои позиции и укрепляться на рынке с помощью новейших коммуни­кационных технологий. Вместе с этим будет расти исследовательский интерес к деятельности информационных агентств как к важному субъекту информационного пространства.

Заўвага. Нумараваць высновы ў “Заключэнні” неабавязкова.

 

* * *

Такім чынам, у Частцы І ні ў якім разе мы не ідэнтыфікуем навукова-камунікацыйную значнасць манаграфіі і дыпломнай работы. Мы супаставілі жанравыя асаблівасці гэтых двух твораў: характар інфар­мацыі, структуру, рубрыкацыю, логіку падзелу на главы, раздзелы і інш. – інакш кажучы, структурна-зместавую арганізацыю іх інфармацыйнай сістэмы, з мэтай абгрунтаваць прына­лежнасць дыпломнай работы да навуковых жанраў; надаць дыпломнай рабоце статус навуковага жанру – што, на маю думку, азначае падняць аўтарытэт дыпломнай работы як навуковага твора і як формы прафесійнай атэстацыі выпускніка.