ВВЕДЕНИЕ

Термин агентство (лат. agentis – действующий) стал широко использоваться для обозначения организаций, занимающихся какой бы то ни было посреднической деятельностью. Информационноеагентство – организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации.

Информационные агентства – первичные структуры в системе СМИ, которые занимаются сбором и распространением информации. Роль информационных агентств огромна как в историческом развитии журналистики, так и в современном. Они традиционно считались главным субъектом медиапроцессов, наполняя информационные потоки, будучи нервом и двигателем массмедиа в информационном пространстве. Агентства были в ряду первых, кто осознал полезность и перспективность таких изобретений как электричество, телеграф, компьютер, интернет. С момента появления агентств (середина XIX века) и до наших дней информационные агентства лидируют в сфере СМИ по использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.

В 1870 году, заключив договор о разделе сфер влияния, агентства впервые создали прецедент информационной монополии. Прошло более века, но и сегодня новостные выпуски тысяч газет, телеканалов и радиопередач во многом определяются подборкой информации, которую им предоставляют мировые и национальные информационные агентства. Продавая новости прессе и другим клиентам, информационные агентства первыми начали процесс коммерциализации журналистики. Во время обеих мировых войн агентства стали важнейшими инструментами войн информационных. Информагентства внесли большой вклад в глобализацию информа­ционных процессов, связав телеграфной и спутниковой связью страны и континенты, что в конечном итоге ведет к становлению нового типа общества – информационного.

Информационные агентства сегодня полностью инкорпорировались в систему массмедиа и могут рассматриваться как один из видов средств массовой информации, так как изменения, произошедшие в последние десятилетия в структуре и деятельности агентств, позволяют им быть не только посредниками, а и работать напрямую с клиентами.

Несмотря на масштабность сети информационных агентств и их роль в современном медиамире, научных исследований по вопросам их деятельности на сегодня очень немного. Среди зарубежных авторов, исследующих эту сферу, следует назвать О. Бойда-Бэрретта, Т. Рантаген, К. Паттерсона, Дж. Фенби, Г. Хене.

В российской науке следует назвать работы таких авторов, как К.А. Войцехович [7], А.И. Егоров [12], Ю.А. Погорелый [28], Н.В. Саляхова [30], В.И. Сапунов [31], О.Р. Лащук [22]. (Как правило, названные работы – это диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидатов или докторов наук.)

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные работы были написаны в период с 2001 по 2007 год, что свидетельствует о проявлении научного интереса к теме информационных агентств именно в последнее время.

В белорусском научном арсенале по теме информационных агентств имеется монография A.M. Михальченко «I верш, i эпас тэлеграфным радком...» (1993 г.). Таким образом, можно утверждать, что в Беларуси сегодня нет научных исследований, системно раскрывающих феномен информационных агентств и освещающих их роль, место в современном медийном пространстве.

В свете вышеизложенного актуальность темы дипломной работы сомнения не вызывает.

Объектом данного дипломного исследования являются информационные агентства как часть современной системы СМИ. Предмет исследования – специфика организационной и творческой работы информационных агентств (на примере ведущих мировых и национальных агентств).

Цель работы – отразить процесс формирования и развития телеграфных информационных агентств и определить их место в системе СМИ. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• изучить исторические предпосылки и факторы, обусловившие появление и развитие информационных агентств;

• определить роль информагентств как субъекта в современном медийном пространстве;

• изучить специфику творческой деятельности информагентств, в том числе Белорусского телеграфного агентства.

Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечест­венной науке рассматриваются информационные агентства в системе СМИ в таком широком контексте. И рассматриваются не только как посредник между источником новости и другими СМИ, а как отдельное средство массовой информации. Кроме того, впервые анализируются материалы Белорусского телеграфного агентства в сопоставлении с материалами других (в частности российских) информагентств.

В дипломном исследовании использованы методы описательный, аналитический, сопоставительный.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационные агентства – величайшее достижение цивили­зации.

2. Информационные агентства не только посредники между источ­ником новости и СМИ, но и отдельное средство массовой информации.

3. Сетевые информагентства – особый прототип «массмедийного будущего».

4. БелТА – наиболее активное и опытное агентство на территории Беларуси.

Практическая значимость работы. Материалы дипломного исследования могут быть использованы в практике работы белорусских информа­ционных агентств, а также в учебном процессе на факультете журнали­стики.

 

* * *

(Больш грунтоўнымі з’яўляюцца палажэнні, вынесеныя на абарону ў магістарскай дысертацыі на тэму “Специфика творческой деятельности информационных агентств в системе СМИ (по материалам БелТА и РИА «Новости»), напісанай гэтым жа аўтарам:

1. В разнообразии медиаисточников информационные агентства по-прежнему являются доминирующими субъектами наполнения информа­ционных потоков. Мировые агентства новостей по факту формируют международную повестку дня, оставаясь, таким образом, и явлением, и инструментом глобализации.

2. Исторически обусловленное разделение агентств на мировые и национальные сохранилось по сей день. Сегодня национальные агентства формируют имидж своего государства на мировом пространстве, определяют повестку дня у себя дома. По такому пути пошли агентства БелТА (Беларусь) и РИА «Новости» (Россия).

3. Формирование новых типов спроса на информацию повлекло за собой изменение структуры информационных услуг крупных агентств, в т.ч. национальных. Информационный продукт агентств представляет собой тип «новых медиа», ключевой характеристикой которых является «пакетное» предоставление текстовой, графической и звуковой инфор­мации в цифровом стандарте.

4. Белорусское агентство БелТА, в отличие от РИА «Новости», до сих пор является преимущественно текстовым агентством и основной своей задачей видит посреднические услуги для других СМИ. Такая позиция может привести к значительному моральному и технологическому отставанию сектора информационных агентств в Республике Беларусь.

5. Информационное агентство можно рассматривать как самостоятельное средство массовой информации.)

“Уводзіны” ў дыпломнай рабоце падрыхтоўваюць чытача да рацыя­нальнага і больш глыбокага асэнсавання навуковай інфармацыі дасле­давання ў цэлым.

 

Асноўная частка

Асноўная частка мае на мэце паказаць працэс даследавання праблемы і распрацоўкі тэмы, шляхі атрымання вынікаў і самі вынікі. Тут прыводзяцца пастаноўкі задач, іх вырашэнні, неабходныя апісанні і тлумачэнні, доказы і абгрунтаванні. “Основная часть служит формированию нового научного знания на основе анализа и синтеза информации” [____, с. 53].

Асноўная частка дыпломнай работы як навуковага твора, гаворачы на мове метадалогіі сучаснага рэдагавання, ёсць не што іншае, як распрацоўка тэмы, вядомая кожнаму нашаму дыпломніку з навучальнага працэсу ў нашым Інстытуце журналістыкі [____, с. 29–31].

У сувязі з распрацоўкай тэмы рэдактару навуковай літаратуры прадпісана: “Оценить научность, достоверность, обоснованность фактического материала, его репрезентативность, полноту; структуру произведения, логику его построения, языково-стилистические качества, реализацию замысла (цели исследования), чтобы составить достаточно полное представление о целесообразности работы над подготовкой издания” [___, с. 50].

Па гэтай жа мадэлі ацэньваецца асноўная частка дыпломнай работы навуковым кіраўніком і фармулююцца рэкамендацыі для дыпломніка па ўдасканаленні тэксту.

“На работу редактора над научным произведением и подготовку издания налагает отпечаток и взаимодействие наук, которое приобретает всё более актуальный характер, – адзначаюць аўтары падручніка. – Усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук, что рассматривается в качестве ведущей тенденции современной науки,ставит задачу комплексного подхода к редакторскому анализу и оценке содержания научного произведения” [____, с. 50].

У нашай “дыпломнай” сітуацыі ўсе пералічаныя рэдакцыйныя клопаты выпадаюць на долю самога дыпломніка і яго навуковага кіраўніка.

Кожны наш выпускнік ведае, што аснову твора складае фактычны матэрыял. Тым болей навуковага твора – дыпломнага даследавання, дзе “сапраўдная навука нічога не павінна прымаць на павер, яна існуе і развіваецца на глебе сцверджаных фактаў”.

Пад фактам у навуцы трэба разумець аб’ектыўна існуючую рэч, уласцівасць, з’яву, падзею. Пакуль з’ява ці падзея не высветлілася і не пазнаная, яе нельга лічыць фактам навукі. Патлумачыць факт – гэта значыць паставіць яго ў аб’ектыўна існуючую прычынную, заканамерную ўзаемасувязь з іншымі фактамі, з усёй сукупнасцю вядомых фактаў. Асобна ўзятыя выпадковыя факты могуць служыць толькі прыватным прыкладам, а не доказам ісціны. На падставе фактаў, правільнага іх тлумачэння нараджаецца навуковая тэорыя, якая сама з’яўляецца фактам. Факты ў навуковым творы адлюстроўваюць усю разнастайнасць інфармацыі, як зыходнай, так і атрыманай у працэсе даследавання. Гэта тое, што складае інфармацыйнае апірышча даследавання і новы навуковы досвед. Сюды адносяцца даныя назіранняў, гіпотэзы, эксперыментальныя даныя, прыёмы доказнасці, меркаванняў, вядомыя і новыя тэорыі, аўтарскія метады. Да фактычнага матэрыялу адносяцца таксама статыстычныя звесткі, імёны, найменні, даты, формулы, цытаты. Усе факты ў навуковым даследаванні павінны разглядацца ў сувязі з тэмай даследавання, прадметам даследавання і павінны быць абумоўлены мэтай і задачамі даследавання [гл.: ___, с. 51–52].

