Спрос. График функции спроса. Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса
Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном кол-ве и, с др. стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Спрос х-ся рядом свойств и количественных параметров, например, объём или величина спроса.
Объём спроса – кол-во данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Кривая спроса – график, отображающий покупательную способность потребителей от уровня цен для определённого товара в течении фиксированного отрезка времени. Каждая точка кривой представляет конкретную цену и соответствующее кол-во продукта, которое потребитель готов купить по данной цене. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость, т. е. повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и кол-ва товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S)
Закон спроса и предложения – объективный эконом. закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше готовность покупать и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 г. А. Маршаллом.
Убывающая предельная полезность - принцип, согласно которому последующую единицу данного продукта покупатель будет покупать лишь при условии, что его цена снижается.
Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода: при более низкой цене покупатель может позволить купить себе больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Эффект замены: потребители склонны заменять дорогие продукты большим количеством дешёвого товара.
На величину спроса кроме цены товара, также влияют и неценовые факторы:
1. величина и динамика изменения дохода потребителя;
2. изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров;
3. изменение вкусов и предпочтений;
4. число потребителей на рынке;
5. реклама;
6. изменения структуры населения;
7. эконом. (социальная) политика правительства;
8. ценовые ожидания относительно будущих цен и доходов и др.
Эластичность спроса - это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, т. е. рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса - показатель степени чувствительности потребителей к изменениям цены товара. Эластичность спроса м. б. связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
return false">ссылка скрытаKo -коэффициент эластичности спроса, Q - процент изменения количества продажи, P - процент изменения цены.
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше. Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема - при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.