Финансовая система гос-ва. Принципы ее построения

Исторически финансы были связаны с деятельностью гос-ва. Они сложились как гос. финансы в виде образования и использования гос. казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях гос-во организует финансовую систему и использует ее для управления народным хозяйством страны.

В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хоз. процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные. В узком смысле термин финансы используется лишь применительно к бюджетным проблемам.

В теоретическом плане выделяются понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.

Финансы – это система эконом. отношений, выражающих процессы формирования, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих расширенное воспро-во. Финансы пронизывают весь эконом. организм страны, поддерживают его жизнедеятельность, обеспечивают воспро-во всего общественного продукта.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.

Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы гос-ва; денежные фонды предприятий, организаций и фирм; прочие специальные денежные фонды.

Через финансовый механизм гос-во образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в эконом., социальной и полит. сферах.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

- эконом. самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в гос. бюджет;

- формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

- взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

- доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и нац. дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Функции финансовой системы: аллокация ресурсов; перераспределение доходов; стабилизация экономики.

Функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны гос-ва, которые не может и не желает предоставлять частный сектор: внутренняя и внешняя безопасность (полиция, армия); создание транспортной сети (дороги, освещение); и т. д. Предоставление такого рода благ предполагает, что часть имеющихся производственных ресурсов будет израсходована иначе, чем это было бы сделано частным сектором, т. е. будет осуществлена аллокация ресурсов.

Целью функции перераспределения доходов является корректировка распределения доходов и имущества дллена аллокация ресурсов.

Целью функции перераспределения доходов является корректировка распределения доходов и имущества для достижения большей социальной справедливости. Во-первых, лица, имеющие повышенный доход, вносят в фонд общества по своим относительным размерам долю, превышающую получаемую ими общественную помощь. Во-вторых, лица с низкими доходами получают от государства больше, чем вкладывают в общий финансовый фонд.

Функция стабилизации экономики осуществляется путем реализации целевых установок эконом. политики, направленной на обеспечение высокой занятости, стабильности цен, постоянного и соразмерного эконом. роста.

Кроме указанных финансовая система выполняет более узкие, традиционные функции.

Аккумулирующая функция – осуществление посредством специального эконом. механизма концентрации денежных средств, создания материальной основы существования гос-ва и обеспечения его функционирования.

Регулирующая функция выступает в виде стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленного на развитие НТП и решение соц. проблем.

Распределительная функция осуществляется путем формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, фонды предприятий, специальные фонды. В результате достигается структурная перестройка народного хозяйства.

Контрольная функция направлена на обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.