Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции

Для рынка характерна конкуренция. Конкуренция - это эконом. соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в эконом. науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе про-ва, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.

Функции конкуренции:

1) конкуренция должна обеспечивать адаптацию про-ва к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам про-ва. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

2) конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

3) конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности.

4) конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с др. стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

Выделяют различные виды конкуренции.

По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров. Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.

Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара, безопасность для потребления (товар не взрывается при попытке включить его), эстетические свойства (элегантный лейбл на джинсах). В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая. Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг.

К сожалению, иногда используются силовые методы конкурентной борьбы (лишение конкурента сырья, рынков сбыта, скупка патентов, захват рынков рабочей силы), а также запрещенные законом методы (поджоги, убийства опасных конкурентов, экономический шпионаж, подкуп и шантаж, распространение заведомо ложных сведений о конкурентах, подделка торговых знаков и т.д.).

Выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную и несовершенную конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.

Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль.

Функциональная конкуренция - это конкуренция между производителями определенного товара.

Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция - это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают 2 основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей.

Совершенная (свободная, неограниченная). Признаки конкуренции: большое кол-во мелких продавцов и покупателей; полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода “входа” в отрасль, на рынок и “ухода”; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. Степень контроля над ценами: отсутствие контроля; цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения.

Несовершенная (ограниченная). Ее модели: Монополия. Признаки: ограничена влиянием монополий и государства; товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры. Степень контроля над ценами: полный контроль.

Монополистическая конкуренция. Признаки: относительно большое кол-во производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое. Степень контроля над ценами: достаточно слабый контроль.

Олигополия. Признаки: Преобладающая модель в современной рыночной структуре: рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях. поддерживания цен и максимизации прибыли. Степень контроля над ценами: частичный контроль.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды гос. средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции. Осуществление регламентации деятельности монополий со стороны государства проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования.