Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели

Эконом. модель каждой страны - это результат длительного истор. процесса, именно поэтому механическое заимствование ее достижений невозможно. Все многообразие данных моделей сводится к основным: либеральному, консервативному, социал-демократическому и другим.

Базовыми чертамилиберальной социально-эконом. политики государства являются: приоритет прав и свобод человека; невмешательство или незначительное вмешательство государства в экономику; минимальный пакет соц. программ государства; поощрение деятельности негосударственных организаций соц. обеспечения и соц. защиты (фондов, организаций, страховых кампаний). Образцом либеральной модели являются США. Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения.

Основные положенияконсервативной социально-эконом. модели включают: умеренное, дозированное вмешательство государства в соц. сферу; регулирование рынка труда; активную и динамичную политику доходов; расширение сферы действия трудового права. Данная модель х-на для Великобритании.

Особенностямисоциал-демократической социально-эконом. модели являются: высокая доля гос. сектора, в котором преобладают объекты соц. назначения; финансирование из средств госбюджета соц. сферы; регулирование уровня безработицы, забота о трудоустройстве; функционирование высококачественных и общедоступных систем образования и здравоохранения. Эта модель получила распространение в скандинавских странах: Швеции, Дании, Норвегии. Шведская модель отличается сильной соц. политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения нац. дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогов.

Существует такжесоциально ориентированная модель, которая сочетает в себе черты рыночной экономики и активную роль государства. Для такой модели характерны высокая доля госсектора в экономике, широкая соц. поддержка населения. Примеры социально ориентированной рыночной модели - Германия, Австрия, Италия, Португалия, Франция, Голландия. Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов соц. политики. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства.

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью гос. регулирования в сферах программирования эконом. развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым соц. значением корпоративного (внутрифирменного) начала. Японская модель хар-ся определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе зарплаты) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Противоположностью рыночным моделям являетсясоциалистическая социально-эконом. политика, проводившаяся в СССР, Кубе, КНР времен Мао Цзэдуна, Северной Корее. К особенностям данной модели относятся: унификация форм собственности; монополия государства в социально-эконом. сфере; административно-командные методы управления экономикой; игнорирование частной инициативы.

Современная китайская модель не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов гос. регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый гос. аппарат, регулирующий большинство процессов эконом. деятельности.

Модель социально-эконом. развития Республики Беларусьпредставляет собой социально ориентированную многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как гос. патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, эколог., соц., демографические особенности республики.

Характерные черты белорусской модели социально-эконом. развития:

1. Сильная гос. власть как важнейшее условие успешного управления страной, обеспечения эконом. безопасности государства и граждан. Гос. власть призвана: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять условия эффективного хозяйствования и темпы эконом. роста; поддерживать оптимальную структуру про-ва, равномерное социально-эконом. развитие регионов; предотвращать криминализацию про-ва и чрезмерное расслоение общества.

2. Равноправное функционирование всех форм собственности. Соотношение гос. и частного сектора должны определяться с учетом национальных интересов.

3. Приватизация как средство привлечения заинтересованного инвестора. Для белорусской модели приватизации приемлемы лишь те инвесторы, которые связывают с Беларусью долгосрочные и перспективные планы, способны обеспечить развитие экономики страны, взять на себя обязательства по решению проблем трудящихся на принадлежащих им предприятиях.

4. Многовекторность внешнеэконом. политики. Это предполагает взаимовыгодное эконом. сотрудничество со всеми регионами мира, а также развитие интеграционных процессов с Россией и странами СНГ.

5. Сильная соц. политика – основа белорусской эконом. модели. Адресность соц. поддержки незащищенных групп населения.

Базовыми документами, определяющими основные стратегические и тактические цели социально-эконом. развития страны являются:«Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.» и др. программные и прогнозные документы.

Республика исчерпала возможности наращивания про-ва за счет экстенсивных факторов, поэтому необходимо обеспечить переход на инновационный путь развития: модернизацию экономики, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимальное использование интеллектуального ресурса страны.