Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований.
Бенчмаркинг – это постоянный, систематический процесс сравнения собственной эффективности, выражающейся в производительности, качестве и организации рабочих процессов, с предприятиями и учреждениями, являющимися «лучшими».
Цель бенчмаркинга заключается в повышении общей конкурентоспособности предприятия за счет поиска, адаптации и использования лучших из применяемых методов организации бизнес-процессов.
Выделяют следующие основные виды бенчмаркинга:
- внутренний бенчмаркинг,
- конкурентный бенчмаркинг,
- внешний бенчмаркинг,
- функциональный бенчмаркинг.
В таблице 3.4 представлены преимущества и недостатки отдельных видов бенчмаркинга.
Таблица 3.4 – Преимущества и недостатки отдельных видов бенчмаркинга
Виды | Ряд возможных партнеров | Преимущества | Недостатки |
Внутренний | Отделы, филиалы, занимающиеся аналогичными видами деятельности | Простота сбора данных, хорошие результаты в диверсифицированных, развитых, передовых компаниях, высокая точность сравнения | Внутренняя замкнутость, ограниченный обзор, необходимость различий в рабочих процессах разных подразделений из-за влияния географических, исторических факторов и опыта руководителей. |
Конкурентный | Непосредственные конкуренты, обслуживающие тот же покупательский сегмент | Конкуренты – традиционный объект внимания и сбора информации, приемлемость для некоммерческих организаций, уточнение позиционирования товаров предприятия на рынке, т.к. методы работы на рынке влияют на мнения покупателей, поставщиков и т.д. | Возмоное излишнее внимание к факторам общей конкурентоспособности вместо поиска лучших методов, недоверие и страх перед конкурентами, препятствующие сбору данных, вопросы этики, контроль сос тороны антимонопольных органов. |
Внешний | Аналогичные предприятия, обслуживающие другие рынки | Доступ к информации, соотносимость, аналогичность технологий. | Недостаточно широкие рамки процесса обучения, небольшие различия между предприятиями, принадлежащими ранее к одному министерству |
Функциональный | Организации, имеющие наилучшие товары (услуги, процессы) | Высокий потенциал обнаружения инновационных методов, стимулирующие результаты, доступ к базам данных, раскрытие сущности маркетинга в наибольшей степени | Трудности в адаптации методов к другой внутренней и внешней среде, большие затраты времени, невозможность сравнения агрегированных показателей |
Технология организации бенчмаркинга представляет собой процесс, который проходит шесть основных этапов (смотри рисунок 3.5).
|
Да
Рисунок 3.5 – Примерная схема процесса бенчмаркинга
Контрольные вопросы
1. Перечислите и охарактеризуйте этапы проведения маркетингового исследования?
2. Что вы знаете о методах сбора и обработки информации при проведении маркетинговых исследований?
3. Каковы основные преимущества и недостатки сбора информации посредством опроса и наблюдения?
4. Какие маркетинговые исследования называются полевыми, а какие кабинетными?
5. Какие существуют методы качественного и количественного исследования?
6. Что представляет собой рабочая гипотеза маркетингового исследования и почему ее необходимо формулировать?
7. Что такое генеральная совокупность и выборка?
8. В чем состоят основные требования к составлению анкеты, и какие существуют методы обработки и анализа полученных данных?
9. В чем заключаются преимущества и недостатки использования открытых вопросов в анкете по сравнению с закрытыми вопросами?
10. Каковы преимущества и недостатки сбора информации посредством опроса и наблюдения?
11. Что такое бенчмаркинг? Какие виды бенчмаркинга вы знаете?
12. Перечислите и охарактеризуйте этапы процесса бенчмаркинга.