Аўтары знаёмага ўжо нам падручніка “Редакторская подготовка изданий” – “ведущие профессора и исследователи книжного дела из Московского государственного университета печати” – небезпадстаўна звяртаюць увагу на метады выкладу навуковай інфармацыі (не блытаць з метадамі даследавання), на мэтазгоднасць іх выкарыстання (зазначаны падручнік, між іншым, адрасаваны і для журналістаў). Маюцца на ўвазе наступныя метады выкладу: індуктыўны метад разважання (ад прыватнага да агульнага); дэдуктыўны (ад агульнага да прыватнага); лагічны метад (выклад будуецца на паказе прычын і высноў; падзеле матэрыялу на сэнсавыя фрагменты – метад лічыцца высокаінфарматыўным); гістарычны метад выкладу (дынамічны, адлюстроўвае працэс развіцця падзей, з’яў у іх паслядоўнасці, храналогіі); метад спіралі (заснаваны на паступовым развіцці думкі шляхам паўтарэння яе на кожным новым, больш высокім узроўні абагульнення). Індуктыўны метад разважання мае высокую ступень доказнасці. Дэдуктыўны метад лічыцца асноўным пры фарміраванні і абгрунтаванні тэорый. Метады выкладу вызначаюцца прыродай прадмета даследавання, характарам інфармацыі [__, с. 54–55].

 

* * *

Асноўную частку дыпломнай работы складаюць яе главы і заключэнне. Прывядзём узоры напісання высноў пасля кожнай главы і пазначым колькасць старонак глаў для адлюстравання іх суразмернасці.

Глава 1 Телеграфная информационная связь – величайшее
достижение цивилизации (исторический экскурс)
…………….(7–24)

Выводы.Зарождение и развитие информационных агентств исторически тесно связано с новинками прогресса и использованием последних технических разработок в области связи. Телеграфные агентства в современном понимании – следствие изобретения электрической телеграфной связи.

С появлением крупных европейских национальных рынков возросла необходимость в быстрой и точной информации, что обусловило традиционные критерии деятельности информагентств.

Благодаря разделению мирового новостного рынка появились мировые и национальные информационные агентства. Мировые информационные агентства внесли значительный вклад и в процесс глобализации современного мира, поделив между собой и унифицировав информационные потоки.

В период становления и развития информационных агентств (конец XIX – начало XX вв.) формировался их особый, стандартизированный стиль работы, определялись направления и масштабы деятельности.

Исходя из анализа исторического развития информационных служб, можно сделать вывод, что они с самого начала тесно сотрудничали с периодическими изданиями (газетами, журналами), а потому изначально заняли определенное место в системе СМИ. Ограничивать их роль только рамками посреднической деятельности было бы в корне неверно - агентства с самого начала своего существования определяют информационную повестку дня в мировом и национальном масштабе. Российские и белорусские информационные службы развивались в контексте мировых служб и в тесной связи друг с другом. В период становления и развития отделений российских информационных служб происходило зарождение и форми­рование белорусской новостной журналистики, которая во многом опиралась на опыт российских коллег.

Глава 2 Информационные агентства как субъект современного
медийного пространства
…………………………………………..(25–44)

Выводы.Современные информационные агентства включены сразу в несколько контекстов медийной реальности. Если мировые агентства усиливают процессы глобализации и способствуют унифицированию, стандартизации информации и мышления, то национальные призваны сохранить и приумножить своеобразие собственной информационной модели, оставаясь в то же время в русле мировых тенденций. Деятельность национальных информационных агентств является одним из способов проявления идентичности государства, формирования его национального имиджа [31, с. 5].

В деятельности российских и белорусских национальных информа­ционных агентств есть много общего. Они прошли единый процесс формирования и исторического развития, функционировали в системе советских СМИ. В обеих странах наблюдается процесс специализации информагентств и выход к конечному пользователю посредством интернета.

Глава 3 Специфика деятельности информационных агентств..(45–62)

Выводы.Творческая специфика деятельности информационных агентств ярко предстает при изучении жанровой палитры материалов, их тематической составляющей и особенностей композиции. Информационные сообщения, как правило, сохраняют общий стандарт – содержательный и композиционный. При наличии незначительных отступлений, допускаемых в тех или иных агентствах. К примеру, в новостных материалах агентства БелТА отсутствует очень важный структурный элемент – слаглайн, который предваряет содержание новости, что очень важно для читателя.

Творческую специфику деятельности информационных агентств целиком и полностью определяют характер самой задачи, стоящей перед агентствами, а также критерии их информационной продукции. Так, оперативностью информационных сообщений обусловлен объем содержания материала, его четкая структура. От того насколько строго агентства будут следовать этим критериям, зависит их положение на информационном рынке, интерес и лояльность получателя информации.

 

* * *